Как работать со светом в фотографии

Творчество

Рисование светом: 10 советов, как сделать крутой фотопортрет

3 октября 2019 17 131 просмотр

Олеся Ахмеджанова

Выбрали советы и фотопримеры из крутой книги нью-йоркского фотографа-портретиста Криса Найта «Драматический портрет». Они научат мастерски работать со светом и создавать выразительные портреты.

Почему так важен свет?

Как работать со светом в фотографии
Драматический портрет
Свет есть свет. Тот, кто умеет видеть его и управлять им, может снять роскошные фотографии с помощью дешевых ламп из обычного супермаркета. А тому, кто не умеет этого делать, не поможет профессиональное освещение за 10 тыс. долларов.

Как работать со светом в фотографии
Фотография из книги «Драматический портрет»

Освещение — это на самом деле просто, хотя мало кто из знающих фотографов вам в этом признается. Освещайте те участки, которые хотите выделить; блокируйте свет там, где он не нужен. Вот, собственно, и всё. Главное — знать, чего вы хотите.

Как мы видим

Вот несколько подсказок, как человеческий глаз воспринимает свет. Что мы бессознательно замечаем в первую очередь? При первом взгляде на изображение человеческий мозг «заточен» видеть определенные детали.

  • ЦЕНТР. Мы первым делом смотрим на то, что в центре изображения, и потом уже перемещаем взгляд к границам кадра.
  • САМЫЙ ОСВЕЩЕННЫЙ УЧАСТОК. Взгляд автоматически притягивается к самому освещенному участку изображения.
  • КОНТРАСТНЫЙ УЧАСТОК. Контрасты также притягивают взгляд — это может быть световой или цветовой контраст.

Как работать со светом в фотографии

  • НАСЫЩЕННЫЕ ЦВЕТА (теплые в первую очередь, затем холодные). Чем более насыщен цвет, тем скорее глаз замечает его. Будьте осторожны с насыщенными цветами, избегайте их избытка — глаз устает от них. Отдельные области с насыщенным цветом притягивают взгляд в нужную точку.
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЛИЦА. Взгляд человека распознает лица в первую очередь, даже если они не в фокусе или частично скрыты за предметами.

Как работать со светом в фотографии

  • ПАТТЕРНЫ. Узоры, симметрия и формы, не характерные для природы и встречающиеся в ней редко, притягивают взгляд. Сам паттерн не так важен для нас, как выделяющийся из общей последовательности элемент. Взгляд (и мозг) выискивает «аномалии», которые кажутся визуально интересными.

Как работать со светом в фотографии

Зная о том, что в первую очередь замечают взгляд и мозг, мы можем или подкрепить это своим изображением, полностью оправдав ожидания зрительного восприятия, или скрыть элементы или часть изображения, чтобы «отсрочить» их восприятие зрителем. Этот феномен так и называется — «отложенное восприятие».

Как работать со светом в фотографии

Контраст

Как работать со светом в фотографии

Это темный объект на светлом фоне

Контраст помогает передать глубину. Объем передается при помощи противопоставления светлых и темных участков. Поняв это, вы сможете делать так, что определенные элементы вашей фотографии будут выделяться или, наоборот, сливаться с фоном. Скорее всего, вы уже это делаете, сами того не замечая.

Как работать со светом в фотографии
А это освещенный объект на темном фоне

С точки зрения композиции концепция освещенного объекта на темном фоне (или темного объекта на светлом) помогает мозгу отличать передний план от заднего. Того же эффекта можно достичь, используя контраст резкого изображения на размытом фоне (или наоборот) и противоположных (комплементарных) цветов.

Тень

Как работать со светом в фотографии

Еще один эффектный инструмент создания портретов — тень и темнота. В выразительном портрете, особенно студийном, затененные участки так же важны, как освещенные. Это инь и ян фотографии (и второй надо использовать осторожно). Без теней не будет ощущения глубины: именно благодаря взаимодействию затененных и освещенных участков появляется трехмерность.

Зонная теория Адамса

Чтобы понять, как определяется тональность изображения, обратимся к зонной теории Энсела Адамса Представьте линейку, разделенную на 11 разных по тональности зон. 0 — абсолютно черный тон. Он считывается глазом как отсутствие информации, и хотя при обработке затемнение можно усилить, в исходнике абсолютно черный очень нежелателен.

Как работать со светом в фотографии

Когда вы снимаете фотографии в низком ключе, лучше всего, чтобы затененные участки соответствовали зонам 2 — 4; тогда при обработке фотографий в формате RAW у вас останется пространство для манипуляций.

Жесткий свет

Чтобы контролировать освещенность/затемненность определенных участков изображения, нужно управлять светом. Два самых распространенных вида света — жесткий и мягкий. Жесткий исходит от точечного источника и создает резкие, четкие тени и зеркальные блики. Он подчеркивает детали любой поверхности, на которую падает.

Жесткий свет

Учтите, что при съемке объектов с неровной текстурой (а человеческое лицо — как раз из их числа) все детали будут очень резко акцентированы, если свет падает даже немного сбоку.

Мягкий свет

Мягкий свет тоже может быть использован при съемке контрастных фотографий, но края теней уже не будут так четко очерченными и резкими, а блики — такими яркими. Мягкий свет скрадывает изъяны большинства типов кожи.

Мягкий свет

Размер источника света

Больше всего влияет на мягкость света относительный размер источника. Этот принцип можно применить к студийной съемке. Представьте себе софтбокс примерно в 30 см от модели. Свет от него будет очень мягким. Тот же софтбокс на расстоянии 7,5 м от модели даст жесткий свет.

На первой фотографии источник очень близко; свет мягкий и контрастный. На второй — источник намного дальше

Стоит изменить расстояние между источником света и моделью (объектом), и свойства света изменятся полностью; края станут более резкими, общее изображение — менее контрастным. Иными словами, чем крупнее источник относительно модели, тем мягче свет.

Фон

Расположение фона влияет на то, насколько темным или светлым он кажется на фотографии. Если фон расположен в 30 см от человека, тень будет гораздо более резкой, чем если человек стоит в 1,5 м от стены.

  • Чем дальше фон, тем мягче тень от модели, если она вообще видна.
  • Фон, расположенный дальше от модели, кажется темнее, и может возникнуть необходимость дополнительно его подсветить.

Расстояние между источником света и моей моделью не меняется — только фон. Слева модель сидит в 60 см от фона; в центре — в 1,5 м; справа — в 3 м

Цвет

Умелое и намеренное использование цвета подкрепляет замысел фотографа и влияет на настроение. Три «технических» компонента цвета — тон, насыщенность и светлота.

  • Тон — место расположения цвета на цветовом круге или то, что большинство людей и имеют в виду под «цветом». Красный, синий, зеленый? Это первый и главный вопрос, который мы решаем.

Цветовой круг Мишеля Шеврёля. 72 деления были ранней попыткой систематической организации цветов

  • Второй компонент — насыщенность цвета или его яркость. Она меняется в зависимости от освещения. Изображение с низкой насыщенностью цветов выглядит призрачным, туманным, с высокой — жизнерадостным и динамичным. Насыщенные цвета бросаются в глаза, менее насыщенные отступают на второй план.
  • Светлота — последний компонент. Насколько светлыми или темными выглядят цвета на снимке? Светлые тона более энергичны, темные действуют успокаивающе. Будьте осторожны и не «перенасытьте» тени по отношению к другим цветам.

Стиль

Нарратив — история, которую рассказывает изображение. Это четкое осознание цели фотографии: иногда она может быть чисто визуальной (например, выразительное, графичное использование цвета и текстуры), а иногда — эмоциональной. Главное — чтобы фотография была не просто «картинкой».

Чек-лист: из чего складывается визуальный стиль

  • Цель/Замысел
  • Вдохновение
  • Цветовая схема
  • Гардероб
  • Фон
  • Прическа, макияж
  • Свет
  • Текстуры
  • Поза
  • Камера и объектив
  • Глубина резкости
  • Угол камеры
  • Кадрирование
  • Выразительность
  • Обработка

Фотографы, работы которых полезно изучить: Эллен фон Унверт, Марио Тестино, Ирвин Пенна, Питер Линдберг, Тим Уокер, Дэвид Лашапель, Дэн Уинтерс, Эухенио Рекуэнко, Грегори Крюдсон. Визуальную манеру каждого из них можно безошибочно угадать по любой из фотографий.

Фотографии, иллюстрации и материалы из книги «Драматический портрет»

Как работать со светом в студии

Как работать со светом в фотографии

Подготовка фотоаппарата к съёмке в студии

Как работать со светом в фотографииФотосьёмка в студии всегда начинается с процесса подготовки фотоаппарата и дополнительной техники. При съёмке в фотостудии фотограф не ограничен погодными условиями и временем, поэтому можно спокойно делать большие серии, при различных условиях освещения. Снимать в студии лучше всего в RAW, поэтому фотоаппарат нужно переключить в этот режим. Рекомендуется отказаться от автоматики и работать только с ручными настройками. Освещение в студии легко выставить идеально, поэтому съёмку нужно вести на минимальной чувствительности.

Оптимальное время работы затвора находится в интервале 1/125-1/250. При съёмке в фотостудии с применением вспышки нужно использовать указатель продолжительности вспышки.

Чтобы определить нужную диафрагму нужно цифровой индекс вспышки разделить на расстояние между источником света и объектом фотосъёмки. В результате получится величина диафрагмы.

На практике этой ерундой редко, кто пользуется, так как мощные источники в студии позволяют в большинстве случаев обходиться без вспышки.

Световое оборудование для студийной съёмки

Как работать со светом в фотографии

  • Софтбоксы;
  • Стрипбоксы;
  • Портретные тарелки;
  • Зонтики;
  • Рефлекторы.

Софтбоксы – классические источники света, применяемые в студии. Они бывают прямоугольные, квадратные или восьмиугольные. Стрипбокс — это осветительный прибор прямоугольной, сильно удлинённой формы. Он даёт меньше тени, чем другие системы и часто используется при съёмке человека в полный рост. При съёмке в студии портретная тарелка хорошо детализирует лицо и текстуру кожи. Это рефлектор, имеющий параболическую форму и внутреннее белое или серебристое покрытие. Белый отражатель даёт более мягкое освещение, а тарелка с серебристым напылением обеспечивает резкую границу между светом и тенью. Для того чтобы рассеивать световой поток в центре портретной тарелки установлен дефлектор или обратный отражатель. Фотографические зонтики в студии позволяют направить на объект отражённый свет. Благодаря своей конфигурации рефлектор является универсальным отражателем. Он позволяет сфокусировать световой поток от источника на объекте съёмки. Рефлекторы бывают нескольких видов:

  • Сферические;
  • Параболические;
  • Эллиптические.
Читайте также:  Что делать если провалились под лед. Если человек провалился под лёд. Что делать?

Каждый из модификаторов по-разному ориентирует световой поток, поэтому при съёмке в студии могут применяться все виды осветительного оборудования.

10 простых схем установки освещения в студии

Фотограф, прежде всего, должен уметь правильно устанавливать и размещать осветительные приборы и пользоваться дополнительными приспособлениями. Работа с освещением в студии подразумевает применение различных схем.

Если на открытом воздухе ситуация постоянно меняется и мастеру фотосъёмки приходится «ловить» свет, то в студии можно не спеша выставить освещение, сделать пробные снимки, затем перейти на другую схему, затем на третью.

Схема 1

Как работать со светом в фотографии

Схема 2

Как работать со светом в фотографии

Схема 3

Как работать со светом в фотографии

Схема 4

Как работать со светом в фотографииЗдесь также используется только один световой прибор. Это октобокс или софит восьмиугольной формы. Он даёт мягкое и равномерное освещение, поэтому часто используется в фотостудии при съёмке портретов. Осветительный прибор располагается перед фотомоделью, справа от фотографа. По бокам установлены две большие белые панели, которые заполняют светом всё поле кадра.

Схема 5

Как работать со светом в фотографииСхема с выделением фона состоит из двух моноблоков. Слева и сзади модели размещается стрипбокс, направленный на объект съёмки под углом приблизительно 45°. Между ним и задником ставится белая панель отсекающая свет от фона. Задник подсвечивается рефлектором с панелью в виде сот. Это позволяет создать на заднике градиент из светлого пятна. При создании оригинальных композиций в рефлектор можно устанавливать цветные фильтры.

Схема 6

Как работать со светом в фотографии

Схема 7

Как работать со светом в фотографии

Схема 8

Если акцент на фотографии должен создавать контровой свет, то в фотостудии для освещения используется следующее размещение. Рисующий софтбокс располагается слева и спереди от модели.

Главную роль здесь играет источник встречного света. Он размещается сзади модели на такой высоте, чтобы высветить красивую причёску.

Чтобы немного приглушить фон справа и сзади модели ставится белый экран.

Схема 9

Здесь используется один источник, а объект съёмки освещается отражённым светом. Рисующий софтбокс располагается спереди и справа от модели рядом с фотографом. Поток ориентирован на зонт с серебристым покрытием. Параболический зонт установлен на треноге, на высоте человеческого роста и световой поток направлен вниз.

Схема 10

При таком размещении роль источника рисующего света играет портретная тарелка. Чтобы световой поток получился более узким, на неё установлена решётка. По бокам модели установлены поглощающие панели чёрного цвета.

Фон подсвечивается не очень мощным рефлектором, который располагается сзади модели и под углом к заднику. Такое расположение создаёт резкие и чёткие тени.

Уровень освещения задника можно менять, получая все оттенки серого цвета.

Сложные схемы

При работе в фотостудии могут применяться сложные схемы, где используется несколько источников света. «Paramount» или гламурный свет организуется с помощью пяти световых приборов. Это мягкое освещение, позволяет показать кожу лица в идеальном виде.

Софтбокс рисующего света установлен немного выше уровня глаз фотомодели. Заполняющий свет находится там же, но ниже рисующего источника. Сзади модели располагается контровое освещение. Два софита расположенные сзади модели, работают на задник под углом 30-450.

Схема «Петля» при съёмке в студии считается одной из самых интересных. Освещение формирует изящные тени на щеке модели, обращённой к рисующему свету.

Основной софит устанавливается ниже, чем в «Paramount» и сдвинут ближе к фону. Источник заполняющего света размещается на уровне фотокамеры, немного выше рисующего.

Сзади модели устанавливается слабый контровый свет, а световые потоки от двух рефлекторов перекрещивается на заднике.

Ещё одной интересной схемой установки освещения в студии является схема Рембрандта. Она характеризуется наличием светлого пятна на затемнённой части лица. Художник добивался этого интересного светового эффекта, пробив отверстие в крыше своей фотостудии. Этого можно легко добиться, применив в студии современные осветительные приборы.

Основной свет устанавливается под углом 45° к предмету съёмки, на небольшом расстоянии. Прямые лучи не должны попасть на фон, поэтому между софитом и задником ставится чёрная пластина. С противоположной стороны лица под углом ставится белый отражатель.

Размеры светлого пятна на затенённой стороне лица можно изменять высотой рисующего источника и отражателя.

Начиная работать в студии нужно по возможности перепробовать все схемы освещения. Это позволит на практике увидеть результат различных световых решений. Опытные фотографы в студии создают собственные схемы установки источников света.

Интересные результаты получаются при использовании только одного софита и нескольких отражателей. С помощью зонта можно направить световой поток в любой участок объекта съёмки.

Это позволит выделить доминанту и затенить второстепенные детали.

???? Как свет влияет на фотографию — Советы начинающему фотографу

Свет — это один из важнейших факторов в погоне за идеальным кадром. При помощи освещения можно  сделать как шедевральное фото, так и абсолютно провальный и ужасный кадр.

Виртуозное владение светом в искусстве фотографии — это мастерство, которому можно научиться. Однако, придется приложить усилия. И я решил вам в этом немного помочь.

Так как же начинающему фотографу научиться работать со светом?

В этой статье я собрал самые важные советы по грамотной работе со светом. Я ответил на вопросы, которые чаще всего интересуют начинающих фотографов.

Поехали!

Научитесь понимать свет

Подумайте о том, какой свет вы хотите. Не назначайте время для фотосессии на улице, исходя только из личного удобства. Опирайтесь на освещение. Обязательно мониторьте прогноз погоды перед съемкой. Природа переменчива  и ее планы могут пойти вразрез с вашими.

Как работать со светом в фотографии

Эти фотографии я делал на закате и без дополнительной подсветки лица и отражателей. Только солнечный свет

Конечно, самое благоприятное время для съемки — это в течение двух часов после рассвета и за час до заката. Однако, чтобы сделать хорошие снимки, не обязательно пытаться вместиться в этот временной промежуток. Отличные кадры у вас так же получатся, если вы будете снимать пейзажи, город или людей в утренние часы, а также с 15-00 до заката.

Фронтальное освещение убивает объем

Направление света на объект съемки может быть трех видов: фронтальное, заднее и боковое. И начинающему фотографу предстоит разобраться с каждым из них, чтобы всегда быть наготове. Ведь от правильно выставленного света зависит то, насколько хорошим получится фото.

Как работать со светом в фотографии

Хоть я и говорю, что самое лучшее время для съемок – это «золотой час», в то же время, когда солнце в зените, могут тоже получаться интересные кадры, как, например, этот. Но с солнцем в зените нужно уметь работать.

Фронтальное освещение идет  от фотографа и направлено прямо на модель. Отсутствие четкого угла падения света не позволяет добиться красивых теней и делает объект съемки плоским. Такой эффект не играет на руку никому. Модель при таком освещении выглядит ужасно ненатурально, а прямо направленный свет создает эффект маски.

Обычно так получается, когда фотограф использует встроенную вспышку. Опытные фотографы предпочитают пользоваться съемными вспышками. Какая она будет, накамерная или кольцевая, зависит от фотоаппарата и предпочтения самого фотографа.

Используйте боковой свет и свет сбоку-сзади от фотографа. Он поможет добиться красивых теней, уберет эффект маски и изображение не будет выглядеть плоским.

Как работать со светом в фотографии

Грамотный подход к изучению тонкостей света поможет вам избежать ошибок в фотографировании и научит правильно выстраивать кадр. Как правильно выставлять свет, я рассказываю в своем авторском курсе по обучению фотографии. Ссылку на фотошколу я оставлю в описании.

Читайте также:  Как березовый сок. добыча березового сока. время, место сбора, хранение и лечебные свойства березового сока.

Проведите эксперимент: в течение дня понаблюдайте за каким-либо объектом. Посмотрите на то, как в разное время на него падает тень. В какое время дня и с каким освещением его выгоднее всего снимать.

Вспышка и солнце

Вспышка — это не тотальное зло. Иногда она может пригодиться даже в солнечный день.

Помните, что практически везде говорят о том, что против солнца снимать категорически нельзя? Так вот, иногда можно нарушить это правило и получить не наказание, а отличный кадр.

А вот как это делается.

В яркий солнечный день возьмите с собой вспышку. Поставите модель так, чтобы солнце светило ей в спину. Да, она будет затемнена в кадре. Но для этого нам и нужна вспышка: с ее помощью можно подсветить глубокие тени.

Как работать со светом в фотографии

В этом кадре я использовал солнце в контровом освещении и вспышку, подсвечивающую лицо. Сравните по объему с первым кадром в этой статье.

Снимая против солнца со вспышкой можно красиво подчеркнуть золотые лучи в волосах. Особенно красиво это будет смотреться на светловолосых людях или обладателях темных волос с рыжим пигментом.

Используйте HDR как можно меньше

Что такое HDR? Эта аббревиатура расшифровывается как «High Dynamic Range» (высокий динамический диапазон). Его функция заключается в сбалансировании темных и светлых частей кадра.

Например, глаз человека обладает высоким уровнем динамического диапазона. Поэтому мы спокойно различаем детали затемненного здания на фоне светлого неба и при свете яркого солнца. И вы точно замечали, что при таком освещении фото со смартфона, например, будет чрезвычайно отличаться от того, что мы видим перед собой.

Как работать со светом в фотографии

Поэтому довольно часто фотографы используют HDR, чтобы сбалансировать контраст между темными и светлыми частями фото. Однако, в этой, казалось бы, замечательной функции есть один огромный недостаток:  HDR всегда имеет ненатуральный оттенок.

Довольно часто фото, снятые с HDR-эффектом, выглядят так словно фотограф чересчур увлекся обработкой. Однако, в некоторых случаях HDR идет на пользу кадру.

Например, пейзажные фото с множеством листвы, светлым небом и ярким солнцем становятся гармоничнее, если использовать HDR. Иногда в портретной съемке при ярком солнце он помогает избавиться от ненужных теней на лице, и наоборот — плохо освещенные или темные кадры могут стать светлее и четче.

Так что внимательно изучите особенности HDR-функции. Больше практикуйтесь, чтобы найти идеальное сочетание тени и света, при котором этот эффект не будет выглядеть ненатурально.

Отражатель —  друг фотографа

Отражатель помогает сбалансировать и смягчить свет. Грубо говоря, благодаря ему, вы получаете контроль над освещением.

Как работать со светом в фотографии

Отражателем может быть не только специальная штука, купленная в фотомагазине, а и стена дома, песок на пляже и белая футболка ассистента.

Начинающему фотографу будет вполне достаточно двустороннего отражателя. Обычно он идет либо с белой и золотой сторонами, либо с серебряной и золотой. Белая помогает сгладить и убрать лишние тени.  Серебряная — отражает холодный свет. Золотая в свою очередь — теплый.

Форма и размер отражателя никак не влияет на его качество. Они направлены на разные виды съемки. Так что подбирайте отражатель, исходя из целей, для которых вы будете его использовать.

Что такое светофильтры и зачем они нужны

Светофильтр — это оптическое устройство, которое выполняет несколько функций. Во-первых, бережет линзу от загрязнений. Благодаря ему в пазы не попадет грязь и пыль.А во-вторых, он изменяет спектр проходящего через него света.

И опять же, выбирать светофильтры стоит точно так же, как и отражатели. То есть, исходя из объекта вашей съемки и локаций. Ведь для архитектуры, природного ландшафта, рек, гор — понадобится один светофильтр. А вот чтобы затемнить определенный участки кадра — другой.

Как работать со светом в фотографии

Мой самый любимый фильтр – поляризационный. Мы уже говорили про него в предыдущих статьях

Походить к выбору светофильтра нужно с особой внимательность. Ведь некачественное устройство может значительно ухудшить кадр. Например, качество изображения будет довольно низким.

И в заключение:

1. Если статья понравилась ставь оценку ниже

2. Остались вопросы пиши их в х ниже, я с удовольствием отвечу на них!

3. Предлагаю тебе ознакомиться с моей фотошколой где у меня много теоретических, практических уроков для начинающих и профессиональных фотографов, а также где я каждый месяц провожу онлайн воркшопы где ты в живую увидишь — как происходит съемка, какие настройки у камеры, как создаются крутые фотографии и я отвечаю на все вопросы!

Не забудь подписаться и получи море полезного контента:Александр Сляднев

Законы света для начинающих фотографов

Для того, чтобы из начинающего фотографа превратиться в хорошего портретиста, нужно знать и уметь многое. Но самое главное – надо научиться правильно пользоваться светом. Вот об этом мы сегодня  и поговорим.

Итак, основные законы, касающиеся света

  1. Маленький источник света дает жесткое освещение,  а большой —  мягкое.
  2. Чем дальше от объекта источник света – тем освещение жестче, и чем ближе – тем мягче.
  3. Чем ближе источник света к объекту, тем этот объект освещается ярче.

А теперь рассмотрим все эти три закона поподробнее.

Закон 1. Размер и мягкость.

Тут всё совсем просто. Чем источник света больше по своей площади,  тем свет, излучаемый им, мягче. Более мягкими, размытыми будут и границы между тенями и светами на изображении.

А вот маленький источник света, который так же называют точечным,  дает жесткие тени и очень контрастные границы между светлыми и темными участками изображения.

Как нетрудно догадаться, при съемке портретов принято использовать большие источники света, которые обеспечивают ровное, мягкое освещение.

Такое освещение достигается  путем применения софтбоксов, зонтов и прочих специальных приспособлений, о которых вы можете почитать в других статьях. Но, тем не менее, стоит заметить, что все вышесказанное совсем не означает, что мягкий свет в портрете лучше. Просто он традиционнее, чаше применяется в этом жанре фотографии.

Как работать со светом в фотографии Как работать со светом в фотографии

Для того, чтобы увидеть действие этого закона воочию, давайте проведем небольшой опыт. Попросите вашего друга сесть на стул около стола. А на стол поставьте обыкновенную настольную лампу. Если друга рядом не окажется, поставьте вблизи от лампы какую-нибудь игрушку. А теперь снимите с лампы плафон или абажур. Только положение лампы не меняйте.

И посмотрите внимательно ещё раз на товарища или на игрушку. Заметили разницу? Обратите внимание на то, как действует жесткий свет от открытой лампы, от точечного источника света. А теперь давайте опять наденем на лампу плафон.

Видите, как заметно мягче стал свет, ложащийся на исследуемый нами объект?  Это произошло потому, что теперь источником света стала не собственно лампа, светящаяся точка, а весь плафон. Он ведь намного больше лампы по площади.

Какой свет вам  понравился лучше? Жесткий, который скрыл в тени то, что вы не хотели бы показывать зрителю на своей фотографии, или мягкий и нежный, дающий плавные переходы от света к тени? Решайте сами. Под фотографией будет стоять ваша подпись.

Усвоили? Всё просто: маленький источник света —  это жесткий свет, большой источник света —  свет мягкий.

Идем дальше.

Закон 2. Мягкость и расстояние

Изучив и поняв первый описанный нами сегодня закон, у вас может возникнуть вполне закономерный вопрос: а как же Солнце? Ведь это гигантская звезда, которая излучает мощнейший световой поток! Но дело тут в том, что Солнце хоть и огромнейший по своим размерам источник света, зато находится оно от нас настолько на большом расстоянии, что его видимый нами размер становится просто ничтожным. Таким образом, всё вытекает из первого закона. Если посмотреть на лампочку диаметром 5 см. с расстояния двух метров, а на лампочку диаметром 10 см. примерно с 5-7 метров – их видимый размер будет примерно одинаков. Стало быть, обе эти лампочки в предполагаемых нами условиях дадут по мягкости совершенно одинаковый эффект освещения.

Читайте также:  Отстрел патронов 12 калибра. Отстрел старых патронов

Как работать со светом в фотографии Как работать со светом в фотографии

Или ещё один пример: если вы решите сфотографировать со вспышкой своего друга, то свет от этой вспышки на его лице будет достаточно грубым и резким. Но если с той же вспышкой сфотографировать какого-нибудь жука —  то на него свет ляжет очень мягко. Близость источника света к маленькому жуку сделает этот источник громадным.

Закон 3. Расстояние и интенсивность

Будем считать, что первые два закона вы усвоили. Остался третий закон, самый сложный. Но, согласитесь, самый сложный —  из простых.

Свет ослабевает быстро. Причем, происходит это нелинейно. Этот процесс называют законом обратных квадратов. Если бы мы сейчас сидели в школьном классе на уроке физики, то для того, чтобы объяснить этот закон, нам пришлось бы оперировать сложными формулами. Но мы ведь не на уроке. Поэтому пойдем по самому простому пути.

Как работать со светом в фотографии

Итак, чем дальше от объекта источник света, тем меньше света попадает на этот объект. Тут самое важное то, что влияние изменения расстояния тем сильнее, чем ближе к объекту источник света.

Если, допустим, светильник, который распложен в 5 метрах от стены, мы отодвинем от неё на 10 метров, то интенсивность освещения этой стены, естественно, уменьшится. И уменьшится заметно. Но если этот же самый источник.

который расположен от этой стены в 100 метрах, мы отодвинем до 105, — то интенсивность освещения стены практически не уменьшится.

Как работать со светом в фотографии

А теперь об этом чуть поподробнее. И без всякой математики. Для начала давайте условимся,  что свет мы будем измерять в «стопах». Для того, чтобы уменьшить свет. падающий на объект, на два стопа, нужно удвоить расстояние до источника. А чтобы на два стопа увеличить свет, естественно, вдвое уменьшить расстояние от источника света до объекта.

А чтобы увеличить его ещё на два стопа, нам будет необходимо расстояние уменьшить вдвое. Но уже не от исходного, а от уменьшенного. Если сразу это вам будет непонятно, поразмышляйте немного —  и вы всё быстро поймёте. Изменение расстояния с 5 метров до 10 уменьшает освещение на один стоп, а вот со 100 метров до 105 не влияет практически ни на что.

Главное тут то, что освещение изменяется совершенно предсказуемо. Знание изложенных нами сегодня  законов  позволит вам значительно  увереннее работать со светом, избежать множества ошибок.

Например, при съемке портрета в студии вы быстро поймете, что намного проще передвинуть осветительный прибор поближе или подальше, чем долго регулировать силу его света с помощью различной электроники.

Ведь вам же теперь точно известно, как работает закон обратных квадратов! Он вам и будет тут главным советчиком!

6 принципов работы со светом в кадре

Освещение ― важный инструмент для создания красивых снимков. Если фотограф не владеет навыками освещения, даже дорогие вспышки не принесут результата. Поговорим о том, как строится работа со светом и какими приемами можно создавать красивые фотографии, которые были бы выразительными, и технически совершенным.

Контровое освещение

При использовании этого приема источник света находится позади снимаемого объекта. Для того чтобы фотографии при контровом освещении получались красивыми, понадобится некоторая тренировка. Попробуйте запечатлеть, как солнце уходит в закат за деревьями. При такой съемке контровое освещение станет частью художественного замысла, так как оставит в кадре лишь силуэты ветвей.

Как работать со светом в фотографии

Работа с яркостью

Для большинства обывателей хорошее освещение — это яркое. Однако при наличии профессионального оборудования можно создавать красивые фотографии даже при свете одной лампочки. Качество снимка зависит от умения настраивать аппаратуру.

Например, если вы хотите сделать так, чтобы на фотографии были видны лишь темные силуэты, вам потребуется матричный экспозамер. Он учитывает весь доступный свет и настраивает диафрагму под эти параметры.

Для того чтобы запечатлеть слабоосвещенный предмет на ярком фоне, нужно использовать заполняющую вспышку. В противном случае камера размоет очертания объекта.

Боковое освещение

Если лучи света падают сбоку под углом, то какая-то часть снимаемого объекта будет оставаться в тени, а другая при этом станет хорошо освещенной. При использовании этого приема можно добиться ярких и выразительных эффектов. Работа со светом в фотографии поможет правильно расставить акценты и передать глубину.

При боковом освещении камера полностью экспонирует осветленные участки. Чтобы смягчить этот эффект, при съемке в студии или в закрытом пространстве, воспользуйтесь заполняющей вспышкой или белым рефлектором. На улице сделать это будет проще. Двигая объект съемки, можно с легкостью менять степень экспонирования.

Как работать со светом в фотографии

Рассеянный свет

Иногда освещение в кадре может быть слишком интенсивным. Чаще всего это происходит при выездной съемке в солнечный день. В полдень свет получается излишне обильным, что делает тени резче, а цвета менее контрастными. Чтобы избежать этого старайтесь фотографировать только в облачную погоду. Если все же не удалось избежать яркого солнца, поместите снимаемый объект в полутень.

Искусственное освещение

Работа со студийным светом предполагает использование большого числа разнообразной аппаратуры. Главным инструментом фотографа при съемке в помещении является вспышка. Большинство из них автоматизировано и не требует больших усилий во время съемки. В то же время вспышка может создавать эффект красных глаз, который потом придется убирать в фоторедакторе.

Портретное освещение

При съемке людей фотографы используют несколько принципов освещения:

  • — боковое;
  • — классическое;
  • — рембрандтовское;
  • — баттерфляй.

Если портрету нужно придать драматизма, источник света размещают сбоку, чтобы высветить одну половину лица. Боковое освещение лучше всего подходит для создания мужских снимков.

Самой популярной моделью является классическая. В таком принципе освещения создаются небольшие тени от носа к щекам. Для этого источник света располагается под углом 30-45 градусов от объектива чуть выше уровня глаз.

Рембрандтовское освещение отличается наличием только небольшого треугольника света в области щек. Эта модель подходит не всем лицам, а только тем, на которых хорошо выделяются скулы. При съемке с таким принципом игры теней и света удается подчеркнуть трагичность и драматизма снимка.

Как работать со светом в фотографии

Если нужно скрыть дефекты кожи и сеточку морщин, используют принцип освещения баттерфляй. Источник света располагается выше уровня глаз за камерой. Этот способ часто применяется при гламурных съемках моделей.

Как научиться работать со светом при создании фотографий?

Если вы желаете освоить искусство портретной или объектной съемки, запишитесь на специализированные курсы в Москве от ArtWork. Под руководством опытных наставников вы сможете быстро освоить тонкости работы со светом и настройки аппаратуры. В школе можно пройти профессиональное обучение на фотографа и подробно узнать о многих других секретах мастерства:

  • — построение композиции;
  • — ретушь;
  • — использование фоторедакторов.

В завершении вы сможете собрать полноценное портфолио и станете получать первые заказы на съемку.

На курсе «Фотография» обучение ведется практикующими мастерами фотоискусства. Они не просто расскажут о теоретических аспектах, но и поделятся большим числом профессиональных секретов, познакомят с актуальными трендами и тенденциями. Чтобы записаться на бесплатный пробный урок, оставьте заявку онлайн или свяжитесь с менеджерами ArtWork по телефону.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector