Стук сос. sos — сигнал бедствия. Охота на слова

Многие считают, что радиосигнал бедствия на море SOS произошел от английской фразы «Save Our Souls» — «Спасите наши души». Однако это не так. Вот история происхождения сигнала бедствия на море.

Стук сос. sos - сигнал бедствия. Охота на слова

Международная акционерная компания Маркони, имевшая в начале ХХ века монополию на оборудование радиотелеграфными станциями морских судов Англии и Италии, установила, что все суда с её радиостанциями должны пользоваться для передачи сообщений о бедствии сигналом CQD, то есть сигналом общего вызова с добавлением первой буквы английского слова danger – опасность.

В повестке дня Международной радиотелеграфной конференции, которая была созвана в Берлине в 1906 году с участием России и ещё 28 стран, был вопрос об установлении единого международного сигнала бедствия на море. Предложение компании Маркони утвердить сигнал CQD в качестве международного сигнала бедствия на море конференция отвергла, поскольку этот сигнал легко спутать с общим вызовом CQ.

Представитель германской фирмы «Сляби-Арко» предложил сигнал SOE, используемый в позывных судов, оборудованных радиостанциями этой фирмы.

При обсуждении был отмечен существенный недостаток этого сигнала: так как буква Е передается по азбуке Морзе одной точкой, то при слабом приеме и в условиях помех сигнал может быть искажен и не принят. Было принято предложение заменить букву Е на букву S.

Получился ритмичный сигнал SOS, который и был утвержден Международной конвенцией, подписанной в Берлине 3 ноября 1906 года, как единый международный сигнал бедствия на море.

Моряки разных стран стали истолковывать значение букв, составляющих сигнал SOS, различными английскими фразами:

  • Save Our Ship (Спасите наше судно),
  • Send Our Succour (Пошлите нам на помощь),
  • Swim Or Sink (Плыть или тонуть),
  • Save Our Souls (Спасите наши души) и т.д. Из русских букв СОС составил фразу: спасите от смерти.
  • Однако после подписания Международной радиотелеграфной конвенции некоторые судовые радисты ещё несколько лет продолжали применять сигнал CQD.
  • В начале суток 15 апреля 1912 года старший радист погибающего океанского лайнера «Титаник» Филиппс начал передавать по радио сигналы бедствия и позывные
  • «Титаника»: CQD MGY… Помощник старшего радиста Брайд посоветовал Филиппсу:
  • — Передай теперь SOS, это новый сигнал, и может быть тебе больше никогда не придется его посылать.
  • И Филиппс стал передавать SOS, на который отозвались и пришли на помощь многие корабли.
  • После гибели «Титаника» сигнал SOS стал единственным сигналом бедствия на море.

Но случалось, что передаваемый сигнал бедствия не был принят вследствие помех со стороны других мощных радиостанций.

В связи с этим Международная радиотелеграфная конвенция 1927 года установила единую международную частоту для передачи сигналов бедствия на море 500 кгц (соответственно волна 600 м), а для обеспечения приема на этой частоте без помех все передачи, не являющиеся сигналами бедствия или безопасности, в диапазоне 500 плюс/минус 15 кгц решила запретить.

Эта же конвенция установила специальный сигнал бедствия для радиотелефонных станций судов и самолетов. Сигнал этот звучит по-русски: «Мейдей» (имеет значение «помочь мне» на французском языке) и передается судовыми радиостанциями на частоте 2182 кгц.

Кроме того, Международная конвенция 1927 года установила так называемые минуты молчания: от пятнадцатой до восемнадцатой и от сорок пятой до сорок восьмой минуты каждого часа запрещаются все передачи в диапазонах морской радиосвязи, за исключением сигналов бедствия, безопасности и срочности. Эти минуты предназначаются для наблюдения на международной частоте бедствия.

Первые мертвые минуты впервые прозвучали в эфире с парохода «Меттьюс» в 1898 году. Пароход налетел на плавучий маяк возле Дувра. Но лишь через 8 лет (1906) сигнал стал международным.

Р. Малинин «Радио», №2, 1971 год, стр. 32.

  • Стук сос. sos - сигнал бедствия. Охота на слова
  • Стук сос. sos - сигнал бедствия. Охота на слова
  • Стук сос. sos - сигнал бедствия. Охота на слова
  • Стук сос. sos - сигнал бедствия. Охота на слова
  • Стук сос. sos - сигнал бедствия. Охота на слова

История сигнала SOS

Сигнал SOS предназначен не только для моряков, его можно передавать с помощью камней, солнечных зайчиков и… постельного белья

Международный сигнал бедствия SOS появился 3 октября 1906 года. Изначально он не имел никакой расшифровки и был выбран Международной радиотелеграфной конвенцией просто потому, что подать его очень легко, а спутать с чем-либо другим практически невозможно.

«Спасите наши души»
Простая, быстрая и отчетливая комбинация (три точки, три тире, три точки) уже потом стала обрастать всевозможными расшифровками, среди которых больше других закрепилась и дошла до нас «спасите наши души» (от англ. Save Our Souls или Save Our Spirits).

До изобретения радио на морских судах уже применялось множество различных сигналов бедствия. Их подавали с помощью семафорных флагов, сигнальных огней и бортового колокола.
Когда было изобретено радио и на судах стали появляться первые радиостанции, возникла необходимость в стандартизации передаваемых сигналов.

Но договориться не удавалось из-за конкуренции между национальными радиотелеграфными компаниями. В результате сигнал бедствия чуть ли не у каждого пароходства был свой, и путаница шла ужасная.
Потребовалось собрать целых две Международных радиотелеграфных конференции, чтобы положить этому конец. Обе прошли в Берлине в 1903 и в 1906 году.

На первой было решено давать приоритет сигналам бедствия в эфире. На второй договорились о едином сигнале бедствия, а все остальные объявили вне закона. Договорились также выделить частоту для передачи этого сигнала и устраивать регулярные минуты эфирной тишины.

С тех пор 48 раз в сутки, два раза в час (с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю) наступали три минуты тишины в эфире. В это время обрывались на полуслове все сообщения, и радисты всего мира настраивались на частоту 500 Гц в ожидании сигналов бедствия.

Сколько раз в кинематографе и литературе мы встречались с этим сигналом! Напряженность нарастает, к терпящим бедствие людям устремляются поисковые суда — водные и воздушные. Потом мы с замиранием сердца следим за развитием трагических или приключенческих событий. Хуже, когда сигнал SOS звучит в реальности. Подсчитано, что только на воде ежегодно терпят бедствие несколько тысяч больших и малых судов.

Не стоит думать, что сигнал SOS касается только моряков. Это универсальный сигнал. На всякий случай его надо научиться подавать всем и каждому. Ведь никто не застрахован от форс-мажора, когда приятная прогулка на природе, поход или поездка вдруг превращается в опасную ситуацию, угрожающую жизни или здоровью.

Наверняка с кем-то из ваших друзей такое приключалось. Значит, может произойти с кем угодно. И сотовая связь далеко не всегда способна помочь. Этот сигнал может пригодиться даже в городе.

Бывали случаи, когда заложникам и людям, которых удерживали взаперти преступники, удавалось обратить на себя внимание именно благодаря сигналу SOS, поданному светом, стуком или другими способами.

Огненный крик о помощи
Итак, как можно подавать сигналы бедствия и как можно обнаружить себя с помощью этих сигналов? Обычно в специальной литературе рекомендуют подавать сигналы бедствия с помощью сигнальных флагов и всякой пиротехники: дымовых шашек и сигнальных ракет. Однако очевидно, что их с собой в обычной жизни никогда и не оказывается.

Но световыми сигналами все равно можно воспользоваться. Самый очевидный вариант — огонь. Если вы потерялись или потерпели бедствие и не уверены, что вас ищут, то обычного костра недостаточно. Лучше всего выложить огненные буквы SOS. Для этого надо выбрать открытое пространство, которое хорошо просматривается с разных сторон. Подойдет холм или большая поляна.

Буквы лучше обозначить неглубокими длинными канавами, вырытыми в земле. Размер букв должен быть не менее трех метров, иначе они не будут видны с воздуха. Их можно засыпать ветками, древесиной и поджечь. Если в распоряжении есть бензин — отлично! Зажечь их будет просто.

Огненная надпись в этом случае получится даже в заснеженной степи, где обычно жечь нечего. Достаточно просто залить бензин в канавки и поджечь. В ночи ярко горящий огонь виден с расстояния 20 км при наблюдении с неба, 8 км — при наблюдении с земли. Прогорев, черные буквы все равно будут видны издалека.

Правда, только при дневном освещении.

Читайте также:  Где находится юга. Как без компаса определить, где север, юг, запад и восток: практические советы

Письмо, написанное бревнами
Если вы выкладываете на земле буквы, они должны читаться с воздуха. То есть, быть большими и правильной формы. А еще лучше — чтобы надпись была составлена с максимальным количеством прямых линий и прямых углов. Ведь ни того, ни другого в природе не встречается.

Буквы SOS для обнаружения вас с воздуха можно также выложить из подручного материала. Важно, чтобы они максимально контрастно выглядели и не сливались с местностью. Например, можно выжечь большой участок травы, а надпись выложить на нем белыми камнями, если они есть вокруг в достаточном количестве.

Или буквы вырыть в земле и «обвести» их, выложив по контуру канавы стенку из грунта, вынутого при рытье. Такая стенка будет создавать тень, которую особенно хорошо видно в ясный день. Для строительства теневого сигнала можно использовать также бревна, стволы деревьев, валуны.

Зимой сигнал SOS можно нарисовать на снегу с помощью золы от прогоревшего костра. Или выложить надпись из снежных блоков вдоль канавки, из которой эти блоки извлечены. В этом случае работает в основном тень, но на снегу ее видно хорошо.
Постарайтесь изготовить несколько знаков SOS на некотором отдалении друг от друга.

Чем их больше, тем выше шансы, что хотя бы один из них будет замечен.
Здорово, если в вашем распоряжении окажется электрический фонарик. Его свет виден на большое расстояние, но все же не стоит использовать его вхолостую. Дождитесь момента, когда ваше зрение или слух сообщат вам о приближении воздушного спасательного средства.

Подавайте сигналы ритмично, закрывая фонарик рукой. Три коротких световых сигнала, три длинных и снова три коротких. После каждой серии вспышек делайте небольшой перерыв.
Очень важно бывает сохранить фонарик до нужного момента в рабочем состоянии.

Держите его сухим и теплым, лучше всего под одеждой, чтобы элементы питания не подсаживались от охлаждения. Севшие батарейки можно ненадолго вернуть к жизни, прогрев вблизи огня или слегка простучав их с боков камнем.

Если при вас есть фотоаппарат, то для подачи светового сигнала бедствия можно использовать фотовспышку. В среднем даже в самых недорогих любительских фотоаппаратах одной зарядки аккумулятора хватает на 30-35 вспышек. Этот шанс надо использовать полностью! В отличие от фонарика, подать короткие и длинные сигналы фотовспышкой не получится. В этом случае роль длинных сигналов выполняют паузы.

То есть, три вспышки подряд, потом три через более протяженные промежутки и снова три вспышки подряд. Фотовспышки отличаются сильным, но очень коротким свечением, которое можно принять за случайный блик. Поэтому лучше направлять ее не в сторону потенциальных спасателей, а на большую, максимально светлую отражающую поверхность. Например, подсветить скат палатки, тент, парус или прибрежную скалу.

Солнечный зайчик, свечи и зеркала
Нельзя недооценивать возможность подачи светового сигнала при помощи солнечного зайчика, отраженного от зеркала, куска фольги, от любой отполированной металлической поверхности, будь то хоть широкий нож! Вспышка специального сигнального зеркала в безоблачный, солнечный день обнаруживается с самолета, летящего на высоте 1-2 км, на расстоянии в 20-25 км, а в некоторых случаях – до 40 км от места подачи сигнала! Причем зеркалом можно подавать аварийный сигнал не только днем, но и ночью, в полнолуние.
Еще один вариант подачи светового сигнала – свеча, а лучше несколько свечей. Конечно, одну свечу с воздуха не увидеть, но если изготовить светящийся «абажур», то шансов значительно больше. Например, им может стать полиэтиленовый пакет, надетый на несколько веточек и растянутый над свечой. Его надо надрезать, чтобы не прекращалось поступление воздуха к свече. Хорошо видна издалека и палатка, в которой горит источник света — свеча или фонарик.
Были случаи, когда зимой удавалось найти людей, которые прятались внутри вырытого в снегу укрытия. Ночью три свечи, которые горели под слоем снега, превратили сугроб в огромную светящуюся лампу.

Спасатели утверждают, что поиск в тумане и темноте существенно облегчает радарный отражатель. Обычно такой гаджет состоит из комплекта металлических зеркал, но подойдет что угодно. Например, на потерявшейся в море яхте может обнаружиться рулон пищевой фольги или куртка с новомодной алюминиевой подкладкой. Даже оцинкованное ведро на кончике мачты способно сыграть эту роль!

Пускайте сообщение по ветру
Привлечь внимание спасателей можно ритмичными и достаточно громкими звуками. Если расстояние большое, то помогут только выстрелы. Но бывает, что вас уже ищут и находятся почти рядом, тогда и свисток сослужит нужную службу.

Звуковым сигналом бедствия считаются отдельные громкие звуки (выстрелы, гудок, автомобильный сигнал, свист, вой туманного горна, набат), которые производятся серией из трех подряд, потом трех через более длинные промежутки и снова трех подряд.

После такой серии пауза должна быть длиннее: примерно одна минута тишины и снова повтор. Тогда звуковой сигнал опознается как SOS. Помните: дальше всего разносится сигнал, пущенный по ветру. Туман не мешает распространению звуков, а, напротив, усиливает их.

А вот любые препятствия, включая холмы, деревья и стены зданий съедают силу звука.
Есть ситуации, когда передать сигнал бедствия нужно с помощью стука. Например, так сообщить о себе может человек, оказавшийся под завалом рухнувшего здания. Стук распространяется гораздо лучше, чем голос.

Чтобы в скрипе и шорохе спасатели могли расслышать стук и идентифицировать его как сигнал бедствия, он должен быть ритмичным и четким. Три удара через короткие промежутки, три через более длинные, и снова три через короткие. Потом пауза.

Когда человек сильно ограничен в своих возможностях (например, когда его незаконно удерживают, ограничивают его свободу), сигнал SOS может быть подан самым неожиданным способом. Главное — проявлять фантазию и не сдаваться.

Например, в истории известен случай, когда захваченный преступниками одиночно стоящий на горе отель передал сигнал SOS с помощью простыней и наволочек, ритмично вывешенных для просушки. Их каждый час убирали, а потом снова вывешивали в том же ритме.

После нескольких часов наблюдения с противоположного склона горы этот необычный сигнал был замечен и интерпретирован правильно.

Так немецкий художник Вилли Штёвер изобразил гибель «Титаника». С сайта ru.wikipedia.org

Татьяна Рублева «Мир 24» http://mir24.tv

  • Стук сос. sos - сигнал бедствия. Охота на слова

  • Стук сос. sos - сигнал бедствия. Охота на слова

  • Стук сос. sos - сигнал бедствия. Охота на слова

Исчезнувшая «Орлова» и призрачный сигнал SOS

Видео с таинственным объектом, якобы появившимся в водах Верхнего озера (Северная Америка) было опубликовано в интернете жителем штата Мичиган в ночь на четверг. Многие склонны считать появляющийся вдали силуэт двухмачтовым кораблем-призраком. 

  • «Известия» вспомнили самые известные и загадочные легенды об исчезнувших и вновь появившихся кораблях и их командах.
  • SOS Ourang Medan
  • Стук сос. sos - сигнал бедствия. Охота на слова

В 1947 моряки двух американских кораблей приняли сигнал SOS c грузового судна Ourang Medan. Сигнал был передан членом экипажа, который был крайне напуган и сообщил, что остальные члены команды мертвы. После этого связь прервалась. Прибыв на судно, моряки действительно обнаружили моряков мертвыми — все тела застыли в защитных позах, однако источник угрозы так и не был обнаружен.

Читайте также:  Сколько суток можно прожить без воды. Сколько времени человек может прожить без воды

Когда американцы покинули судно, рассчитывая отбуксировать его к берегу, на корабле внезапно вспыхнул пожар, последовал взрыв и корабль пошел ко дну.

Позднее выяснилось, что в списках компании «Ллойд», которой якобы принадлежал корабль, такого названия не значится, что позволило говорить о масштабной мистификации.

Однако у вдовы одного из матросов, якобы погибших на Ourang Medan, сохранился снимок корабля и экипажа.

«Любовь Орлова»

Стук сос. sos - сигнал бедствия. Охота на слова​​​​​​​

Мирный туристический лайнер, построенный по заказу СССР в Югославии в 1976 году, превратился в плавучий ужастик сравнительно недавно. В начале 2000-х годов судно было арендовано зарубежными компаниями для круизов на Антарктический полуостров.

В 2013 году его должны были отбуксировать на слом из Канады в Доминикану, однако во время шторма буксировочный трос лопнул и «Орлова» ушла в дрейф.

С тех пор достоверной информации о ней нет, однако в том же 2013 году были зафиксированы сигналы его аварийного буя — это могло означать, что судно затонуло.

Но поиски ни к чему не привели, а в 2014 году ирландская пресса сообщила, что брошенное судно может прибить к берегам Ирландии. Панику вызвала информация о том, что пустующий лайнер переполнен крысами. У берегов Ирландии «Орлова» так и не появилась, и судьба корабля остается неизвестной.

«Мария Целеста»

Стук сос. sos - сигнал бедствия. Охота на слова

Изящное торговое судно, в 1872 году покинувшее порт Нью-Йорка, стало одним из первых «материальных» кораблей-призраков. Судном управлял капитан Бенджамин Бригс, на борту также находились его жена, дочь и команда матросов из 10 человек. С тех пор их больше никто не видел.

«Мария Целеста» была обнаружена дрейфующей в водах Атлантического океана в том же году.

На ее борту не было ни одного члена экипажа, отсутствовали также спасательные шлюпки и судовой журнал, зато само судно было в прекрасном состоянии, а в трюмах оставались запасы еды и товаров.

 На борту корабля были обнаружены нетронутые запасы спирта на продажу — именно они послужили одним из главных доказательств того, что речь не шла о нападении пиратов, а также главным аргументом в пользу аномальности происходящего.

Позднее шлюпки с «Марии Целесты» были обнаружены у берегов Испании. В одной из них обнаружили мертвеца, завернутого в американский флаг, в другой находилось еще пять тел. Ни одно из них идентифицировать не удалось, однако точно известно, что женщины и ребенка среди них не было.

Iron Mountain

Загадки часто связаны не только с появлением кораблей, но и с их бесследным исчезновением. Причем не только в океане, но и во время обычного речного рейса. Так случилось с американским кораблем Iron Mountain, который летом 1872 года следовал в Питтсбург по реке Миссисипи. Однако в порту назначения он так и не появился, а посланные ему навстречу буксиры никаких следов судна не обнаружили.

Несмотря на многодневные поиски и известный маршрут, оно так и не было найдено — ни на воде, ни под водой. Всё, что осталось от Iron Mountain, — часть груза, обнаруженная на поверхности реки спустя несколько дней после исчезновения корабля.

SOS сквозь время

Для того чтобы напомнить о погибших кораблях, не всегда нужно их появление — так, одной из самых известных морских легенд является сигнал SOS c «Титаника», о последнем таком зафиксированном сигнале сообщалось в 1996 году.

Согласно архивным данным, до этого он с периодичностью раз в шесть лет фиксировался в 1924, 1930, 1936 и 1942 годах. После этого сигнал был принят радистом линкора «Теодор Рузвельт» в 1972 году.

При этом позывные лайнера всегда звучали в радиоэфире в ночь с 14 на 15 апреля, то есть в годовщину гибели судна.

Ученые склонны объяснять это эффектом «задержанного», или «отраженного», радиоэха, а исследователи паранормальных явлений считают, что сигнал бедствия с корабля «пробил» время.

Однако если эта версия верна, то капитан затонувшего гиганта Эдвард Смит, вероятнее всего, получил свой собственный сигнал бедствия за считаные минуты до гибели корабля.

Именно этим многие склонны оправдывать растерянность капитана в первые мгновения катастрофы.

Утвержден международный сигнал бедствия на море, известный как «SOS»

Главная страница / Хроника / Утвержден международный сигнал бедствия на море, известный как «SOS»

Стук сос. sos - сигнал бедствия. Охота на слова «SOS» — сигнал бедствия ( kamomeen, Shutterstock)

В этот день в 1906 году в Берлине состоялась Морская конференция с участием представителей 29 государств, утвердившая новый международный сигнал бедствия на море, который позднее стал широко известен как сигнал «SOS».

Ещё до изобретения в начале 1890-х радио, на морских судах уже применялось множество различных визуальных и аудиосигналов бедствия. Для этого использовались такие средства связи как семафорные флаги, сигнальные огни и колокола.

Радио (называвшееся тогда «беспроводным телеграфом») сначала использовало азбуку Морзе, систему, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа.

Когда на судах стали появляться радиостанции, появилась необходимость в стандартизации коммуникаций.

Первоначально предложенный сигнал состоял из букв CQD — первые две буквы означали стандартный вызов всех радиостанций, а последняя — D — была добавлена к сигналу потому, что с этой буквы начиналось английское слово Danger — опасность. К этому сочетанию моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger», что означает в переводе с английского «Идите быстpее, опасность».

Однако в виде кода на языке азбуки Морзе эта фраза имела довольно сложный вид. Во избежание неприятностей вместо этих букв решено было выбрать другой сигнал.

По коду Моpзе на всех языках новый сигнал выглядел одинаково — он представляет собой последовательность «три точки — три тире — три точки», передаваемую без каких-либо межбуквенных интервалов.

То есть, эта девятизнаковая группа представляет собой отдельный символ азбуки Морзе.

Таким образом, этот сигнал был выбран из чисто технических соображений. Фразы, которые часто с ним связывают (как расшифровку «SOS») — например, «Save Our Ship» (спасите наш корабль), или «Save Our Souls», «Save Our Spirits» (спасите наши души), или «Swim Or Sink» (плывите или утонем), или даже «Stop Other Signals» (прекратите другие сигналы) появились после принятия сигнала.

С 1 февраля 1999 все морские суда должны использовать для передачи сигналов бедствия более совершенную систему — GMDSS. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.

Что означает сигнал SOS? Мифы и реальность

Фрагмент одной из моих книг о всеобщих заблуждениях.

Стук сос. sos - сигнал бедствия. Охота на слова

Энциклопедия заблуждений.

Спасите наши души,
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше —
Наш SOS все глуше, глуше

В. Высоцкий

Человек, отправляющийся в море даже на самом современном корабле не застрахован от того, что он попадет в экстремальную ситуацию. Управлять ураганами и штормами мы еще не умеем, да и навряд ли когда-нибудь научимся. А значит остается надеяться на крепость корабельных бортов и, в крайнем случае, на то, что вовремя будет услышан сигнал «SOS», передаваемый радистом.

Что означает сигнал SOS

Впервые для спасения на море радиотелеграф был использован в 1899 году работниками маяка в Дуврском проливе, которые заметили, как пароход «Эльба» сел на мель.

Но только после гибели «Титаника» в 1912 году на Лондонской конференции по спасению на море была принято рекомендация о широком внедрении радиотелеграфа и об обязательной круглосуточной вахте радистов.

Читайте также:  Разжечь костер зимой. как разжечь костёр в зимнем лесу?

Там же был согласован кодовый сигнал «SOS».

Этот сигнал был принят Международным конгрессом по радио-телеграфной связи в Берлине в 1906 году. Но лишь после катастрофы «Титаника» и Лондонской конференции сигнал SOS получил всеобщее признание.

Гибель Титаника

Кстати, о «Титанике». На момент его гибели, код SOS уже был принят как международный сигнал бедствия, но использовался не всеми радистами.

Первый сигнал бедствия, отправленный Джеком Филлипсом, старшим радистом «Титаника» был следующим: «CQD MGY/Titanic/ 41.46 норд 50.24 вест».

Использовавший в то время многими радистами сигнал CQD означал — «приходите быстро, опасность» (come quick danger).

Через некоторое время кто-то (то ли капитан, то ли другой радист) предложил Филлипсу передать новый сигнал бедствия SOS. И далее «радиоречь» «Титаника» была такой: «MGY CQD SOS SOS CQD CQD DE MGY…»

И всё же, что означает сигнал SOS? Означает он сигнал бедствия, но вопреки распространенному заблуждению, никак не расшифровывается. Предшествовавшие ему сигналы бедствия (в том числе, и CQD) были не слишком удобны для передачи. А три точки, три тире и три точки, которыми кодировалось сообщение о несчастье, легко запомнить и передать в эфир даже неопытному специалисту.

Спасите наши души?

Все расшифровки SOS появились уже после того как сигнал был принят и отражают лишь фантазию моряков. Самые известные: «Спасите наши души!» (Save Our Souls), SOS – “спасите наш корабль” (Save Our Ship) и даже “прекратить передачу других сигналов” (Stop Othe Signals). А у русских моряков было свое толкование: «Спасите От Смерти».

  • В наше время используются автоматизированная система оповещения о бедствии — GMDSS, но сигнал SOS никто пока еще не отменял ????
  • Получать сообщения о новых публикациях Сайта Востоколюба на e-mail.
  • Сергей Мазуркевич

Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!

28.10.2015

Загадка каменного сигнала SOS в Австралии почти разгадана — BBC News Русская служба

Стук сос. sos - сигнал бедствия. Охота на слова

Автор фото, WA Police

Подпись к фото,

Сигнал был обнаружен пилотом вертолета неподалеку от бухты Свифт-бэй, расстояние от которой до ближайшего города Брум (15 тысяч жителей) составляет около 500 км

Полиция Австралии заявляет, что приблизилась к разгадке появления выложенного из камней сигнала SOS, который был обнаружен в конце мая на побережье неподалеку от бухты Свифт-бэй.

По данным полиции, сигнал, скорее всего, был оставлен еще в 2013 году двумя путешественниками, попавшими в сложную ситуацию.

Сигнал был обнаружен пилотом вертолета неподалеку от бухты Свифт-бэй, расстояние от которой до ближайшего города Брум (15 тысяч жителей) составляет около 500 км. Началась наземная поисковая операция.

В конце мая о загадочном сигнале SOS написали многие СМИ. Позже на связь с полицией вышел мужчина, представившийся Джоном. С его слов, об истории с сигналом SOS он прочитал на сайте Би-би-си и решил сообщить полиции, что знает, кто оставил этот сигнал.

Джон рассказал, что речь идет о его брате Роберте, который вместе со своей спутницей в 2013 году путешествовали на яхте. В районе бухты Свифт-бэй судно село на мель, а когда пара пересела на лодку, чтобы добраться до берега, на них напали два крокодила.

Путешественникам все же удалось благополучно добраться до берега, где они и выложили из камней сигнал SOS. Им удалось найти пресную воду и дождаться помощи — их подобрала проходившая мимо яхта.

Полицейские уточнили, что им пока не удалось поговорить с самим Робертом, поскольку он находится в плавании по Средиземному морю. Однако полиция уверена, что речь идет именно о том самом сигнале, поскольку они видели его фотографии, сделанные Робертом и его спутницей.

«Мы уверены, что это все правда, и это реальная история, но пока мы не поговорим с ним [Робертом], у нас остаются еще несколько вопросов, на которые мы не получили ответ», — сообщили в полиции.

После обнаружения сигнала полиция пыталась выяснить, не пропадали ли в этом регионе люди, которые, возможно, и выложили надпись. Тогда власти обратились к населению с просьбой о помощи, так как вокруг выложенного камнями знака не было обнаружено «никаких признаков недавнего пребывания людей».

В 2015 году британский турист, потерявшийся в пустынном районе Квинсленда, был спасен после того как написал сигнал SOS на песке.

Сигнал SOS, выложенный из камней, появился на побережье в отдаленной части западной Австралии и встревожил местную полицию.

26 мая 2017

Что означает, Сигнал Сос, Signal SoS, азбука

Чтоозначает сигнал«СОС»?

Считается,что известныйпозывной СОС,означающий,что корабльтерпит бедствие,являетсяаббревиатуройанглийскойфразы «Save Our Souls», тоесть «Спаситенаши души». Насамом деле этоне что иное,как миф. На самомделе сигнал С (если по азбукеМорзе, то это»три точки —три тире — триточки») вообщене являетсяаббревиатуройкакой-либофразы.

РасшифровкаSOS (СОС) как «Save Our Souls» являетсясамой распространенной,но, тем не менее,не единственной.

Иногда данныйсигнал считаютаббревиатуройфраз «Save Our Ship» (тоесть «спаситенаш корабль»),или «Swim Or Sink» (то есть»плыть илитонуть»), илидаже «Stop Other Signals» (намой взгляд,самая экстравагантнаярасшифровка:»прекратитедругие сигналы»).Однако ничегоподобного SOS,тем не менее,не означает.

Еслимы вспомнимазбуку Морзе,то SOS — это ни чтоиное, как сочетаниетрех точек (S),трех тире (O) иопять трехточек (S).

Этоговорит о том,что данныйсигнал, как имногие другие,появился ещев эпоху связичерез беспроволочныйтелеграф — ведьименно тогдаи началосьиспользованиеморзянки.

Тот,кто знаком сэтой системойкоммуникаций,сразу скажет,что подобноесочетание можнонабрать оченьбыстро. Возможно,именно поэтомуслово SOS такполюбилоськорабельнымрадистам.

Впрочем,сигналом бедствияэто сочетаниебукв сталодалеко не сразу.Вообще, первыйтакой сигналпоявился в 1903году.

Тогда, наБерлинскоймеждународнойконференциирадиотелеграфистовбыло подписаносоглашениео том, что «станциибеспроводноготелеграфа, еслиэто возможно,должны даватьприоритетсигналам опомощи, получаемымот кораблейв море».

И в качестветакового былопредложеносочетание CQD —тире, точка,тире, точка,два тире, точка,два тире, дветочки.

Следуетзаметить, чтотакое сочетаниепоявилосьнеслучайно— оно представлялособой комбинациюсигнала общеговызова всехтелеграфныхстанций CQ, ккоторому присоединилибукву D, ибо снее начинаетсяанглийскоеслово «danger» (тоесть «опасность»).

В данном случаесмысл сигналабыл таким: «Всемтелеграфнымстанциям сообщаюоб опасности».Однако, как этонесложно заметить,быстро набратьтакой сигналвесьма затруднительнодаже для опытногорадиста.

Темболее, если оннаходится насудне, терпящимбедствие.

Кстати,международнымсигналом CQD таки не стал — егоприменяли лишьсуда, использующиерадиоаппаратыфирмы «Marconi Co». Тоесть корабли,оборудованныедругими аппаратами,этот сигналне транслировали.И, соответственно,не понимали,что он значит.Да и далеко некаждая береговаястанция моглаправильно егоидентифицировать.

В итогевопросы выработкимеждународногосигнала бедствиястали предметомдискуссий навторой Международнойрадиотелеграфнойконференциив Берлине в1906 году. В ее работеприняли участиепредставители29-ти стран, в томчисле Англии,Германии, России,США, Франциии Японии.

Сначалапредставителифирмы «Marconi Co»настаивалина утверждениив качестветакового ужеиспользуемогоими CQD, но делегатыиз США резковозразилипротив этого— по их данным,такой сигналчасто путалис общим вызовомCQ.

К тому же выяснилось,что эти обасигнала применялисьи береговымителеграфистамипри аварияхи несчастныхслучаях нажелезных дорогах,что вносилоеще большуюнеразбериху.

Последелегаты изГермании предложилисочетаниесигнал SOE (триточки, три тире,точка), однакои он многим непонравился— возниклиопасения, чтобуква Е в концеможет затерятьсяи не бытьидентифицированнойпри дальнемприеме илиперегруженномэфире. Отверглитакже и предложениеангличан сделатьсигналом бедствиесочетание NC,означающеево флажковоймеждународнойсигнализации»Терплю бедствие,нужна немедленнаяпомощь» — егобыло бы сложнобыстро набрать.

В итогенемецкие телеграфистырешили заменитьв сочетанииSOE одну букву.Так и родилсязнаменитыйсигнал SOS, которыйпонравилсявсем, посколькуданное сочетаниебыло простонабрать, да ик тому же оноясно идентифицировалосьи при самоймаксимальнойзагрузке эфира.В результатеэтот сигналбыл принят вкачестве позывногосудна, терпящегобедствие, чтопроизошло 3ноября 1906 года.

И напоследокеще один мифс разоблачением— считается,что впервые СОС был посланв эфир радистомтонущего «Титаника».

На самом делеэто не так —впервые данныйсигнал услышаливсе радиостанциимира 11 августа1909 года, когдаамериканскийпароход «Арапаоэ»потерял ходи стал дрейфоватьпо течению. Этопроизошло попути судна изНью-Йорка вДжексонвилл.

Позывные СОС былипринят станциейОбъединеннойкомпаниибеспроволочноготелеграфа наострове Хаттерасв СевернойКаролине иперенаправленв офисы владельцевсудна. А случайс «Титаником»был уже восьмым…

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector