Как овладеть катаной: по шагам (c картинками)

Фехтование  с катаной — бой с мечом для  самурая

Во все времена именно катана считалась  символом самурая. Катана — чисто гражданский вариант самурайского меча.

Военный вариант самурайского меча назывался тати и никогда не применялся в гражданской жизни, хотя по сути,  являся коипей катаны.

Он подвешивался к поясу, а не за пояс, был менее остро заточен  и угол его заточки был больше, так как он был рассчитан на прорубание доспехов, где бритвенно острое лезие катаны испорилось бы после нескольких ударов.

Однако именно самурайский меч —  катана стала по праву симолом самурая.

Фехтование  c катаной претерпело достаточно изменений и улучшений, прежде чем достигло современного высочайшего уровня. Основной расцвет японского фехтования начался со времени периода Сэнгоку (яп.

戦国時代 сэнгоку дзидай «Эпоха воюющих провинций»)— период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века, когда власть сегуната ослабела и пошатнулась и яполния вступила в период феодальныхъ смут и междоусобных войн.

Эта эпоха закончилась только в XVII  веке с установлением сегуната Токугава. 

Именно в эпоху бесконечных войн всех со всеми и расцветает японское искусство фехтования катаной.

К этому времени, а точнее к  XVI веку отнсится образование старейшей фехтовальной школой Японии — Синкагэ-рю. Она считается древнейшей  школой фехтования с катаной в Японии, положившей начало современному исккуству владения мечом. 

Основоположник школы Синкагэ-рю — самурай Исэ-но-ками Нобуцуна сам был отличнейшим фехтовальщиком своего времени. Он лично прошел обучение в трех школах фехтования  — Как овладеть катаной: по шагам (c картинками)нэн-рю, катори синто-рю и кагэ-рю. Выбрав из этих школ самое лучшее, самое на тот момент прогрессивное и объединив их паринципы в Как овладеть катаной: по шагам (c картинками)единое неделимое целое, Исэ-но-ками основал свою школу — Синкагэ-рю, которая и положила основы Кендзюцу — то есть фехтования с мечом в тогдашней Японии. За основу фехтования с катаной Исэ-но-ками взял приемы фехтования школы Кагэ-рю.

Основатель школы Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна прошёл обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэндзюцу — нэн-рю, катори синто-рю, Кагэ-рю. Исэ-но ками усовершенствовал технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ-рю. Результатом стало создание школы синкагэ-рю.

Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками на деле доказал эффективность созданной им школы, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Синкаге-рю была популярной вплоть  до времени реставрации Мэйдзи, когда начался ее упадок и забвение, продолжавшееся вплоть до 50-х годов 20 века, когда школа фактически возродилась и обрела второе дыхание. 

Целью развития фехтования катаной было не только осовение умения владения и фехтования мечом, но и моральной составляющей воина. Одна из истин самурая гласила «Если я ударю мечом Мастера меча в тот момент, когда он любуется цветущей сакурой и не ожидает нападения, то даже Мастер меча, не имеющей себе равных в искусстве владения мечом не сможет отразить нападение (Сугавара).

Следовательно, моральный аспект фехтования катаной — это ударить ли подло в спину самурая, когда тот не готов к битве или нет. А технический момент — быть всегда готовым к битве, чтобы тебя не застали врасплох ни при каких обстоятельствах. И этим не попасть в постыдную ситуацию. Бой с мечом — это непрерывная концентрация тела, духа, и мысли. 

Как овладеть катаной: по шагам (c картинками) «Большинство людей предпочитают смотреть в глаза противнику. В таком случае, глаза должны быть уже, чем обычно, но разум должен быть широк. Зрачки должны быть неподвижными. Когда противник рядом, смотри так, как если бы глядел вдаль. И тогда сможешь видеть не только лицо противника, но и все его тело, что позволит предугадать любой атакующий выпад с его стороны…… В фехтовании можно позволить глазам выразить предельную решимость, но никогда не позволяй им выдать свой разум». (Миямото Мусаси).Как овладеть катаной: по шагам (c картинками)

Вообще,  в фехтовании катаной различались три типа стоек для нанесения ударов:  Дзедан  — позиция с высоко поднятым мечом, Чудан — позиция с мечом поднятым перед собой, и Гэдан — с мечом опущенным вниз. Это основные типы стоек при фехтовании на мече. Бой с мечом  у самураев подразумевал использование всех трех типов стоек в связках однга с другой.

Самих  основных ударов при фехтовании катаной насчитывается восемь, как и три основх защиты — верхняя, средняя и нижняя.

Разумеется, комбинаций всех ударов, защит и их вариацийможет быть бесчисленное множество. Защита может иджи влево или вправо, из различных видов стойки, с разными углами выноса меча вперед. Равно как и ударов при ататке — бесчисленное множество. 

Как овладеть катаной: по шагам (c картинками)Основа успешного фехтования катаной — это правильное предугадывание действий противника и выбор комбинации ударов и защиты, блокирующих и нейтрализующих это действие. Для успешного предугадывания приема противника важно то, о чем писал Мусаси — видеть лицо противника и читать его разум, как раскрытую книгу. То есть фехтование с катаной — это еще и искусство психологического подавления противника, искусство чтения его мыслей и действий, написанных в глазах, на  лице, мимике, жестах.  Школа фехтования Katana Club старается привить своим ученикам  сплав нового и старого  — старых техник фехтования с катаной  с использованием традиционных приемов Синкагэ-рю, и нового — приемов, для катаны, наработанных уже в 20 и 21 веках в Японии, США, Европе. Такое соединение всего самого передового и отточенных веками традиций делает приемы фехтования с катаной Katana Club очень эффективными. Основной упор делается в Katana Club на универсальность приемов, как для длинного меча — катаны, нодати, так и для более коротких, одноручных мечей — вакидзаси, и для ножей — танто.Как овладеть катаной: по шагам (c картинками)

Именно универсальность движений и приемов позволяет нарабатывать крайне эффективную таткитку боя — не важно, какое у вас оружие, важно то, как ты им пользуешься и как проводишь защиту и ататку.

Ученику не приходится разрываться между техникой для ножа, короткого меча (мачете) саблей, или длинным мечом — катаной, нодати, или даже европейским полуторником. Одна и та же техника для внешне разного оружия  и механика доводят его мышечную память до совершенства.

разумеется, есть и отличия в приемах. Но сама основа остается одинаковой. 

Как овладеть катаной: по шагам (c картинками)Одна мышечная память  для разных видов оружия, изучаемая и применяемая на уроках фехтования позволяет в короткие сроки стать эффективным бойцом на разном оружии, в то время как в обычных фехтовальных школах на это уходят долгие годы тренировок. 

Школа фехтования Katana Club постоянно соврешенстует свои навыки, приемы и методики фехтования в Москве с катаной, вакидзаси/мачете, и ноже/танто. Мы открыты для новых приемов и стараемся общаться с другими клубами для обмена опытом и знаниями, создавая в то же время свою, уникальную базу знаний. 

Выполнение ката в японской школе Катори Синто Рю

Катори Синто Рю (кто то произносит как шинто — ошибки тут нет, это перенесение на русский язык английского написания) — на сегодня старейшая и известнейшая школа боевых искусств в Японии из тех, что умудрились сохраниться и донести до нас сегодня те приемы и навыки , которым они обучали во времена феодальных войн.

На видео представлено выполнение ката школы.

Нужно понимать, что это конечно ни разу не бой мечами. Это тренировочное упражнение, направленное на закрепление навыков и движений, применяемых в реальной ситуации. Причем заученное до автоматизма.

Выполнение ката в школе Катори Синто рюВыполнение ката в школе Катори Синто рю

Хорошо это или плохо в реальности? Отчасти хорошо — при внезапно возникших типовых ситуациях, это очень сильно помогает.

А когда это плохо? А тогда, когда противник имеет возможность не применять типовые , отработанные ситуации, ломая всю устоявшуюся схемотехнику боя. Этим во всю пользовался Мусаси, за что с одной стороны получил одобрение тогдашнего японского общества, считающего его хитрым и искусным, с другой стороны его приемы считались весьма бесчестными.

Миямото Мусаси, старинная гравюраМиямото Мусаси, старинная гравюра

Настолько бесчестными и бесчеловечными, что монахи монастырей Киото и Наты, двух крупнейших религиозных центров тогдашней Японии, отказали Мусаси в праве убежища на своей территории, хотя давали кров и спасение даже беглым преступникам.

Монастырский комплекс Нары, Япония
Монастырский комплекс Нары, Япония
Монастырский комплекс Нары, Япония

Нужно понимать, что Катори Синто Рю, старейшая школа из сохранившихся в Японии, обучала все же воинов. Не фехтовальщиков. И для воина было выгоднее иметь именно наработанные до автоматизма связки ката, чем высокую импровизацию в поединке.

Обучение в школе катори Синто рю, старинная гравюраОбучение в школе катори Синто рю, старинная гравюра

Но неправильно было бы думать, что все школы фехтования в тогдашней Японии специализировались только на подготовке воинов. Вовсе нет. Многие из них готовили поединщиков, которые потом расходились по всей Японии демонстрировать свои умения и искусство владения мечом.

Этим занимались просто другие школы, та же школа Касима Синто рю, развиваемая великим Бокудэном, которая как раз рыла направлена именно на совершенствование техники поединка, не войны.

Бокухара Бокудэн, великий японский мастер меча, старинная гравюраБокухара Бокудэн, великий японский мастер меча, старинная гравюра

  • Исполнение приемов в Катори Синто Рю интересно тем, что они смогли пронести через века старую технику владения мечом.
  • Я оговорюсь сразу, она конечно не осталась неизменной на сегодняшний день.
  • Войны, долгие периоды мира, революция Мэйдзи, поражение Японии во ВМВ, наложили тяжелый и неисправимый отпечаток на технику и этой школы.

Разумеется, полностью все не смогло остаться неизменным. И потому частично некоторые вещи создаются сегодня заново,в то время как изначально их не было в таком виде.

Читайте также:  Узелок восьмерка на крючок. как вязать узел восьмерку: пошаговые инструкции схем

Например для обучения используются картинки последовательного выполнения приемов, в то время как в изначальных материалах Катори Синто рю 9а они сохранились в значительной степени в аутентичном виде), таких изображений нет, они передавались от мастера к ученикам.

Современный рисунок выполнения ката Современный рисунок выполнения ката

Многое утрачено, многие вещи, написанные после великих войн эпохи «воюющих провинций», кажутся для любого фехтовальщика весьма смешными и надуманными.

Например весьма забавно выглядит наставление катори Синто Рю, дошедшее до нас в первоисточнике, правда 18 века, о том, что в битве нужно бить противника в щели доспеха.

Это почти невозможно выполнить даже в поединке, в пылу битвы, где ужасы сов сех сторон сыплются градом, никто в щели доспеха выцеливать не будет, вас мигом убьют. Но написано то в 18 веке, когда уж больше ста лет в Японии царил мир и процветание, никаких войн и в помине не было а самураи превратились в торгашей, а не воинов.

Обращает на себя внимание до нельзя ритуализированный стиль выполнения ката.

Кроме того практически нет соприкосновения боккэнов при выполнении упражнения, что говорит о высоком контроле меча.

Наш сайт, посвященный японскому фехтованию http://katanaclubmaster.com

Наш сайт, посвященный занятиям Спочан — спортивной чанбарой. http://chanbara-rus.com

#katanaclub #самураи #япония #катана #спочан #спортивнаячанбара #чанбара#катана #фехтование #фехтованиемеч #японскиймеч #katana #samurai#japansword #samuraisword #рубкамечом #рубкакатаной#японскиемечи#самураи #мечикатана #мечсамурая #катанасамурая#каторисинторю #школаяпонскогофехтования #ката #баттодо #исполнениеката

Фехтование на мечах: историческое японское фехтование и уроки или обучение для начинающих, приемы в спорте и техника этого

Катана — японский самурайский меч с выгнутым наружу лезвием длиной более 60 см (дайто) с длинной и прямой рукояткой, которая дает возможность применять хват двумя руками. Несильный изгиб лезвия и заостренный конец допускают также использовать колющие удары. Сражение одной рукой сильно осложняется тем, что

у катаны нет навершия. Масса японской катаны традиционная для мечей данного типа (примерно 1 — 1,5 кг).

Самурайский меч катана фото

Фехтование с катаной

Фехтование c катаной претерпело достаточно изменений и улучшений, прежде чем достигло современного высочайшего уровня. Основной расцвет японского фехтования начался со времени периода Сэнгоку (яп.

戦国時代 сэнгоку дзидай «Эпоха воюющих провинций»)— период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века, когда власть сегуната ослабела и пошатнулась и япония вступила в период феодальных смут и междоусобных войн.

Эта эпоха закончилась только в XVII веке с установлением сегуната Токугава. Именно в эпоху бесконечных войн всех со всеми и расцветает японское искусство фехтования катаной.

К этому времени, а точнее к XVI веку относится образование старейшей фехтовальной школой Японии — Синкагэ-рю. Она считается древнейшей школой фехтования с катаной в Японии, положившей начало современному искусству владения мечом.

Основоположник школы Синкагэ-рю — самурай Исэ-но-ками Нобуцуна сам был отличнейшим фехтовальщиком своего времени. Он лично прошел обучение в трех школах фехтования — нэн-рю, катори синто-рю и кагэ-рю.

Выбрав из этих школ самое лучшее, самое на тот момент прогрессивное и объединив их принципы в единое неделимое целое, Исэ-но-ками основал свою школу — Синкагэ-рю, которая и положила основы Кендзюцу — то есть фехтования с мечом в тогдашней Японии. За основу фехтования с катаной Исэ-но-ками взял приемы фехтования школы Кагэ-рю.

Основатель школы Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна прошёл обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэндзюцу — нэн-рю, катори синто-рю, Кагэ-рю. Исэ-но ками усовершенствовал технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ-рю. Результатом стало создание школы синкагэ-рю.

Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками на деле доказал эффективность созданной им школы, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Синкаге-рю была популярной вплоть до времени реставрации Мэйдзи, когда начался ее упадок и забвение, продолжавшееся вплоть до 50-х годов 20 века, когда школа фактически возродилась и обрела второе дыхание.

Целью развития фехтования катаной было не только освоение умения владения и фехтования мечом, но и моральной составляющей воина. Одна из истин самурая гласила «Если я ударю мечом Мастера меча в тот момент, когда он любуется цветущей сакурой и не ожидает нападения, то даже Мастер меча, не имеющей себе равных в искусстве владения мечом не сможет отразить нападение (Сугавара).

Следовательно, моральный аспект фехтования катаной — это ударить ли подло в спину самурая, когда тот не готов к битве или нет. А технический момент — быть всегда готовым к битве, чтобы тебя не застали врасплох ни при каких обстоятельствах. И этим не попасть в постыдную ситуацию. Бой с мечом — это непрерывная концентрация тела, духа, и мысли.

«Большинство людей предпочитают смотреть в глаза противнику. В таком случае, глаза должны быть уже, чем обычно, но разум должен быть широк. Зрачки должны быть неподвижными.

Когда противник рядом, смотри так, как если бы глядел вдаль. И тогда сможешь видеть не только лицо противника, но и все его тело, что позволит предугадать любой атакующий выпад с его стороны…… В фехтовании можно позволить глазам выразить предельную решимость, но никогда не позволяй им выдать свой разум». (Миямото Мусаси).

Вообще, в фехтовании катаной различались три типа стоек для нанесения ударов: Дзедан — позиция с высоко поднятым мечом, Чудан — позиция с мечом поднятым перед собой, и Гэдан — с мечом опущенным вниз.

Это основные типы стоек при фехтовании на мече. Бой с мечом у самураев подразумевал использование всех трех типов стоек в связках одна с другой. Самих основных ударов при фехтовании катаной насчитывается восемь, как и три основних защиты — верхняя, средняя и нижняя.

Как овладеть катаной

Сегодня любое японское оружие, в т.ч. катана, классифицируется по длине клинка.

В 710 г. нашей эры человек-легенда и первый фехтовальщик Амакуни впер¬вые применил в бою меч с изогнутым лезвием, который был выкован из нескольких разнородных железных пласти¬нок. Этот меч отличался «сабельным профилем» и с XII по середину XIX просуществовал в такой форме почти без изменений.

С XII века катаны стали непременным атрибутом японской аристократии. После революции Мэйдзи, когда чиновникам было предписано носить шпаги европейского образца, катаныутратили свое привилегированное положение.

Сегодня любое японское оружие, в т.ч. катана, классифицируется по длине клинка, каждый вид меча имеет свое название.

К основным типам относятся: нодати — двуручный меч с длиной клинка более 84 см; тати — придворная сабля самурая с клинком как у катаны, но более пышным декоративным убранством; тинса-катана — придворная сабля длиной до 61 см;вакидзаси — являлась парой к катане или тати, длиной до 51 см; танто — боевой нож, который часто но¬сили вместо вакидзаси, с клинком в 28-40 см, и кайкен — женский нож с прямым клинком 8-16 см.

Катана существенно отличается от любых других мечей, изобретенных человечеством. По гибкости, остроте и прочности катаны превосходят арабские булаты, не говоря уже о европейских мечах. Большинство специалистов бескомпромиссно считают катану лучшим длинным клинком в мире.

В фильме «Убить Билла», режиссер Квентин Тарантино допустил серьезную погрешность во времени и способе изготовления катаны. По японской традиции, оружейник, сковавший клинок, никогда не стал бы заниматься изготовлением фурнитуры — для этого у него был целый штат производственников.

На самом деле, катанапредставляет собой целый конструктор как результат труда многих человек, и настоящий самурай всегда имел несколько комплектов фурнитуры для своего меча. Клинок передавался по наследству из века в век, и в зависимости от разных обстоятельств облик катаны менялся.

Например, на войне нужно было придать мечуаскетичный облик, а на свидание с дамой самурай мог явиться с богато украшенной катаной Катана получила такую широкую известность во многом благодаря технологии ее изготовления. Самое основное в любой катане – это металл, для изготовления клинка предназначалась особая железная руда, содержавшая примеси молибдена и вольфрама.

Прутки закапывали в болото на 8 лет, чтобы ржавчина выела слабые места в изделии, после чего оно отправлялось к кузнецу. Кузнец расплющивал прутки специальным молотом, превращая их в фольгу, потом эта фольга складывалась и снова сплющивалась – в результате готовый клинок содержал в себе около 50000 слоев прочнейшего металла.

Немаловажен факт, что настоящая катана была самозатачивающейся из-за упорядоченного движения молекул – достаточно было повесить клинок на стену, чтобы через определенное время вновь получить острое, как бритва, лезвие. Клинок подвергался поэтапной шлифовке: девять шлифовальных кругов уменьшали зернистость, после чего мастер лично полировал его пылью древесного угля.

Последний этап в производстве – это закалка в жидкой глине, в процессе которой на клинке появлялась тонкая матовая полоска – якиба. Известные мастера ставили на хвостике клинка свою подпись. По окончании ковки и за¬калки меч в течение 2-х недель полировался до зеркального блеска, и лишь после этого работа счита¬лась законченной.

Обычно мастер создавал клинок в одиночестве либо с избранным учеником, которому из уст в уста передавал свои знания и опыт. Процесс изготов¬ления меча мог длиться от нескольких месяцев до 10-15 лет. Известно немало случаев, когда глава самурайского рода заказы¬вал мастеру изготовление катаны для своего новорожденного сына, чтобы по взрослении наследника и окончании его обучения он мог получить свой меч «по спецзаказу».

Читайте также:  Определить географическую широту. как определить географическую широту — пошаговое руководство

«Оружие души» Для японцев катана была не просто оружием — она отражала дух японской нации и являлась символом сословий, вершивших историю в течение веков. И хотя меч не самое древнее оружие Японии, он занимает в истории и менталитете страны особое место.

Самые первые японские мечи были очень похожи на своего китайского собрата – прямого меч «цзянь», и мало походили на катану. Именно такие мечи активно использовались первыми сословиями самураев в раннем средневековье, и уже тогда меч практически считался «оружием души» военной касты.

Отношение самураев к мечу и этика «кэн-дзюзу» составляли неотъемлемую часть кодекса «бушидо», определявшего весь уклад жизни самурая. Наряду с зеркалом и яшмовым ожерельем, меч входил в число священных символов императорской власти.

Меч также был отличительным признаком общественного положения воина, символом чистоты, и – что характерно только для Японии — лучшим драгоценным подарком. Катану преподносили знатным людям, меч вносили в храмы по поводу особых торжеств, дарили послам иных государств в знак уважения. При этом правила ношения меча строго регламентировались этикетом.

После появления катаны, именно этот меч стал считаться символом самурайского достоинства, «оружием души» благородного воина, строго соблюдавшего сложные ритуалы даже повседневного ношения катаны. Признаки достоинства у самураев были свои.

Например, одним из них считалось наличие большого ассортимента мечей – 10 и более, — различавшихся формой и расцветкой ножен и рукоятей. Все мечи предназначались для ношения в разных ситуациях: на придворных праздниках, охоте, на войне. Скажем, если самурай желал выразить свое миролюбие, он вешал катану на правый бок, т.к.

извлечь его из ножен было труднее. Катана на левом боку означала, что ее хозяин «готов к войне».

Приходя в гости, самурай передавал свою катану слуге, который кланялся и водружал меч лезвием вверх на специальную подставку. Если самурай пришел в гости к давнему другу, то он снимал даже короткий клинок вакидзаши, вешая его под правую руку рукоятью к себе.

Обернутая к собеседнику рукоять могла трактоваться как оскорбление, ибо такой жест означал сомнение владельца клинка в фехтовальном мастерстве оппонента. Если же собеседник случайно касался меча своего гостя, это воспринималось последним как угроза его чести, и могло даже привести друзей к поединку.

Если же хозяин дома искренне восхищался красотой клинка и просил разрешения полюбоваться им, трогая лезвие через тонкую ткань, то это, напротив, считалось большой честью для его владельца.

С точки зрения японских масте¬ров кузнечного дела, меч по-настоящему чего-то стоил, если в него была вложена душа кузнеца. В историю вошел один очень интересный поединок, в коем соперничали величайшие оружейники XIV века Муромасой и Масамуне. Кузнецы вонзили свои катаны в дно небольшого ручья, повернув лезвия мечей против течения.

В то время была осень, и все листья, попавшие на лезвие меча Муромасы, рассекались пополам, а листья, что приближались к клинку Масамуне, огибали его, не касаясь. Муромаса в этом поединке признал себя побежденным, т.к.

японская «мифология меча» гласит, что меч есть не оружие агрессии, но оружие мира, и его истинное назначение — предотвращать и прекращать войны.

Применение катаны В феодальной Японии тренировка применения катаны выглядела более чем жестоко – только что созданнымикатанами рубили заключенных, чтобы посмотреть, какое воздействие меч оказывает на кости и ткани.

Меч катанапо своей форме имел слегка изогнутое лезвие, что позволяло клинку дольше оставаться в разрезе, тем самым, глубже проникая в рану. Многие боевые приемы самураев специально задумывались так, чтобы, используя всего 10-15 см кончика меча проникать в тело на 5–10 см.

Это позволяло гораздо легче и быстрее сделать разрез и выдернуть меч для дальнейшего использования.

Схватка на катанах продолжалась несколько секунд, и, дабы не скучать, самураи стремились овладеть разнообразной тактикой. У них водились более хитрые приемы, нежели очевидное «ударить первым», позволявшие сопернику сделать первый выстрел, и тогда атака становилась для него смертельной.

Во всем этом лежит задумка – обмануть соперника, этим же смыслом наделены почти все битвы на катанах. Движением глаз и тела самурай представлял врагу определенную картину, в рамках которой тот атаковал, и в ответ действовал неожиданно. Самураи старой школы не размахивали своими мечами, сохраняя холодное спокойствие до решающего мгновенья.

Они знали, что «если слишком высоко поднимать меч, будет трудно обмануть противника».

Иайдо — искусство мгновенного удара катаной

«Мгновенное убийство» — это умение быстро обнажить меч для нанесения удара, при возникновении опасности. В этом боевом искусстве нет защиты, как в кэндо: шлема, защитного жилета и перчаток.

Предшественником этого боевого искусства было иайдзюцу, которому обучались все самураи. В этой дисциплине существовало 2 основных идеи. Ученик должен был тренироваться с настоящим мечом, не боясь травмировать своего соперника или наставника.

Также ученик должен был научиться мгновенно действовать в ситуациях, когда нужно было резко перейти в атаку или защиту без применения меча. Поэтому иайдзюцу можно рассматривать как дополнение к искусству фехтования на мечах.

Сейчас в наше время фехтование мечом уже не применяется в реальной жизни и изучается достаточно небольшим количеством любителей кэндзюцу. Среди этих людей можно выделить несколько групп.

Первые тренируются в обучении эффективно доставать меч из ножен, другие рассматривают это искусство как возможность постичь себя и свое тело, а японский меч в этом процессе самопознания играет лишь дополнительную роль.

Занимаясь иайдо, каждый сам может определить, что в этом искусстве является для него главным.

Иайдо переводится с японского языка как путь моментального удара мечом, быстрого обезвреживания соперника и возвращения меча в ножны. Обучающийся иайдо должен контролировать в первую очередь себя, а не противника. При изучении этой дисциплины ученик тренируется в представляемых им боях с противником, которого фактически нет.

В арсенале средств обучения есть упражнения, позволяющие поражать как одного, так и нескольких противников, вести рукопашный бой с соперниками с применением специального меча для тренировок. Каждый бой ведется с боевым мечом, первоначально вложенном в ножны.

Основными качествами, необходимыми в иайдо являются умение полностью сконцентрироваться, а также хорошее воображение. Для победы в бою нужно постоянно сохранять правильное положение тела, совершать нужные движения, качественно использовать секретные приемы по захвату рукояти меча, а также прицельно наносить удары.

Основные замечания по технике

  • ·        Меч должен быть длиной от пола до харакэндо – до груди).
  • ·        Рукоять меча (цука) должна упираться в локоть, если ее поставить вертикально, а указательный палец у гарды (цуба).
  • ·        Длинная цука хороша для контратаки (одзи-ваза), короткая – для удара с большой дистанции (маай).

·        Меч (бокэн, иайто, синай, катана) должен быть отцентрован. Рукоятка бокэна должна быть тяжелее его острия.

Например, центр тяжести моего иайто – не на середине, а на 2 кулака от цубы.

Как держать меч

  1. ·        правая рука перед цуба (у лезвия);
  2. ·        левая рука за конец рукояти (пятка рукояти упирается в мягкую часть ребра ладони);
  3. ·        расстояние между правой и левой сжатой кистью – один кулак (иначе не будет рычага);
  4. ·        правая рука направляет [и останавливает] меч, левая – наносит удар; правая кисть – «гвоздь», вокруг которой вертится меч; левая кисть вращает рукоять как рычаг;
  5. ·        кисти держат рукоять крепко (вернее, цепко, но не «душат» меч) и не вращаются (за исключением левой кисти в некоторых случаях);
  6. ·        направление меча при камаэ (верхней, средней или нижней) и уколе (цука, куби) – от хара;
  7. ·        рукоять меча не отводить за профиль тела (кроме о-гасуми), а остриём по возможности не открывать свой центр;
  8. ·        блоки делать жёстко:

Осанка, перемещение, удары

Осанка

  • ·        затылок, шея спина – на одной прямой;
  • ·        голова поднята, но не слишком (подбородок чуть опущен для защиты шеи и прямизны); взгляд открытый;
  • ·        не нагибать корпус вперёд;
  • ·        зад не оттопыривать (бывает у некоторых новичков, особенно в сувари);
  • ·        на лице – «поменьше замученной усталости», одним словом – полный сисэй (выправка).

Перемещение (основа основ, второй урок)

  1. ·        параллельно полу; голова на одном уровне;
  2. ·        плечи не перекашивать;
  3. ·        осанка вертикальная и прямая (затылок, спина, таз на одной прямой – «ощущение стержня», шеи как бы нет); следить за центром тяжести (хара);
  4. ·        передняя стопа смотрит на противника (в любом случае, даже при скручиваниях); задняя перпендикулярна и ее середина на линии передней;
  5. ·        передняя голень перпендикулярна полу.

Удары

  • ·        Сила удара складывается из:
  • §         инерции перемещаемого тела (энергетический взрыв происходит из центра массы — тандэна);
  • §         момента инерции при закрутке бедер;
  • §         момента инерции вращения меча левой рукой вокруг правой (при этом острие развивает большую скорость);
  • §         толчка правой рукой ?
  • ·        Кроме суммы сил и их взаимной согласованности (перетекания), на эффективность удара влияет:
  • §         первоначальное расслабление как плеч, так и всего тела (ощущение себя скрученной пружиной этому не противоречит) с последующим «выстрелом» (молния рождается из пустоты);
  • §         крепкий и правильный хват, что предотвращает дрожь и зигзаги лезвия «при полете» и гарантирует жесткость и отсутствие отдачи энергии при самом ударе;
  • §         ровная осанка в начале и конце перемещения и удара;
  • §         правильный и мощный киай в момент удара.
Читайте также:  Что взять с собой на отдых на природе. Что взять с собой для отдыха с ночевкой на природе? Список необходимых вещей!

·        удар секущий – рубяще режущий, т.е., с протягом (а не прямой как палкой – бамс!) — поэтому делать хлестко как плетью; для этого удар надо наносить левой рукой.

·        большинство ударов – с одновременным шагом (полным – широким, половинчатым – подшагом, или просто притопом), хотя в ката и, тем более, в бою – не редки удары с места и с полувзмахом;

·        при ударе – ноги в плоскости удара; передняя ступня, как правило (если не в ущерб равновесию), повернута на противника;

·        начинать мечом, затем телом – это необходимо для защиты, для силы и для неожиданности (т.к. глаз сначала реагирует на движение тела).

Советы учителя, чёрных поясов, старших учеников

            Здесь я привожу слова нашего инструктора Станислава Владимировича Лукьянова. Каждое выражение кратко, но имеет большую важность для кэндзюцу, а иногда – немерянную глубину для жизни вообще. Высказывания расположил не по мере их «фиксации в сознании», а по мере важности, на мой взгляд.

            Также приводятся советы чёрных поясов и других учеников (у которых есть чему поучиться).

Воля

·         Это нужно вам, а не мне. [Восточный принцип Личности. Ты приходишь в додзё не за килограммом приемов в авоську, а уточнить самостоятельно изучаемую технику, узнать новое, задать вопросы. Даже будучи на необитаемом острове, будока не прекращает тренировки.]

·         Что это за поза уставшего бойца? Где киай, где сисэй?.. Стоя – тоже не облакачивайтесь на меч как Александр Невский. [Это – опершемуся на меч в иай-госи. Следует осознать (лучше самостоятельно – это означает, что уже имеешь понятие) – опираться нужно только на собственный дух.

Ни рукой о колено (особенно в иай-госи, где ладонь чисто символически касается колена), ни руками о бедра, ни спиной об стенку, ни, тем более, о меч. Поза «вольно» (даже перед тренировкой или просто в жизни – например, локтем о прилавок), по-моему, вообще недопустима. Это – показатель ослабленного духа, отсутствие бдительности и выправки.

Также, думаю, не желательно сжимать или скрещивать руки. Выправка (сисэй) – очень, очень важна. Стоит в иай-дзюцу вспомнить, что нужна выправка, и все движения начнут получаться.

Выправка придает движениям не только чёткость и экономность, но и достоинство, что, кстати, хорошо видно на таком элементарном движении, как наклон меча перед вложением его в ножны. При сдавании зачетов смотрят одинаково на технику, киай и сисэй.]

·         Ленивые умирают. [Тут все понятно и «пробивает». С ленью очень трудно бороться. Это один из основных внутренних врагов человека. Хотя и «двигатель прогресса» J.]

·         Человек в гору поднимается мелкими шагами, а скатывается стремительно. [Это относится ко всему. Необходимы ежедневные самостоятельные занятия. Тысячи рутинных повторений. Кроме того, так вырабатывается упорство.

Но главное – шлифуется техника до уровня рефлексов, чтобы потом в бою думать над ситуацией, а не над техникой движений. По-видимому, при выполнении первой ката всегда будешь находить свои ошибки и открывать в ней что-то новое.

]

·         Враг должен трепетать. [Движения должны быть энергичными и точными, взгляд спокойный и абсолютно уверенный. «Взгляд убийцы». Но для этого не обязательно предварительно убивать других J. Достаточно время от времени убивать что-то в себе, прежде всего лень, привязанности, страхи.]

Стратегия

·         Не дадим противнику ни малейшего шанса! [Это кардинальный принцип, главная установка во всем. Например, если хочешь решить какую-нибудь проблему в жизни, то не должно быть полумер. Т.е., необходимо быть непоколебимым в собственных решениях вплоть до мелочей, хотя очень и очень трудно идти против привычек.]

·         Меч самурай жалеет – он ему достается от деда. И он должен его передать своему внуку. [Т.е., надо рубить противника, а не блокировать его меч.] Нет никаких блоков, есть только удары ! [Получается, возможны лишь 3 действия: отклонение, контратака, взаимное убийство.]

·         Все лишнее обрубается. [Отсюда вытекает весь стиль Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Добавлю: не только обрубается, но и оббивается и цепляется, если бой в лесу или в помещении.

В то же время, слишком сильно все к себе прижимать тоже не следует – будет неудобно и слабо.

Кроме того, растопыриваться и размахиваться шибко широко нельзя и по другой причине – самурай в доспехах и шлеме.]

·         Вы с противником должны быть как «на верёвочке». [Не убегайте далеко от удара – вы же биться пришли.]

Сознание

·         Бой сводится к одному: пустоту противника заполнить своей полнотой. [В кэндо – это отыгрывание центра противника. Проиграл свой на милиметр – получил по рукам. Проиграл центр на сантиметр – убит. Любая дуэль начиналась с выжидания, когда у протиыника появится суки – брешь в обороне]

·         Дзансин, киай. Киай, дзансин. [Перед ударом сначала нужно на мгновение сконцентрироваться и оценить обстановку, потом выплеснуть сконцентрированную энергию вместе с ударом, выдохом и криком. Затем опять сконцентрироваться (в том числе потому, что противник может оказаться «недорезанным»).]

·         Где ваш радостный крик «Тоо!» в ответ на хрип умирающего человека ?! [Это не кровожадное замечание, а напротив, уважающее противника, который назван «человеком» и доходчивое представление реальности. Серьезно. Это жизнь самурая.

И радость (точнее — торжество) он должен испытывать не от зрелища чужих страданий, а от собственной победы. И причем, не от того, дескать, «я победил!», а — что вообще случилось само это событие – победа над врагом, точнее – противником («враг» — звучит негативно, а к противоборствующей стороне всегда надо относится спокойно, без эмоций).

Кстати, Тоо – не киай, а действительно крик радости, поэтому должен издаваться горлом, а не животом.]

Динамика

·         Если сломить у противника центр инерции (хара), то он побеждён. [Круто, но не имею комментариев – ещё не понял это. Кэндоист поймёт сразу. Вообще все замечания об отыгрывании центра противника и своём центре – слушайте оч-оч внимательно.]

·         Представьте что Вы напились пива и у Вас тяжелый раздутый живот – это Ярослава ценный совет для удержания равновесия при резкой атаке (особенно о-гасуми), т.е. контроля центра тяжести, сосредоточения на тандэне.

·         Меч, тело. Тело, меч. [Начинать движение вперёд надо с кончика меча и заканчивать движение назад мечом.]

·         Голову не так легко срубить, как кажется. [Кроме ударов по воздуху, нужно время от времени рубить ветки, доски, тыкву, в конце концов…]

Для чего и как практиковать ката

            Здесь приведены инструкции нашего учителя С. В. Лукъянова, советы других мастеров и мои мнения о практике формальных комплексов – ката.

Вот что говорит о ката Антон Ларин – автор книги «Кобудо: Искусство работы с традиционным японским холодным оружием»:

«Ката – это формальная техника, включающая последовательный набор блокирующих и атакующих техник против воображаемого противника (ов). [Боевой танец.]

Но даже многие люди, достигшие чёрного пояса, не понимают сути ката. В среде же японских единоборцев титул победителя соревнований по ката ценится выше чем по кумитэ. Японцы говорят: «Мы изучаем ката, чтобы иметь хорошие кондиции в кумитэ, и практикуем кумитэ, чтобы лучше понимать ката».

Ката есть квинтэссенция боевых искусств. В них собраны вся мудрость, секреты и тайные знания. Без мастера раскрыть информацию, заложенную в ката, почти невозможно. Любая даже простенькая ката состоит из нескольких уровней освоения (до 5).

Это стройная, продуманная и сбалансированная система. Процессы, происходящие в позвоночнике во время выполнения ката, сходны с происходящими при мануальном сеансе. И так же опасны.

Если в демонстрации отсутствует чётко выраженный темпо-ритм, она не признается корректной, ибо показывает отсутствие понимания.  Паузы должны быть «мертвыми» — ни корпус, ни оружие не должны колебаться. А вот техника передвижений, блоков и ударов – должна быть резкой и быстрой.

Поговорка мастеров: «Хито-ката сан-нэн» – Одно ката – три года!»

            Наш учитель говорит, что основная задача практики ката Омотэ (у нас 2-3 года, в Японии – 3-5 лет) – это научится чувствовать дистанцию [и, как следствие – правильные повороты]. В Китае ката (таолу) переводятся как «шаги». Т.е., нужно научиться передвигаться – правильно и в нужное место.

  1.             Кроме того, во время ката отрабатывается множество других навыков (если практиковать с правильным настроем): ощущение цели, опыт видов атак и защит, интуитивность, качество движений тела, расслабленность и спокойствие в сочетании с молниеносностью и напором, равновесие и осанка, наконец, дыхание.
  2.             Во время ката я рекомендую иметь следующие концентрации (работайте хотя бы с одной, в идеале – со всеми):
  3. ·        Концентрация на цели
  4. ·        Концентрация на центре противоборства
  5. ·        Концентрация на своём тандэне, на плавности и расслабленности движений
  6. ·        …

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector