Как узнать, когда лед безопасен: по шагам

Многие любители необычного зимнего досуга с нетерпением ждут, когда же на водохранилищах сформируется лед. Да и автолюбителям становится проще по ледяной дороге доезжать до переправочной станции или моста.

А жители отдаленных населенных пунктов устраивают пешие транспортные переправы для сокращения пути до требуемого пункта. Только риск в этом вопросе неуместен, поэтому надо знать какая толщина льда является безопасной для движения и другие важные нюансы.

Официально допустимая толщина

Во многих регионах рыбаки выходят на лед, когда его толщина достигает 7 см. Однако, безопасным показателем считается 10 см. Пешие переправы разрешаются при 15 см и более, а транспортные — свыше 30 см.

Стоит учитывать, что ледовое покрытие может различаться в разных местах. Даже при его оптимальной толщине на озере в центре, вблизи берега и в зонах слияния рек отмечается более тонкая корка.

Как узнать, когда лед безопасен: по шагам65 мм — недостаточно безопасная толщина для движения

Для одного человека и группы людей

Одному человеку можно ходить, когда толща льда более 10 см в пресном водоеме и минимум 15 см — в соленом. В речных устьях и протоках, местах с густой растительности, рядом с деревьями и кустами крепость ледового покрытия ослаблена. Когда температура окружающей среды сохраняется несколько суток свыше 0, прочность ледового настила понижается четверть от требуемого показателя.

При выходе на лед следует ориентироваться по его внешнему виду:

  • голубого окраса — надежный;
  • белый — крепость в 2 раза снижена;
  • матовый — опасный.

Для групповых прогулок по льду надо дождаться, пока его толщина не достигнет 15 сантиметров и больше.

Как узнать, когда лед безопасен: по шагамДопустимые показатели безопасной толщины для передвижения

Толщина для автомобиля

Если планируется выезд на замерзший водоем в машине, важно принять во внимание безопасные значения толщины льда. При этом, учитывают вес ТС.

Официальные показатели:

Толщина, при которой лед выдерживает транспортную нагрузку, м Вес ТС, кг
пресная вода морская
0,7-0,8 0,6 До 20
100 0,95 До 40

Кроме этого не забывают учесть глубину водохранилища, интенсивность течения, расстояние до пункта назначения, количество движущегося транспорта.

Для зимней переправы

Показатели представлены в таблице:

Сколько держит лед – вес перемещающегося объекта Удаленность от кромки, см Допустимая толщина, см
для пресной воды для соленой воды
Весом 100 кг 100 10 15
До 80 150 20 25
До 300 200 25 30
До 650 240 35 45
До 1000 250 40 55

Зная массу технического средства, легко подсчитать безопасную толщину.

Как узнать, когда лед безопасен: по шагамЛедовая переправа для передвижения автотранспорта

Факторы, влияющие на прочность

Лед нарастает постепенно и неравномерно, в зависимости от скорости остужения воды. При безветрии корка утолщается на 2,5 мм в расчете на 1 градус окружающей среды. Например, если температура стабильно держится 5 градусов, за сутки сможет образоваться лед в 1 см. Соленая и мутная вода замерзает медленнее, следовательно, рост будет меньше.

На формирование ледовой корки влияют и другие факторы:

  • глубина водного бассейна;
  • скорость течения на реке;
  • величина снежного покрытия;
  • мощность ветра.

На небольших озерах толща льда будет больше, поскольку огромная водная масса на глубоководных участках затормаживает обледенение. Поэтому точно определить толщину покрытия нельзя с берега.

Много наметенного снега тоже плохо. Он оказывает давление, и вода начинает подмывать его через образовавшиеся трещины. В результате появляется слякоть и затем — наледь. Выходить на такое покрытие опасно для жизни.

Также негативно сказывается на формирование ледяной толщи резкое похолодание. Это приводит к появлению полыней, через которые вода попадает на поверхность и подмерзает. При повышении температуры она не дает расширяться льдинам до исходных размеров.

Отсюда и возникают ледовые нагромождения и торосы вдоль береговой линии.

Как узнать, когда лед безопасен: по шагамБывает и так, если не знать безопасную толщину

Теория и практика

Для передвижения автотранспорта трассу чистят по обеим сторонам от оси (не менее, чем на 10-15 см) и помечают вехами, размером до 15 см. Ледовые дороги должны быть в одном направлении, поэтому обратный путь прокладывают на расстоянии 100 и более метров.

Рыбакам следует делать лунки с интервалом 5 метров, возле берега — 3 метра. Диаметр отверстий должен быть не больше 10 см. Желательно располагать их в шахматном порядке. Ради безопасности огораживают лунки снежными сугробами и прикрывают их деревянными щитами. Зависший лед следует сбивать вручную или с помощью специальной техники.

Раз в 5 дней местной Гидрометеослужбой производятся замеры толщины ледового покрытия. При оттепели замеры снимают чаще.

Формула для расчета толщины для передвижения ТС:

Hтр = N х A х P

  • H – это толщина ледового нароста;
  • N – здесь коэффициент пропускаемости машин (500 авто в день – 1, 400 – 0,8, 300 – 0,6 и так далее);
  • A – значение, характеризующее нагрузку (показатели для колесной или гусеничной техники);
  • P – масса перевозимого груза автомобилем, тонн.

Формула расчета может дополняться, в зависимости от региональных условий.

Оптимальная нагрузка, т Необходимая безопасная толщина (см), с учетом среднесуточной температуры за предшествующие 3 дня Расстояние между машинами, м
При минус 10 ᵒС и меньше -5 ᵒС Кратковременная оттепель
Гусеничный транспорт (трактора)
4 19 21 29 10
6 22 24 31 16
10 27 30 38 21
16 35 40 51 26
20 40 45 55 31
30 50 55 69 35
40 56 62 80 40
50 62 70 87 45
60 70 76 99 50
Колесный транспорт
4 23 25 32 19
6 30 33 41 21
8 35 38 49 23
10 39 43 54 26
15 47 51 65 30

При использовании значений из таблицы надо учитывать, что берется среднесуточный градус и идеальные условия для нарастания ледового покрытия на пресноводных водоемах. Если лед пористый толщину следует удвоить. Когда вода соленая, поправочный коэффициент меняется до 1,2.

При необходимости толщину покрытия увеличивают искусственным путем. Для этого нужный участок поливают водой и ждут промерзания слоя.

Как узнать, когда лед безопасен: по шагамзимник

Правила поведения на тонком льду

При передвижении по тонкому льду желательно пользоваться уже протоптанными дорожками, а при их отсутствии — проверять прочность покрытия палкой. Первый шаг делают, не отрывая ступней от поверхности.

Нельзя проверять крепость ударом ноги. Во время перехода по заливу надо обходить стороной опасные участки.

Особенно следует быть осторожным в местах с интенсивным течением, родниками, выступающей намерзшей растительностью и там, где впадают ручьи либо сточные воды.

Если движется группа людей, необходимо держаться строго друг за другом на расстоянии не менее 5 метров. Надо быть готовым оказать экстренную помощи, если кто-то провалится под лед.

При рыбалке недопустимо делать много лунок мотобуром поблизости и сбиваться в большие группы. В случае перемещения на лыжах, проверяют наличие уже готовой лыжни и следуют по ней.

Если такой не имеется, отстегивают крепления лыж и палки несут в руках, не надевая петли.

Рюкзак или рыболовецкий чемодан вешают на плечо, а лучше волочь его на веревке или на санках в 2 метрах сзади. Собираясь на рыбный промысел, заранее узнают погоду на планируемый день. Если ожидается сильный ветер, то велика вероятность отрыва льдин от берега.

При отправке на лед рекомендуется с собой взять теплую одежду про запас. Тогда в случае проваливания в воду, можно сразу же после спасения переодеться.

Как узнать, когда лед безопасен: по шагамЗамеры толщины

Правила поведения на замерзшем водоеме

Не стоит экспериментировать, проверяя надежность ледовой корки с помощью ударов ногами. Если покрытие уже сформировалось, но достаточно хрупкое, надо проверять его жердью. Лучше двигаться по уже протоптанным дорожкам.

Если вы первопроходец, то следует избегать опасных мест. Запоминают характерные признаки тонкого покрытия: треск, прогибание, возникновение воды сверху.

Если подобное наблюдается, передвигаются широко расставив ноги и не торопясь.

Не позволительно шествовать большой компанией по тонкому льду, бежать. Обязательно соблюдают дистанцию в 5-6 метров. При необходимости пересечь особенно опасный участок, берут с собой сопровождающего для страховки. Даже находясь на расстоянии, он сможет своевременно оказать помощь попавшему в беду человеку.

Признаки тонкого льда

О хорошо сформировавшемся ледовом панцире свидетельствует его зеленоватый либо голубой оттенок.  Также не должно быть снежного покрова.

О хрупкости поверхности говорит ее пористость, сероватый окрас. А занесенные снегом участки особенно опасны, поскольку не дают видеть заводненные места и полыньи.

Также толщина тоньше там, где произрастает камыш или тростник, другая водная растительность.

Существуют и другие признаки небезопасной поверхности:

  • рыхлость и чисто белый цвет;
  • наличие сверху воды;
  • характерный треск при ступании.

Как проверить толщину

Перед передвижением на замерзший водоем не лишним будет внешне оценить прочность покрытия. Первый лед как паутина — тонкий и прозрачный.

Безопасным для человека считается гладкий и без трещин, синеватого оттенка. Если он издает характерный звук, прогибается под весом, значит не стоит рисковать. Впервые спускаться надо предельно осторожно.

Сначала следует простукивать его палкой, прежде чем двигаться.

Как узнать, когда лед безопасен: по шагамПод ногой растрескивается и прогибается — это признак его ненадежности

Как вести себя на льду

Действие многих людей на льду, особенно детворы, часто можно назвать неразумными. Официально безопасной считается толщина — минимум 10-15 см. При массовых мероприятиях норматив повышается до 20-25 см.

Прежде чем выходить на схватившийся коркой водоем, обязательно изучают правила поведения и какая толщина сможет выдержать человека. Иначе неминуемы пагубные последствия.

Читайте также:  Как отличить королевскую змею от кораллового аспида

Как узнать, когда лед безопасен: по шагамКак вести себя

Опасные участки

Ледовое покрытие особенно небезопасно для передвижения по нему осенью, когда только начинает образовываться лед, и в начале весны из-за начавшейся оттепели.

Обычно вдоль береговой линии покрытие более утолщенное, чем в центре водохранилища.

Следует избегать участки, покрытые толстым снежным слоем, проруби, полыньи и рыболовецкие лунки, устья — двигаясь по таким местам человек рискует провалиться в воду.

Стоит обходить стороной болотистую местность, даже в сильные морозы. Выделяемые газы делают лед хрупким.

Правила поведения при попадании в воду

Если человек внезапно проваливается, надо четко следовать правилам поведения:

  • не паникуют;
  • раскидывают руки по сторонам, чтобы была возможность опереться о края и не наглотаться воды;
  • избегают порывистых манипуляций, стараются выползать из купели (если есть доступ к веревке, пользуются ей для подтягивания);
  • не опираются на участки льда малой площади;
  • после попадания на поверхность отползают или откатываются от края провала — нельзя резко вставать и бежать.

Если есть кому, надо вызвать МЧС. При намерении помочь провалившемуся выбраться, необходимо отыскать способ увеличить опорную площадь (это может быть спортивный инвентарь, пластик).

Недопустимо вставать на край облома льда, надо действовать на безопасном расстоянии. Забрасывают потерпевшему веревку и начинают медленно подтягивать.

Затем следует его переодеть в теплую одежду, напоить горячим чаем без алкоголя и вызвать скорую помощь.

Базовые меры предосторожности, которые должен знать каждый, перед выходом на ледовое покрытие:

  • ступают на лед, предварительно удостоверившись, что он прочный;
  • передвигаются по выложенными другими пешеходами тропам;
  • проверяют надежность покрытия палкой, если отсутствуют следы передвижения;
  • возвращаются назад, если при наступании на лед появляется треск и выступает вода;
  • отходят от опасных участков не спеша, скользящими шагами, без отрыва подошвы от поверхности и без остановок;
  • обходят места скопления рыбаков, поскольку дополнительная нагрузка может привести к появлению трещин;
  • откладывают посещение замерзшего водохранилища, если на улице пасмурно, слякотно или идет снег;
  • не посещают водоемы зимой в ночное время;
  • держатся подальше от прорубей, полыний и зон с сильным течением;
  • не топают, чтобы проверить прочность.

Как узнать, когда лед безопасен: по шагамПравила поведения при попадании в воду

Время формирования льда в России

Большая часть регионов в РФ располагается в широтах с холодным климатом, где зима продолжается более 3 стандартных месяцев.  Первый лед, способный выдерживать вес человека, на водоемах появляется уже к концу ноября.

Покрытие, подходящее для передвижения машин, формируется только в средних числах января. При этом, учитывают погоду за весь предшествующий период.

Когда температура окружающей среды в течение 3 дней сохраняется в пределах 0 градусов, прочность  снижается на четверть от исходного показателя.

Официально ледовые переправы через водоемы начинают функционировать с середины января. Закрываются они в конце февраля, при условии отсутствия зимой краткосрочных оттепелей. Важно помнить, что сроки установления льда разнятся в зависимости от региона. Поэтому предварительно надо узнавать прогноз погоды и официальные заявления властей по поводу толщины ледового покрова.

Безопасная толщина льда для рыбалки: показатели, правила, советы

О, этот азарт, заставляющий истинных рыболовов поступаться благами цивилизации и отрываться от любимых диванов! Порой фанат рыбной ловли забывает обо всем в ожидании рандеву с водоемом и поединка со сверкающей чешуей добычей.

Но есть вещи, которыми нельзя пренебрегать даже в пылу азарта. Это ваша безопасность.

Зимняя рыбалка всегда предполагает некоторый дискомфорт и риски, но их можно минимизировать, если отправляться на водоем только тогда, когда толщина льда достигнет безопасных значений.

Сегодня основной темой нашей беседы станут правила безопасного поведения во время зимней рыбалки.

Как говорится, волков бояться – в лес не ходить, но только очень неумный человек отправится в лес, кишащий зубастыми хищниками просто в поисках приключений, предварительно не обезопасив себя.

Так и с зимней рыбалкой: отказываться от истинного дзена и адреналина не стоит, но минимизировать риски нужно обязательно!

Как узнать, когда лед безопасен: по шагам

Когда формируется ледовый покров

Многие рыбаки начинают ждать зимнего сезона, еще только лишь распрощавшись с летним. Многие тяготятся этим ожиданием, в ноябре-декабре считая дни до установления ледового покрова. И зачастую пренебрегают собственной безопасностью, выходя на тонкий лед, буквально дышащий под ногами.

Как узнать, когда лед безопасен: по шагам

Эта приманка обеспечивает богатый улов даже при плохом клеве!
Подробнее

Ориентироваться исключительно на календарь в этом случае глупо: с каждым годом наблюдается все больше температурных аномалий, и показатели минувшего сезона не ориентир.

Например, в Беларуси, на Смоленщине и Брянщине в сезоне 2019-2020 годов льда и вовсе не было: всю зиму держались температуры, близкие к 0оС.

Причем небольшие заморозки чередовались с продолжительными оттепелями, так что ни о какой рыбалке по льду не было и речи.

В восточных и северных регионах наблюдается более благоприятная картина: лед достигает приемлемой толщины уже в начале декабря, а иногда – и ноябре. Но нужно учитывать и тот факт, что 4-5 дней оттепели с повышением температуры до плюсовых значений снижает прочность покрова практически на четверть!

Зато и растет лед достаточно быстро. Если его толщина составляет менее 10 см, среднесуточный прирост при температуре -5оС составляет порядка 4 см, а при -15оС – вдвое больше! Но чем толще покров, тем медленнее он растет: он сам по себе представляет природную термоподушку, защищающую воду от промерзания до дна, а обитателей водоема – от гибели.

Безопасные показатели толщины

Любой опытный зимник скажет: самая продуктивная рыбалка – по перволедью. В это время даже начинающий мормышечник может наловить массу еще не ушедшей в зимовальные ямы мирной рыбы. А какую в этот период добывают щуку! Об окуньках и говорить нечего – они берут на все и вся.

Однако никакой улов не стоит жизни и здоровья человека, поэтому любителям зимней рыбалки настоятельно рекомендуется не выходить на лед, пока его толщина не достигнет условно безопасных 7 см.

Однако гарантированную безопасность дадут лишь 10 см покрова, да и то при соблюдении элементарных мер предосторожности.

Приведенные выше показатели актуальны только для зимней рыбалки по пресной воде. Давайте рассмотрим и другие критерии:

  • Перемещение на лыжах – от 8 см. Лыжи являются оптимальным средством передвижения по масштабным замерзшим акваториям, покрытым снегом (по голому льду на них особо не погуляешь). Они не только ускоряют перемещение, но и способствуют распределению массы человека по большей площади (не ступни, а лыжи).
  • Снегоходы – от 12-15 см. Замечательное средство передвижения, особенно полезное для рыболовов-поисков, постоянно перемещающихся по водоему.
  • Соленая вода – от 15 см. Лед из морской воды (или с ее примесью) должен быть более толстым: он априори менее прочен.
  • Детские забавы – от 12 см. В данном случае имеется в виду преимущественно катание на коньках и салазках.
  • Организованное перемещение пешеходов – 15 см. Официально разрешено переходить с берега на берег там, где толщина льда достигнет указанной величины. В противном случае (вне мест организованного перемещения) вы идете на свой страх и риск, а за безопасность никто не отвечает.
  • Движение на автомобилях – 30 см. Это значение актуально для организованных автомобильных переездов по льду, обозначенных соответствующим образом.

Как узнать, когда лед безопасен: по шагам

Определение прочности льда

Все вышесказанное хорошо в теории, но на практике измерить толщину покрова сложновато. Лучше всего дождаться соответствующего сообщения в рыболовных бюллетенях, актуальных для вашего региона. Во всяком случае, должно пройти не менее недели с момента установления стабильной морозной погоды.

Далее следует оценить:

  • Цвет покрова. Наиболее прочным и безопасным является голубой и зеленоватый лед. Белый и сероватый покровы не так прочны, особенно если сочетаются с рыхлой ноздреватой структурой и всевозможными вкраплениями (песок, камушки, водоросли и так далее).
  • Наличие воды на поверхности. Если на поверхности выступает вода, на нее даже выходить не стоит: риски колоссальные.
  • Беззвучность перемещения. Если вы ступили на лед, а через некоторое время услышали характерный треск, сразу осторожненько поворачивайте обратно.

Объективно оценить толщину льда рыболов может лишь при бурении лунки (рулетка или линейка в помощь), но для данной манипуляции следует достаточно удалиться от берега, что не всегда безопасно. Особо следует избегать участков:

  • Покрытых снегом. Под сугробом может скрываться любая опасность, поэтому если есть возможность (не весь водоем покрыт снегом), такой участок лучше обойти.
  • С сильным течением и родниками. В таких местах возможны вымоины, незаметные сверху.
  • Заболоченных. Болотные газы создают своеобразный парниковый эффект: даже в лютые морозы лед изрядно подогревается снизу, что не способствует его прочности.
  • В устьях и местах слияния рек. Там наблюдается неоднородное по скорости и направлению течение.
  • Слива сточных вод. Таких участков следует однозначно избегать: сточные воды всегда теплые, да и чистотой не отличаются.

Обилие рыболовов на небольшом участке льда, с одной стороны, свидетельствует о его перспективности и относительной безопасности, с другой – риски повышаются: можно провалиться в слегка подернутую льдом и занесенную снегом лунку. В лучшем случае, промочите ногу, но на морозе и от этого радости мало.

Правила безопасного поведения

Предположим, что теоретически толщина льда достигла минимально допустимых величин, и вы отправились на первую в сезоне рыбалку. В этом случае следует:

  • Перемещаться спокойным шагом. Ни в коем случае не бегите и не прыгайте, не вздумайте проверять крепость покрова ногой. Лучше всего идти размеренным шагом, практически не отрывая ног от поверхности (как на лыжах).
  • Проверять путь пешней. Это примитивное приспособление вроде ломика на палке необходимо любому рыболову: им можно не только простукивать лед для выбора безопасного пути, но и очищать лунки от наледи. В крайнем случае, пользуйтесь хотя бы длинной крепкой палкой.
  • Избегать потенциально опасных участков. Об этом мы говорили выше: все, что отличается от общей картины, нужно по умолчанию считать аномалией.
  • Идти по тропе. Если на снегу видны следы или протоптана тропа, это косвенным образом свидетельствует о безопасности перемещения и достаточной толщине льда.
  • Носить груз на одном плече. Рыболовный ящик или рюкзак расположите так, чтобы можно было моментально сбросить амуницию и освободить вторую руку. В идеале, если лед очень подозрителен, лучше тащить груз за собой на веревке.
  • Идти рассредоточенной группой. Ни в коем случае не следует идти рядом большой компанией, особенно в ногу: эффект резонанса и повышенная нагрузка способны разрушить даже визуально крепкий покров. Оптимальный интервал – 5 метров и более.
  • Обеспечить себя элементарными средствами спасения. Это может быть веревка до 20 метров длиной (с петлей и грузом на конце), та же палка и так далее. Веревка должна лежать в легкодоступном месте или висеть на шее!
Читайте также:  Местные предметы и формы рельефа относительно которых определяют свое местоположение. Ориентирование на местности без карты

Действия при попадании в воду

Если вы все же провалились в воду, главное не впасть в панику: хаотичные телодвижения только усугубят и без того незавидное положение. Итак:

  • постарайтесь прийти в себя и не допускайте опускания головы в воду;
  • погромче и без дополнительных фраз зовите на помощь;
  • если есть возможность сделать это легко, сбросьте рюкзак и обувь;
  • не цепляйтесь пальцами за края: лед будет крошиться, только увеличивая площадь полыньи;
  • постарайтесь увеличить площадь опоры на толщу льда: раздвиньте руки, положите палку и обопритесь на нее, постепенно выползая на лед грудью;
  • ногами совершайте упорядоченные движения как при плавании кролем: основная цель – придать телу горизонтальное положение и вытолкнуть себя на лед;
  • выбравшись, откатитесь от полыньи, немного проползите на четвереньках, затем осторожно встаньте на ноги;
  • немедленно (но не бегом по льду!) проследуйте в теплое место, вызовите врача и выпейте горячего чаю. Алкоголь в данной ситуации только усугубит положение.

Как спасать утопающего

Заслышав крик о помощи, не стоит бросаться к пострадавшему очертя голову: рискуете оказаться в воде рядом с ним. Нужно поступить следующим образом:

  • Бросьте пострадавшему веревку или протяните палку. К полынье следует приближаться максимально осторожно, причем не более чем на длину веревки или палки – так безопаснее. Если толщина льда достаточна, можно просто осторожно идти, но лучше не доверять визуальным впечатлениям и доползти до места.
  • Если веревки нет, нужно максимально распластаться на льду и подползти к краю. Придется орудовать исключительно руками. Лучше дать пострадавшему какую-нибудь плоскую опору для распределения нагрузки, например лыжу, кусок фанеры или пластика. Вытаскивать можно как за руку, так и за воротник.
  • Вытягивать пострадавшего нужно равномерными поступательными движениями. При этом нужно помнить о необходимости распределения нагрузки, то есть делать это лежа или сидя.
  • Когда вытащите пострадавшего из полыньи, помогите ему отползти от опасного участка. Пусть он не спешит вставать на ноги сразу.
  • Обеспечьте перемещение пострадавшего в теплое место и медицинскую помощь – без осмотра врача можно пропустить обморожение.

Советы рыболовов

Даже если вы не относите себя пока что к истинным фанатам зимней рыбалки, прислушайтесь к нижеизложенным рекомендациям – быть может, однажды они спасут вашу жизнь:

  • Купите спасалки. Это нехитрое приспособление называют еще «ледовыми шильями». Оно представляет собой шнур, снабженный крепкими шильями на рукоятках. Втыкая эти зубья в лед и подтягиваясь на них, можно выбраться из воды максимально быстро и гарантированно. Носить спасалки во время рыбалки и любых перемещений по замерзшему водоему следует исключительно на шее (не в ящике или рюкзаке).
  • Учитывайте, что толщина льда возле берега обычно больше. По идее, для измерений можно было бы пробурить лунку в паре метров от берега, не подвергая себя особому риску. Однако замеры эти, к сожалению, не будут корректными.
  • Не забывайте и о весенних рисках. При устойчивых весенних оттепелях на водоеме становится не менее опасно. Не соблазняйтесь знаменитым преднерестовым жором до потери бдительности: лед покрылся водой, изменил цвет, стал пористым и затрещал – близок ледоход. Ну а об опасности катания на льдинах взрослый человек догадается и сам.
  • Если что – ползите! Если услышали характерный треск или определили по иным признакам, что лед крайне ненадежен, разворачивайтесь и потихоньку идите к берегу. А лучше ползите – это практически гарантированная безопасность.
  • Не сверлите лунки рядом друг с другом. Большое количество лунок, просверленных на небольшом расстоянии друг от друга, существенно снижает прочностные характеристики льда. Поэтому соблюдайте интервал хотя бы в 2-3 метра и не располагайтесь близко от других рыболовов.

Зимняя рыбалка – это истинный мужской дзен, круто замешанный на адреналине. Однако помните, что любой риск должен быть оправдан и сведен к минимуму!

Как узнать, когда лед безопасен: по шагам

Рыболовы удивляются, почему у меня клюет, а у них нет? Только для вас раскрываю секрет: все дело в чудо-приманке!
Подробнее

Как узнать, когда лед безопасен: по шагам

Признаки тонкого и прочного льда

Cкачай приложение МЧС России Правительство Российской Федерации
Как узнать, когда лед безопасен: по шагам Скачать оригинал

Несоблюдение правил безопасности на водных объектах в осенне-зимний период может привести к трагическим последствиям.

Осенний лед в период до наступления устойчивых морозов — непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную толщину.

  • Как правило, водоемы замерзают неравномерно, по частям: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине.
  • На озерах, прудах, ставках (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручей, в которых нет русла реки, подводных ключей) лед появляется раньше, чем на речках, где течение задерживает льдообразование.
  • На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью.
  • Основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке:
  •  — безопасная толщина льда для одного человека не менее 7 см;
  • — безопасная толщина льда для совершения пешей переправы 15 см и более; 
  • — проезд на автотранспорте следует осуществлять только по специально оборудованным переправам.
  • Прочным льдом является прозрачный лед с зеленоватым или синеватым оттенком.
  • На открытом бесснежном пространстве лед всегда толще.

Тонкий лед имеет молочно-мутный или серый цвет, обычно ноздреватый и пористый. Такой лед обрушивается без предупреждающего потрескивания.

Лед, покрытый снегом (снег, выпавший на только что образовавшийся лед, помимо того, что маскирует полыньи, замедляет рост ледяного покрова). 

Лед более тонок на течении, особенно быстром, на глубоких и открытых для ветра местах; над тенистым и торфяным дном; у болотистых берегов; в местах выхода подводных ключей; под мостами; в узких протоках; вблизи мест сброса в водоемы теплых и горячих вод промышленных и коммунальных предприятий. В местах, где растет камыш, тростник и другие водные растения.

Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости.

При переходе через реку пользуйтесь официальными ледовыми переправами.

Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды — это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя.

В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь.

Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.

Фото из архива

Как узнать, когда лед безопасен: по шагам Как узнать, когда лед безопасен: по шагам

Безопасность на льду. Это должен знать каждый

В данных советах нет ничего сложного. Однако за их несоблюдением кроются безвременно потерянные человеческие жизни. Это надо понимать и помнить постоянно.

  1. Пьянство на зимней рыбалке недопустимо! Теряется контроль над собой и окружаюшими. Принижается чувство самосохранения и «тянет на подвиги». Нетрезвый может не только провалиться под лед и утонуть, но и просто потеряться и замерзнуть. Шумное, неадекватное поведение черевато конфликтами с другими рыбаками, которые в последствии, обидевшись, могут не сразу прийти на помощь. Время и мороз играют против рыбака, вариант отлежусь, протрезвею и выбирусь не работает как летом.
  2. На тонкий, неокрепший лед выходить нельзя. Случайно попав на тонкий лед, отходите назад скользящими осторожными шагами, не отрывая ног ото льда.
  3. Прочный, безопасный лед — это лед прозрачный, толщиной не менее 4-5 см. Молочный белого цвета лед вдвое слабее прозрачного. Самый опасный — ноздреватый лед, образовавшийся из смерзшегося снега.
  4. Лед всегда слабее вблизи топляков, свай, тростника, берега и на течении.
  5. В оттепель после первых морозов лед становится тонким. Особенно опасен тонкий лед, припорошенный снегом. Под снегом не видно трещин и других препятствий.
  6. Над большими глубинами лед образуется позднее и поэтому он менее прочен, а значит, и опасен тогда, когда кругом на средних глубинах он достаточно надежен.
  7. В озерах родниковые ключи иногда встречаются на больших глубинах. Лед над ними размывается и опасен.
  8. В устьях речек и ручьев лед, подмываемый течением, часто бывает ненадежным в течение всей зимы.
  9. Под мостами, в узких протоках между широкими плесами и между островами лед часто бывает опасным даже в середине зимы. Весной по льду в этих местах ходить нельзя.
  10. Не выходите на неокрепший лед в одиночку, а вдвоем или втроем. Однако идти всем рядом нельзя. Лучшее расстояние — 2-3 м. друг от друга. По последнему льду не следует ходить и гуськом. Там, где пройдет один, второй может провалиться.
  11. Выходя на лед, обследуйте (прощупайте) его впереди себя пешней или палкой. Лед, который пробивается пешней с одного удара опасен.
  12. Идя по неокрепшему льду, держите ящик на одной лямке. В случае нужды, так легче от него освободиться.
  13. Не собирайтесь на тонком льду группами. держитесь на расстоянии 2-3 м. друг от друга. Но не разбредайтесь по водоему на значительные расстояния. Вы должны прийти на помощь другому как можно быстрее.
  14. Не пользуйтесь коньками на первом льду. На них можно легко въехать на тонкий, неокрепший лед или в полынью. Еще можно упасть и пробить тонкий лед своим телом.
  15. Будьте особенно осторожны при переходе реки ниже плотины. Там состояние льда меняется быстро, и иногда уже через 2-3 часа бывает нельзя вернуться обратно по своему следу.
  16. Если возникла крайняя необходимость перейти опасное место на льду, завяжите вокруг пояса шнур, оставив за собой свободно волочащийся конец, около которого должен находиться товарищ. Переходить опасное место надо с большим шестом, держа его поперек тела.
  17. Если лед вдруг станет трескаться, сохраняйте спокойствие, не поддавайтесь панике, быстро, но в то же время осторожно лягте на лед и отползите на безопасное место. Бежать, а тем более прыгать, нельзя.
  18. Если все же случилась беда, и вы оказались в воде, не пытайтесь выбраться на лед только с помощью рук, не подтягивайтесь за кромку льда. Держась за нее руками, надо с осторожностью вынести на лед сначала одну, потом вторую ногу, затем, не спеша, и так же осторожно отползти (откатиться) от опасного места.
  19. Помогая провалившемуся под лед товарищу, у которого не оказалось шнура, подавайте ему в руки пояс, шарф, палку, рукоятку пешни или ледобура и т. п. За них можно ухватиться крепче, чем за протянутую руку. К тому же при сближении на расстояние руки легче обломить кромку льда.
  20. После метелей остерегайтесь не замерзших лунок под снегом.
  21. Не подходите близко к лункам, в которых ставят промысловые сети. Они всегда покрыты тонким льдом или снегом. Заметить их можно по холмикам рядом лежащего колотого льда.
  22. Остерегайтесь промоин во льду над быстрым течением.
  23. Не становитесь на льдины, отколовшиеся от ледяного поля: они могут внезапно перевернуться под ногами.
  24. Помните, что весенний лед после ночного заморозка утром кажется крепким и надежным, а днем, особенно в конце ледостава, он крошится и проваливается.
  25. Спускаясь с берега на лед, осевший при спаде воды, остерегайтесь глубоких трещин, скрытых под снегом. В них можно тяжело повредить ногу.
  26. Находясь на льду, учитывайте, что под снегом он нарастает медленнее, чем на бесснежном пространстве.
  27. Не зная особенностей водоема или условий образования льда, не пытайтесь выезжать на лед на автомашине.
  28. Опасен и крепкий скользкий лед. Можно поскользнуться, упасть и довольно неудачно. При достаточном удалении от цивилизации сломанная нога может превратиться в серьезную проблему, усугубляемую быстро наступающими сумраками и усиливающимся холодом.
Читайте также:  Как ловят рыбу на паук. Паук для рыбалки

Когда можно выезжать на лед на автомобиле

Лед толшиной в 15 см вполне в состоянии выдерживать автомобиль весом до 2 тонн. Конечно, характер льда вносит свои коррективы. На потрескавшийся лед не стоит выезжать даже когда он очень толстый. Лучше на лед вообще не выезжать.

Необходимо отметить, что прочность льда морей и озер, имеющих соленую воду, намного меньше, чем пресных водоемов.

Поэтому и грузоподъемность льда морей (соленых озер) для тех же толщин следует уменьшать примерно на 25-30% Не рекомендуется преодолевать ледяную переправу на автомобиле весной, при начавшемся разрушении льда, а также осенью, когда он не прочен.

Таблица. Удерживаемый вес автомобиля в зависимости от толщины льда.

Общий вес автомобиля 2 тонны 3 тонны 5 тонн 7 тонн 10 тонн 20 тонн
Толщина льда в см 15-16 20 30 35 40 60

Нужно вначале определить место переправы, толщину и прочность льда, крутизну берегов и состояние льда у берега. Немалую проблему представляет не только сам лед, но и заснеженный выезд обратно на берег. Машина может просто забусовать, а дополнительные нагрузки на и без того менее прочный лед у берега увеличивают проблему.

Обычно переправы устраивают в местах с ровными и пологими берегами и крутизной не более 5-6 градусов. Съезжать на лед нужно плавно и двигаться только по заранее выбранному направлению на промежуточных передачах при средних оборотах коленчатого вала двигателя. Двери автомобиля желательно держать открытыми.

Во всяком случае они не должны быть блокированны центральным замком и каждый пассажир должен быть готовым немедленно покинуть автомобиль в случае опасности.

В любом случае прежде чем выходить на лед, всем необходимо прочитать этот печальный рассказ. И всегда помнить чего может стоить беспечность и надежда на авось…

02.03.2013. Финский залив. Как сообщили «Фонтанке» в Северо-Западном региональном центре МЧС, в 10.40 поступило сообщение о том, что в районе 33 километра Приморского шоссе не могут добраться до берега 4 рыбака. На место отправились сотрудники РПСО и ПСС.

В результате любителей подледного лова доставили на берег в районе поселка Пески. Кроме того, был начат мониторинг льда Финского залива, в ходе которого 50 гражданам сообщили о существующей угрозе и предложили вернуться на берег.

Позднее спасателями были доставлены на берег еще шесть человек.

По данным ведомства на 17.00, на льду Финского залива находилось на менее 100 человек. Всего для спасения рыбаков привлекли 5 катеров на воздушной подушке. Напомним также, что сегодня спасали людей и в районе Толбухина маяка: днем во льду образовалась трещина, преградившая путь на берег любителям зимней рыбалки.

Спасатели с помощью катеров на воздушной подушке «Хивус» переправили через промоину более тридцати человек. Однако до конца ситуация не разрешена: на льду остаются более десятка автомобилей, лишенных возможности преодолеть водную преграду. С ними остаются и их хозяева, которые отказываются бросить свое имущество.

16.01.2013. Ладога, поселок Черное. В районе 16:00 отрыв большого участка льда. Направление трещины от мыса «Сосна» на острова Зеленцы и Каредж. Расстояние от берега 2км. К месту происшествия выехала дежурная смена поисково-спасательного отряда г. Шлиссельбурга на судне на воздушной подушке «Славир». Три рыбака-любителя были сняты со льдины и в 19:10 доставлены на берег.

Сразу хочу объяснить по поводу оторванного льда, те не отрыв льда, а то что там остались люди машины и даже одна (Гранд Чероки) утонула, тк трещина прошла как я понял прямо под ней. Диагноз произошедшего такой: Все знают что лед каждый год и не раз за зимний сезон рвет от мыса на Зеленцы (хотя бывают вариации).

Все знают что лед после трещины, «припай» так называемый, 10-20 см. Все были в курсе, что ветер о берега… И все равно как бараны поперлись на тонкий припаяный лед. Вывод какой если люди «дураки», то им, видимо, ведро окуней может заменить машину, «собаку», буран или недай бог жизнь.

Исходя из написанного получилось следующее: Мыы приехали в Черное с точной точкой остановки машины (координаты дал знакомый) тк дальше лед тоньше торосы, незаметный «припай» нового льда ну и тд. Кстати, зная данную информацию мы не пошли ни за окунем ни за плотвой в потенциально опасное место.

и весь день в лунке был опущен «маяк», который показал бы что происходит движение льда, его поворот ну и тд. Соответственно 90% случаев с затоплением машин ну и прочих бед происходит от незнания и БЕЗОЛАБЕРНОСТИ рыбаков. Кстати, «свиней» на льду не уменьшилось… брошенные бутылки пакеты хабарики… Я так понимаю, что людей учит только жизненный опыт.

Пример. Ну вот допустим рвет лед вы жмете на газ чтобы свалить и перед самым краем трещины врубаетесь колесом в бутылку… Дальше все будет плачевно.

Взято с fisher.spb.ru.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector