Стороны горизонта и азимут. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

Стороны горизонта и азимут. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

Стороны горизонта. Азимуты. Ориентирование на местности

Подготовила: Задыляк Л.М.,

  • учитель первой катеогории
  • МАОУ СОШ№26
  • г. Калининград

Стороны горизонта и азимут. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

  1. Стороны горизонта. Ориентирование
  2. Ориентирование – это умение находить стороны горизонта
  3. Основные стороны горизонта
  4. С (север )
  5. Ю (юг)
  6. З (запад)
  7. Ю (восток)
  8. Промежуточные стороны горизонта
  9. С-З (северо-запад)
  10. С-В (еверо-восток)
  11. Ю-З (юго-запад)
  12. Ю-В (юго-восток)

Стороны горизонта и азимут. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

  • ССВ
  • ?
  • ?
  • ?
  • ?
  • ЗЮЗ
  • ?
  • ЮЮЗ

Стороны горизонта и азимут. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

  1. ССВ
  2. ССЗ
  3. ВСВ
  4. ЗСЗ
  5. ВЮВ
  6. ЗЮЗ
  7. ЮЮВ
  8. ЮЮЗ

Стороны горизонта и азимут. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

  • Азимут – это угол между направлениями на север и ориентир. Отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360
  • , 360
  • 45
  • 315
  • 90
  • 270
  • 135
  • 225
  • 180

Стороны горизонта и азимут. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

  1. Задание
  2. Изобразить схему маршрута по заданным азимутам
  3. Образец:
  4. 3 — 270 , 2 -180 , 2 -90 , 1 -135 , 2 -180 , 1 -225 , 1 — 270 , 1 -315

Стороны горизонта и азимут. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

  • Задание
  • Изобразить схему маршрута по заданным азимутам
  • 4 — 360 , 1 -225 , 1 — 0 ,
  • 1 -270 , 1 — 45 , 1 -315 ,
  • 1 — 90 , 1 -360 , 1 -135 ,
  • 1 — 45 , 1 -180 , 1 -90 ,
  • 1 -225 , 1 -135 , 1 -270 ,
  • 1 -180 , 1 -315
  • Самооценка

Стороны горизонта и азимут. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

  1. Задание
  2. Изобразить схему маршрута по заданным азимутам
  3. О Т В Е Т
  4. 4 — 360 , 1 -225 , 1 — 0 ,
  5. 1 -270 , 1 — 45 , 1 -315 ,
  6. 1 — 90 , 1 -360 , 1 -135 ,
  7. 1 — 45 , 1 -180 , 1 -90 ,
  8. 1 -225 , 1 -135 , 1 -270 ,
  9. 1 -180 , 1 -315
  10. Самооценка

История создания компаса

Простейшее механическое устройство — магнитный компас состоит из магнитной стрелки, которая свободно вращается в горизонтальной плоскости и под действием земного магнетизма устанавливается вдоль магнитного меридиана. Компас служит для ориентирования относительно сторон горизонта.

Магнитный компас изобрели около трех тысяч лет назад китайцы. Он имел вид разливательной ложки из магнетита с тонким черенком и шарообразной, тщательно отполированной выпуклой частью.

Этой выпуклой частью ложка устанавливалась на столь же тщательно отполированной медной или деревянной пластине, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней, и при этом ложка легко могла вращаться вокруг оси своего выпуклого основания. На пластине были нанесены обозначения сторон света в виде циклических зодиакальных знаков.

Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Успокоившись, компас указывал черенком (который играл роль магнитной стрелки) точно на юг. Первые компасы использовались для ориентирования в пустыне. В Европе компас появился значительно позже – примерно 600 лет назад.

Итальянец Флавио Джулио усовершенствовал компас, снабдив его картушкой (бумажного круга), разделенной на 16 частей (румбов) по четыре на каждую часть света. Это нехитрое приспособление стало большим шагом в усовершенствовании компаса. Позже круг был разделен на 32 равных сектора.

Стороны горизонта и азимут. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

Ориентация компаса:  

Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь)    Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните корпус компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпала с тёмным концом магнитной стрелки.   Компас готов к работе.

Как сориентировать компас.  

Прежде чем брать компас в поход, необходимо проверить его исправность. Для этого нужно поднести к стрелке компаса любой металлический предмет и вывести его из равновесия. Убрав предмет стрелка компаса должна остановиться на том же месте. Если этого не происходит – компас неисправен!

  • North — Север
  • South — Юг
  • West — Запад
  • East — Восток

Стороны горизонта и азимут. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

  1. Ориентирование по часам и солнцу. 
  2. Расположить часы горизонтально;
  3. Направить часовую стрелку на Солнце (минутная стрелка во внимание не принимается);
  4. Разделить угол между часовой стрелкой, центром часов и цифрой «1», пополам;
  5. Биссектриса угла указывает направление Север – Юг, причем, до полудня Юг будет находиться справа от Солнца, а после полудня – слева.
  6. Ориентирование без компаса
  7. В полдень, в 13 часов, Солнце почти точно находится на Юге, около 7 часов утра – на Востоке, а в 19 часов на Западе.

Для того чтобы найти полдень без часов нужно установить вертикальный шест (гноном ) и отмечать длину тени. Самая короткая тень говорит о том, что сейчас полдень.

Ориентирование по небесным светилам

Полярная звезда расположена в пределах одного градуса от Северного полюса и является точным и надежным ориентиром для определения направления на географический север.

Сначала надо найти Большую Медведицу, затем отложить в одну линию с двумя крайними звездами передней стенки ковша Большой Медведицы пять отрезков, равных расстоянию между этими звездами.

В конце пятого отрезка находится Полярная звезда. Она расположена на самом конце ковша Малой Медведицы.

Около полуночи по местному времени полная Луна находится на юге. Растущая Луна находится на западе. Убывающая Луна – на востоке.

Солнце в полдень находится на юге.

Ориентирование по местным признакам

Просеки в лесных хозяйствах прорубают по линиям Север – Юг, Запад – Восток. Номера кварталов отмечаются на квартальных столбах, выставляемых на пересечении просек. На верхней части наносится номер противоположного квартала. Ребро между двумя соседними гранями с наименьшими цифрами укажет направление на Север.

Муравьи устраивают свои жилища обычно к Югу от ближайшего дерева, пней и кустов. Южная сторона муравейника более отлогая, а Северная – круче.

Алтари православных церквей и колоколен  обращены к Востоку, колокольни к Западу. Приподнятый край нижней перекладины креста на куполе церкви указывает на Север, а опущенный на Юг.

  • Ориентирование по звуку
  • Ночью, когда исчезают многочисленные шумы, слух обостряется и дальность слышимости различных звуков  увеличивается в 1,5 — 2 раза
  • Источник звука
  • Средняя дальность начала слышимости, км
  • Шум идущего поезда
  • 5-10 км
  • Стрельба из охотничьего ружья
  • 2-4 км
  • Резкий шум мотора трактора, гудки авто
  • 2-3 км
  • Лай собак, ржание лошадей
  • Движение поезда
  • 1-2 км
  • 10 км
  • Движение автомашин по шоссе
  • 1-2 км
  • Падение, треск срубленного дерева
  • 800 м
  • Стук топора, визг пилы, звяканье котелков
  • 300-500
  • Разговор людей (неразборчиво)
  • 200 м
  • Негромкая речь, кашель
  • 50-100 м

Trojden | Ориентирование на местности. Азимут: Петрова Н. Н. — 6 класс

Ориентирование — это определение своего положения относительно сторон горизонта. Обычно направления определяют по компасу. Вы уже знаете основные и промежуточные стороны горизонта. Напомним: основные стороны горизонта — это север, юг, восток и запад; промежуточные — северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад.

Основных и промежуточных сторон горизонта всего восемь, а направлений гораздо больше. Как же в этом случае определить направление? Здесь на помощь приходит азимут.

Определение азимута по компасу. Вспомним, что всякая окружность имеет длину 360°. Окружность компаса также поделена на 360°.

Азимут — это угол на местности, образуемый двумя лучами. Один из них всегда направлен на север, другой — на определяемый объект (рис. 98).

Стороны горизонта и азимут. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

Рис. 98. Определение азимута по компасу

От направления на север азимуты отсчитываются по часовой стрелке. Так, азимут на опору высоковольтной линии равен 30°, на заводскую трубу — 135°, на развилку дорог — 210°, на ель — 330° (см. рис. 98).

А теперь другой пример. Предположим, вам надо пройти от отдельно стоящего дерева по азимуту 45°. Для этого необходимо ориентировать компас по сторонам горизонта, найти на циферблате отметку 45° и положить на стекло компаса тонкую палочку так, чтобы она соединяла центр стрелки с этой отметкой. Палочка покажет направление по азимуту 45° (рис. 99).

Стороны горизонта и азимут. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

Рис. 99. Определение азимута 45° по компасу

Движение по азимуту. Предположим, во время игры по ориентированию вам дали задание пройти от растущего на поляне дуба 400 шагов по азимуту 45°, затем 600 шагов по азимуту 180° и 200 шагов по азимуту 120°.

Порядок движения по азимуту таков: 1) встать в той точке, от которой начнется движение; 2) отпустить стрелку компаса и подвести нулевое деление его под северный конец стрелки, т. е.

сориентировать компас; 3) положить на стекло компаса тонкую палочку так, чтобы она соединяла центр стрелки с отметкой, показывающей величину азимута, по которому вам надо пройти первое расстояние (в нашем примере 400 шагов по азимуту 45°).

Если на вашем пути есть какой-нибудь видимый местный объект, например курган, то компас можно убрать и начать движение в направлении этого кургана, отсчитывая по пути нужное количество шагов.

Если такого объекта нет или вы движетесь в лесу, то надо всегда держать перед собой компас так, чтобы нулевое деление его совпадало с северным концом, и идти в заданном направлении.

Читайте также:  Азимут примеры. Как ориентироваться по компасу и азимуту, определение азимута

Пройдя положенное расстояние (в нашем примере 400 шагов), определяют новый азимут и продолжают движение.

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ
  • азимут
  • ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
  • 1. Ученик из пункта А в пункт Б прошел по азимуту 360° 100 м (условно изобразите в тетради это расстояние 10 см). От пункта Б до пункта В он прошел еще такое же расстояние по азимуту 90°. От пункта В он прошел такое же расстояние по азимуту 180°. Начертите путь ученика в тетради и определите, какое расстояние и по какому азимуту ему осталось пройти до пункта А.
  • 2. По плану местности на с. 242 определите, как изменяется направление течения реки Соть.



"Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут" 6 класс

Тема урока: Стороны горизонта. Ориентирование.

УМК издательства «Дрофа». Начальный курс географии 6 класса. Учебник для общеобразовательных учреждений/ (Т.П.Герасимова. Н.П. Неклюкова) Классическая линия: М.: Дрофа, 2010; География. 6 класс.: атлас.М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010; Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс»/ (А.В.Шатных).

М.: Дрофа, 2010.

  • Уровень преподавания— базовый.
  • Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
  • Цели урока:
  • — Содержательная:
  • формирование представлений о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности.
  • — Деятельностная (формирование умений новых способов действий):
  • -формирование практических умений определять с помощью компаса сторон горизонта и азимута на местности, по плану;
  • -формирование практических умений ориентироваться на местности по местным признакам;
  • — развитие у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • -применение усваиваемых знаний в условиях решения учебных задач;
  • — формирование у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
  • Задачи урока:
  • -развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;
  • -развивать практические навыки работы с компасом, планом местности;
  • — формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;
  • -формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
  • — развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление.
  • Планируемые результаты: уметь объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять)направления на плане, географической карте и наместности; ориентироваться на местности припомощи компаса, карты и местных предметов.
  • Личностные УУД:  развитие познавательных мотивов;
  • Регулятивные УУДпостановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;
  • Коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Познавательные  УУД: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве, применение метода информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.

  1. Общеучебные УУД: выделение и структурирование  необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.
  2. Логические УУД:выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие,  построение логической цепи рассуждений.
  3.  Обоснование и особенности используемых приемов/ методов обучения, педагогических технологий.
  4. В данном уроке использовались следующие технологии:
  • Технология объяснительно-иллюстративного обучения, то есть информирование учащихся и организация их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений. Обучающиеся на данном уроке работают с текстом учебника и с электронными образовательными ресурсами; анализируют, выделяют  необходимую географическую информацию;
  • Информационно-коммуникационные технологии  повышают учебно-познавательную мотивацию учащихся, рационально организовывают познавательную деятельность в учебном процессе,  изменяют организацию процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления. Использование средств ИКТ позволяет индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам, изучать явления и процессы в макро – и микромире, внутри сложных географических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования.
  • Технология коммуникативно-диалоговой деятельности. Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, учатся вести дискуссию, отстаивать свое мнение. Урок был разработан с учётом требований  проблемного обучения. В ходе проблемного обучения  создаются различные проблемные ситуации и анализируются пути их решения, формируются умения видеть противоречия, формулировать проблему. Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний. Характерным признаком технологии проблемного обучения является самостоятельная познавательная деятельность учащихся  в выполнении практических заданий.
  • Технология личностно-ориентированного (адаптивного) обучения, создающая условия для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учета и развития их индивидуальных особенностей; 
  • Технологии развивающего обучения, в основе которых лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников, в первую очередь их интеллектуальных способностей, формируя у школьников учебно-познавательные мотивы;
  • Технология критического мышления, т.е. умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам,  достоверность источника, видеть  двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п. Данная технология  позволяет  повысить качество образовательного процесса,  

            интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного             материала по предмету, развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;

  •  Технология дифференцированного обучения -это разделение учащихся класса на типологические группы для организации обучения на разных уровнях усвоения учебного материала, используя при этом различные методы и приёмы обучения. Она предполагает разный темп усвоения содержания, дифференциацию вопросов и заданий, вариативность видов познавательной деятельности, характер и степень дозировки домашнего задания.

Содержание учебного материала: стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

  • Основные термины и понятия: стороны горизонта, ориентирование, азимут.
  • Основное содержание курса в новых образовательных стандартах (тематические разделы)
  • География Земли.

Раздел 1. Источники географической информации.

 План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане.  Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности.  Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану.  

Средства обучения (ресурсное обеспечение занятия):

— дидактическое сопровождение урока:

Начальный курс географии 6 класса. Учебник для общеобразовательных учреждений/ (Т.П.Герасимова. Н.П. Неклюкова) Классическая линия: М.: Дрофа, 2010; География. 6 класс.: атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010; Рабочая тетрадь к учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П.Неклюковой

  1. — необходимое техническое оборудование:
  2. мобильный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компасы, транспортиры, линейка, разноцветные карточки для групповой работы, карточки с обозначениями основных сторон горизонта для физминутки.
  3. При проведении  урока используютсяэлектронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет. Они  представлены в информационной системе «Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов ( Если нет подключения к Интернету, возможно загрузить заранее эти модули на компьютеры)
  4. Ход урока:

1 этап. Организационный.

  • Приветствие учащихся, пожелания  удачной совместной деятельности (слайд 2)
  • В мире много интересного,Нам порою неизвестного.Миру знаний нет предела,
  • Так скорей друзья за дело.
  • — Готовы потрудиться, наукам разным поучиться?
  • — Тогда начнем наш урок
  • 2 этап. Этап проверки домашнего задания
  1. 4 человека  работают с программой  topografya c cамопроверкой;  Работа с интерактивной картой ( 1 чел):  Выбрать масштабы, которые могут быть использованы:

  1. А) для составления планов местности;
  2. Б) для составления географических карт.
  3. Заполнить таблицу.
  4. Примеры масштабов: 1:1000,    1:25 000,    1:1000 000,  1:22000 000,
  5. 1:50 000,  1: 20 000
  1. Фронтальный опрос. Прием «Похлопаем-потопаем». Если согласны с утверждением- хлопаем в ладоши, если нет- топаем. (слайд 3)

  1. Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены все линии на плане по отношению к действительным размерам.

  2. Масштаб бывает четырех видов: численный, именованный, графический, линейный.

  3. Чем крупнее изображена территория, тем больше масштаб.

  4. Чтобы перевести именованный масштаб в численный, необходимо приписать два нуля.

  5. Физическая карта полушарий- мелкомасштабная.

4. Используя прием работы с линейным масштабом в учебнике, определите по плану местности на форзаце 1 длину центральной улицы в деревне Елагино.

3 этап урока. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Вниманию учащихся предлагается картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье». (слайд 4)

— Кто главный герой? Какое у него настроение? Как вы думаете, почему?

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Для этого каждому человеку необходимо научиться в жизни ориентироваться, т.е. определять свое местоположение.

Читайте также:  Бледная поганка вкус. Бледная поганка – как не отравиться смертельным ядом

—  Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться. (запись темы в тетрадь). (слайд 5)- Для чего нам нужно уметь ориентироваться?

Работа с атласом, стр.8. Что значит уметь ориентироваться? Учащиеся записывают определение в тетрадь.

4 этап урока. Этап изучения нового материала.

  • — Что такое горизонт?  
  • Отгадайте загадку:Эта линия всё времяМежду небом и землёй.Хоть весь год к ней прошагаем,
  • А на месте мы с тобой.
  • Что называют линией горизонта? 

Из курса начальных классов учащиеся вспоминают основные и промежуточные  стороны горизонта. Один ученик зарисовывает схему на доске, остальные  контролируют его действия. — Какими способами можно определить свое местонахождение, вы узнаете из

 § 6 учебника, стр. 15. Учащиеся самостоятельно знакомятся с пунктом 2 и выделяют основные способы ориентирования.

Стороны горизонта и азимут. Ориентирование на местности. Часть 2. Азимут. Направление на плане.

Ориентирование на местности по азимутам. Определение азимутов на местные предметы

(Статья: 1.1. Определение азимутов на местные предметы)

Направление на предмет (цель) определяется и указывается величиной горизонтального угла между начальным направлением и направлением на предмет (цель) или магнитным азимутом. При этом за начальное может быть принято направление на одну из сторон горизонта или на хорошо видимый удаленный местный предмет (ориентир).

Магнитный азимут — горизонтальный угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на предмет. Его значения могут быть от 0° до 360°.

Определение магнитного азимута по компасу

Магнитный азимут направления определяется с помощью компаса. При этом отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы.

Затем, не меняя положения компаса, устанавливают визирное приспособление так, чтобы линия визирования через целик и мушку совпала с направлением на предмет.

Отсчет шкалы против мушки соответствует величине определяемого магнитного азимута направления на местный предмет.

На рисунке магнитный азимут на отдельное дерево равен 330°.

Определение азимутов, дирекционных углов и магнитных склонений

Работа с топографическими картами включает в себя знание вычислений дирекционного угла, определения истинного и магнитного азимутов, сближения меридианов и магнитных склонений.

В топографии различают 3 вида направлений на объекты: это дирекционный угол, истинный и магнитный азимуты

Дирекционный угол — это угол α откладываемый по часовой стрелке от 0° до 360° между северным направлением координатной сетки карты и направлением на объектом. Откладывание дирекционного угла по вертикальной координатной сетки позволяет оперативно вести вычисления при работе с топографической картой.

Истинный азимут, или географический азимут — это угол A, измеряемый по часовой стрелке между географическим меридианом и направлением на объект. Разница между дирекционным углом и истинным азимутом состоит в сближении меридианов.

  • Сближение меридианов — это угол γ между истиyным меридианом и вертикальной линией картографической сетки.
  • Магнитный азимут — угол AM, откладываемый по часовой стрелке между магнbтным меридианом (направлением на Север стрелки компаса) и направлением на объект.
  • Дирекционный угол, истинный азимут и сближение меридианов на карте

Магнитное склонение — угол между истинным меридианом и магнитным. Восточное магнитное склонение считается положительным, западное магнитное склонение отрицательным.

Величина магнитного склонения в разных местах разная и не изменяется с течением времени, поэтому на топографических картах указывается не только магнитное склонение на год составления карты, но и его ежегодное изменение.

На картах масштаба 1:500 000 и 1:1 000 000 помечают районы магнитных аномалий и величины колебаний магнитного склонения.

Для определения магнитного склонения на момент вычисления необходимо умножить ежегодное изменение магнитного склонения на количество лет, прошедших с момента составления топокарты и прибавить значение, указанное на год составления.

Пример обозначения на карте магнитного склонения и сближения меридианов

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту и обратно.

Переходить от дирекционного угла к магнитному азимуту необходимо, например, при построении маршрута движения по азимутам, учитывающего магнитное склонение, поскольку на топокарте все направления строятся по дирекционным углам, позволяющим оперативно работать с картой, ведь дирекционные углы откладываются от вертикальной координатной сетки. Движение же по азимутам на местности подразумевает использование компаса и магнитных азимутов, поэтому и необходим такой переход.

Переход от дирекционного угла к магнитному азимуту проводится по формуле: AM = αδ + γ и наоборот α= AM + δγ где: AM — магнитный азимут α — дирекционный угол δ — магнитное склонение γ — сближение меридианов Пример: магнитное склонение на 1982 год восточное, т.е. положительное 10°15′. Год вычисления 2011. Ежегодное изменение магнитного склонения тоже восточное 0°04′. Сближение меридианов западное, поэтому со знаком минус 2°10′. Необходимо дирекционный угол 95°12′ перевести в магнитный азимут для применения на местности.

Схема перехода от дирекционного угла к магнитному азимуту

Сначала вычислим магнитное склонения на 2011 год:

δ = 10°15′ + (0°04′ x 29) = 12°11′ Вычисление магнитное азимута: AM = 95°12′ — 12°11′ + (-2°10′) = 80°51′ Подготовка на топокарте маршрута для движения по магнитным азимутам 1) На топокарте необходимо наметить ориентиры на поворотных пунктах 2) Измерить дирекционные углы и длину каждого прямолинейного участка движения 3) Дирекционные углы перевести в магнитные азимуты, а расстояния в пары шагов, если движение по азимутам будет осуществляться пешком. Данные наносятся на карту, или составляется схема маршрута.

Схема маршрута движения по азимутам Как двигаться по азимутам?

В отправной точке при помощи компаса измеряют, указанный на карте магнитный азимут, по направлению которого замечают удаленный ориентир и выдвигаются в этом направлении.

Дойдя до намеченного ориентира, сверяют по компасу магнитный азимут, намечают следующий ориентир и таким образом двигаются до следующего поворотного пункта, дойдя до которого весь процесс повторяется, но с другим магнитным азимутом. Ориентация на промежуточные ориентиры между поворотными пунктами позволяет выдерживать направление по заданным магнитным азимутам.

Если при составлении маршрута движения по азимутам по топокарте встречается препятствие, то в схему закладываются обходные азимуты поворотных пунктов и расстояния между ними.

Если по ходу движения по азимутам на местности встречается незапланированное препятствие, и оно просматривается до конца, то на противоположной стороне намечают ориентир, дойдя до которого после обхода, сверяют магнитный азимут и продолжают движение. Если препятствие не просматривается до конца, то обход делают по приведенной ниже схеме, причем расстояние отрезка ВС прибавляют к общему расстоянию до следующего поворотного пункта

.

Обход препятствий при движении по азимутам

Урок 7. ориентирование и способы ориентирования на местности. план местности — География — 5 класс — Российская электронная школа

География, 5 класс

Урок 07. Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению представлений о сторонах горизонта и ориентировании на местности.
  2. В ходе урока мы изучим стороны горизонта.
  • Ключевые слова
  • Компас; Азимут; Полярная звезда; Ориентирование; План местности; Топографическая карта; Аэрофотоснимок; Космический снимок
  • Тезаурус
  • Компас — это прибор который помогает определить стороны света.
  • Азимут – угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки;
  • Полярная звезда.
  • Ориентирование – умение определять своё местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов.
  • План местности – это чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде условными знаками.
  • Топографическая карта — географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность.
  • Аэрофотоснимок — двумерное фотографическое изображение земной поверхности, полученное с воздушных летательных аппаратов и предназначенное для исследования видимых и скрытых объектов, явлений и процессов посредством дешифрирования и измерений.
  • Космический снимок — собирательное название данных, получаемых посредством космических аппаратов.
  • Обязательная и дополнительная литература по теме
  1. География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Когда мы рассказываем друзьям, в какой части леса набрали так много ягоды, то говорим, показывая рукой в сторону леса: «Там, как выйдете из поселка, так направо, затем по тропинке через овраг, потом до одинокой березы, а оттуда совсем близко, шагов через триста, начинается вырубка; надо на нее свернуть, дойти до кустов, а за ними — та самая полянка…»

Читайте также:  Рыболовная снасть петля гарднера. Монтаж петли Гарднера для фидера

Если рассказ сопровождать рисунком на земле палочкой, то объяснение становится еще нагляднее.Хорошо, когда оба собеседника знают местность. А что делать, если надо объяснять дорогу в неизвестной местности?  В таком случае нужно будет составить план местности на глаз с применением самых простых приборов.  Конечно, такой план не будет отличаться большой точностью, но этого и не требуется. 

Умеете ли вы ориентироваться на местности?

Тема нашего урока: Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.

На уроке мы узнали, что такое ориентирование на местности. Существует несколько способов ориентирования на местности: по компасу, местным признакам, растениям и животным. Компас – это прибор который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север.

С помощью компаса определяют стороны горизонта или направления на местности. Выделяют 4 основных и 4 промежуточных сторон горизонта. Основные стороны горизонта СЕВЕР запад Восток юг. С права будет восток, а слева запад. Очень надёжный способ ориентирования в Северном полушарии по Полярной звезде.

  1. Разбор типового тренировочного задания:
  2. Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте;
  3. Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте.
  4. Местность на плане изображается на _______________ в ____________ виде без искажений с помощью __________________
  5. Варианты ответов:
  6. местности,
  7. звуков,
  8. условных знаков,
  9. плоскости,
  10. увеличенном,
  11. реальном,
  12. уменьшенном,
  13. цифр
  14. Правильный вариант ответа:
  15. Местность на плане изображается на плоскости в уменьшенном виде без искажений с помощью условных знаков.
  16. Разбор типового контрольного задания
  17. Тип задания: Сортировка элементов по категориям
  18. Текст вопроса: Распределите стороны горизонта по категориям
  19. Основные Промежуточные
  20. Варианты ответов:
  21. Север,
  22. Юго-восток,
  23. Северо-запад,
  24. Запад,
  25. Восток,
  26. Северо-восток,
  27. Юго-запад, Юг
  28. Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Основные Промежуточные
  • Север,
  • Запад,
  • Восток,
  • Юг
  1. Юго-восток,
  2. Северо-запад,
  3. Северо-восток,
  4. Юго-запад

Лекция 2. Ориентирование на местности

2.1.
Понятие об ориентировании

2.2.
Дирекционные углы и осевые румбы,
истинные и магнитные азимуты, зависимость
между ними

2.3.
Прямая и обратная геодезические задачи

2.4.
Связь между дирекционными углами
предыдущей и последующей линий

2.5.
Вопросы для самоконтроля

2.1. Понятие об ориентировании

При
выполнении геодезических работ на
местности, а также при решении
инженерно-геодезических задач на
топографических картах и планах возникает
необходимость в определении положения
линий местности относительно какого-либо
направления, принимаемого за основное
(исходное). Такое определение называется
ориентированием.

Чаще
всего за основное принимается направление
меридиана, и положение линий местности
определяется относительно сторон
горизонта – севера, востока, юга и
запада. Такое ориентирование называется
ориентированием относительно стран
света.

В
геодезии при ориентировании за основное
направление принимают направление
осевого, истинного или магнитного
меридианов. При этом положение линии
определяют с помощью соответствующих
углов ориентирования: дирекционного
угла, истинного или магнитного азимута.

2.2. Дирекционные углы и осевые румбы, истинные и магнитные азимуты, зависимость между ними

Осевой
(средний) истинный меридиан зоны часто
принимают за основное направление. В
этом случае положение линии местности
относительно осевого меридиана определяет
угол ориентирования, называемый
дирекционным (рис. 16).

Дирекционный
угол

измеряется от северного направления
осевого меридиана в направлении движения
часовой стрелки через восток, юг и запад.
Следовательно, градусная величина
дирекционного угла может иметь любое
значение от 0° до 360°.

Рисунок
16 — Дирекционные углы

Для
линии ОА её дирекционным углом в точке
О является горизонтальный угол αОA
 между северным направлением осевого
меридиана и направлением линии. Для
линий ОВ, ОЕ и ОF – αОВ
, αОE
, αОF.

Таким
образом, дирекционным
углом

является угол в горизонтальной плоскости,
отсчитываемый от северного направления
осевого меридиана по ходу часовой
стрелки до данной линии.

В
геодезии принято различать прямое и
обратное направление линии (рис. 17). Так,
если ВС
считать прямым направлением линии, то
СВ
будет обратным направлением той же
линии. В соответствии с этим αBC
является прямым дирекционным углом
линии ВС
в точке М,
а угол αCB
– обратным дирекционным углом этой же
линии в той же точке.

Рисунок
17 — Прямое и обратное направление линии

Из
рисунка видно, что αCB
= αBC
+ 180°, т.е. прямой и обратный дирекционные
углы отличаются друг от друга на 180°.

Иногда
для ориентирования линии местности
пользуются не дирекционными углами, а
румбами (рис. 18).

Осевым
румбом
называется
острый горизонтальный угол, отсчитываемый
от ближайшего направления осевого
меридиана (северного или южного) до
данной линии. Румбы обозначают буквой
r
с индексом, указывающим четверть, в
которой находится румб.

  • Рисунок
    18 — Румбы и дирекционные углы
  • Название
    четвертей составлены из соответствующих
    обозначений главных точек горизонта:
    север (С), юг (Ю), восток (В), запад (З).
  • Зависимость
    между дирекционными углами и румбами
    определяется
    для четвертей по следующим формулам:
  • I
    четверть (СВ) r
    = α
  • II
    четверть (ЮВ) r
    = 180° – α
  • III
    четверть (ЮЗ) r
    = α
    – 180°
  • IV
    четверть (СЗ) r
    = 360° – α

Румб
в точке М
направления ВС
называется прямым, а противоположного
направления СВ
– обратным. Прямой и обратный румб в
одной и той же точке данной линии равны
по численному значению, но имеют индексы
противоположных четвертей.

  1. Рисунок
    19 — Прямой и обратный румбы
  2. Кроме
    осевого меридиана зоны при ориентировании
    линий местности за основное направление
    может приниматься направление истинного
    (географического) меридиана
    .
  3. Истинный
    меридиан

    – линия пересечения земной поверхности
    с плоскостью, проходящей через отвесную
    линию и ось вращения Земли.
  4. Положение
    линии местности относительно истинного
    меридиана определяется истинным азимутом
    или истинным румбом.

Истинный
азимут линии

– угол в горизонтальной плоскости,
отсчитываемый от северного направления
истинного меридиана по ходу часовой
стрелки до данной линии (рис. 20).

Истинный
румб линии

– острый горизонтальный угол, отсчитываемый
от ближайшего направления истинного
меридиана (северного или южного) до
данной линии.

Рисунок
20 — Истинные азимуты

Истинный
азимут A
измеряется от 0° до 360°. Зависимость
между истинными азимутами и румбами
такая же, как и между дирекционными
углами и осевыми румбами.

Истинные
меридианы, проходящие через точки Земли
с разной долготой, не параллельны между
собой и сходятся на полюсах. Поэтому
азимуты одной и той же прямой линии,
определяемые относительно разных
истинных меридианов, отличаются на
величину γ (рис. 21), которую называют
углом сближения меридианов. Его
приближенное значение можно рассчитать
по формулам:

 γ
= 0,54 ·
l

·
tg
φ
 
или  γ = sinφ
· Δλ,

где
l

длина прямой линии между точками (км);
φ – средняя широта линии; Δλ – разность
долгот. При l
=
1 км и широте Хабаровска φ = 48°28' угол
сближения меридианов γ = 0,6' = 36″.

Рисунок
21 — Зависимость между истинным азимутом
и дирекционным углом

Для
перехода от дирекционного угла к
истинному азимуту и наоборот необходимо
знать угол сближения γ между осевым и
истинным меридианом (рис. 21). Зависимость
между истинным азимутом и дирекционным
углом следующая

А
= α
+
γ .

Если
точка расположена к западу от осевого
меридиана, то величину угла сближения
γ между осевым и истинным меридианом
принято считать отрицательной, если к
востоку – положительной (рис. 21). Например,
истинные азимуты линии при дирекционном
угле α
= 70° и углах сближения γ =  – 0°50' для
западной точки М1,
γ = 0°50' для восточной – М2
соответственно равны

А1
=
70° – 0°50' = 69°50',

А2
=
70° + 0°50' = 70°50'.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector