Как избежать снежной ловушки, катаясь на лыжах

Сообщения о сходе лавин ㅡ едва ли не самые частые новости горного сообщества в зимний сезон. Для постоянных гостей горнолыжных курортов они не должны оставаться без внимания, поскольку не редки случаи, когда лавины сходят там, где этого совсем не ждёшь.

С начала этого сезона на горнолыжных курортах в Альпах под лавинами погибли уже несколько человек ㅡ им не помогла развитая инфраструктура и одна из лучших систем обеспечения безопасности.

Этот факт подтверждает необходимость изучения темы лавинной безопасности даже тем, кто катается только по оборудованным трассам.

Факторы, влияющие на сход лавин

Факторов, влияющих на образование лавин, много и для каждого района они свои. Специалисты делят их на внешние и внутренние.

Основные внешние лавинообразующие факторы:

  • снег,
  • рельеф,
  • погода,
  • человек.

В лавинном отношении снег можно условно разделить на свежевыпавший и «старый», слежавшийся. При оценке свежевыпавшего снега обращают внимание на количество и интенсивность накопления, а также температуру и влажность, при которых выпал снег. Для слежавшегося снега важна текстура поверхности (шероховатость), так как она впоследствии станет подложкой будущего снегонакопления.

Конфигурация склонов, особенно лавиносборов (зон зарождения лавин), индивидуально для каждого горного района. Углы наклона, абсолютные высоты и ориентация склонов, пожалуй, одни из основных характеристик, влияющих на частоту схода лавин, дальность выброса, её объёмы и т.д.

Погоду лавинщики часто называют архитектором снежных лавин. Она определяется географическим положением, по этой причине для каждого горного района будут свои доминирующие типы лавин. Например, для Хибин ㅡ это метелевые лавины, формирующиеся за счёт сильного ветрового переноса снега. Для Красной Поляны ㅡ лавины из свежевыпавшего снега, где-то будут лавины температурного сокращения и т.д.

Как писал Монтгомери Отуотер в своей книге «Охотники за лавинами»: «Человек более сложная проблема, чем сами лавины…». Это подтверждается фактом, что 90 % жертв снежных лавин сами их и спровоцировали.

Внутренние факторы определяются различными изменениями внутри снежной толщи, которые приводят к образованию слабых слоёв и нестабильности снега на склоне.

Как избежать снежной ловушки, катаясь на лыжах Как избежать снежной ловушки, катаясь на лыжах

© из архива Максима Панкова

Возможно ли не спровоцировать сход лавины?

Истина такова: если есть большая вероятность схода лавины, то шансы спровоцировать и попасть в неё очень велики. Если же опасности нет, то спровоцировать её очень сложно. Именно поэтому так важно уметь оценивать состояние склона, изучать нюансы, при которых вероятность схода лавины повышается, правильно выстраивать линию маршрута и не полагаться на счастливый случай.

Научиться прогнозировать возможный сход лавин можно только у профессионалов.

В разных городах и на самих горнолыжных курортах проводятся лекции о лавинной безопасности и практические занятия для освоения навыков использования лавинного снаряжения и оценки снежного склона.

Не пренебрегайте сообщениями лавинных служб на горнолыжных курортах и следуйте возможным запретам на катание в закрытых зонах трасс.

Как избежать снежной ловушки, катаясь на лыжах

© из архива Максима Панкова

Сход лавин в курортных зонах неизбежен

Лавины в труднодоступных горных районах, где редко бывают люди, являются естественными. Они сходят самостоятельно в результате различных природных факторов и мало интересны для наблюдений и оценки.

Но существуют, так называемые, контролируемые лавины, которые сходят в зонах горнолыжных курортов, и контроль этот осуществляется профессиональными лавинными службами.

Для этого они используют активные и пассивные средства борьбы.

Пассивные:

  • лавинорезы,
  • снегоудерживающие сети,
  • отклоняющие дамбы.
  • взрывные работы,
  • применение артиллерии,
  • системы Gazex,
  • аваланчеры и другие устройства.

Разница между естественными и контролируемыми лавинами в том, что в первом случае в горах накапливается максимальное количество снега, которое сходит с большой дальностью выброса, скоростью и объёмом снега.

В зонах курорта лавинная служба не позволяет снегу обрести максимальную мощь и принуждает лавины сходить тогда, когда это безопасно и не повлечёт ущерба для людей и инфраструктуры.

Таким образом, у управляемых и естественных лавин совершенно разные объёмы и дальность выброса, но объединяет их то, что факт их схода невозможно предотвратить.

Как избежать снежной ловушки, катаясь на лыжах

© из архива Максима Панкова

Лавинные службы, которые на разных курортах могут называться по-разному, занимаются изучением лавин и борьбой с ними. Задача специалистов ㅡ сделать так, чтобы лавины сошли тогда, когда им это нужно без причинения вреда человеку. Безусловно, произвольный сход лавин небольшого объёма также имеет место быть! В случае такой потенциальной опасности склон полностью закрывается для катания.

Считается, что лавинщик может назвать себя специалистом по лавинам только если он проработал не менее пяти лет в одном районе ㅡ столько времени нужно на изучение нюансов погоды и рельефа. Но даже в этом случае специалисты не могут дать 100 % гарантии, что лавина не сойдёт.

В среднем точность лавинных прогнозов может доходить до 70%, а иногда и более. Тем не менее, существуют особые ситуации, когда снега может быть не много, но появляются другие решающие факторы ㅡ резкое изменение температуры, ветровой перенос, когда предсказания в прогнозе превращаются в тонкое искусство.

Как правило, лавинщики дают свои предположения и в лучшем случае закрывают склон.

Любителям фрирайда стоит знать, что зона ответственности лавинной службы заканчивается за границей горнолыжного курорта. При этом нельзя ориентироваться на прогнозы лавинной обстановки на курорте выезжая за его территорию, где ситуация может существенно отличаться, так как там не проводится активное воздействие на снежный покров.

Работа лавинной службы редко видна и понятна обычному человеку. Иногда люди просто начинают забывать о том, что лавины существуют. Монтгомери Отуотер: «Один из официальных деятелей, дитя равнины, сказал мне: «…Так что мы в конце концов вовсе и не нуждались в вас, лавинщиках. Ни одной лавины не было». На самом деле лавина из-под Большого карниза была сто тридцать седьмой за сезон».

Как избежать снежной ловушки, катаясь на лыжах

© из архива Максима Панкова

Нюансы катания за территорией трасс

Катание за территорией трасс можно условно разделить на две категории:

  • притрассовое,
  • внетрассовое.

Между участками трасс есть открытые склоны, где можно проехать ㅡ притрассовая зона. Отдыхающие по ней катаются, срезая участки, или просто ради фана.

Это так называемый притрассовый фрирайд, хотя в полноценном смысле его фрирайдом не назовёшь, поскольку свободное катание, всё же, подразумевает удалённость от каких-либо трасс и инфраструктуры как таковой.

Тем не менее, для обучения фрирайду притрассовые зоны идеально подходят с точки зрения безопасности, поскольку это катание в зоне курорта и такие склоны тоже контролируются лавинными службами, ведь и они несут в себе опасность.

Наглядный пример, участки между отрезками трассы в форме серпантина. Если человек съедет с верхней линии серпантина по прямой вниз, то может спровоцировать сход лавины на её нижнюю часть. Это показательный сценарий того, как важно иметь лавинное снаряжение даже на трассе. Если оно есть в наличии, желательно всегда возить его с собой. Опыт спасённых жизней демонстрирует, что это правило работает.

Внетрассовое катание подразумевает, что райдер уходит с трассы, не имеет возможности на неё вернуться и едет своим маршрутом. В таком случае человек берёт ответственность на себя и нет никаких оснований рассчитывать на помощь спасателей курорта, которые дежурят только на трассах.

Внетрассовое катание любой сложности требует соблюдения определённых правил:

  • не кататься одному;
  • иметь лавинное снаряжение и уметь им пользоваться;
  • адекватно оценивать свой уровень катания и выбирать такой маршрут, который будет по силам безопасно преодолеть;
  • не кататься по чужим следам, если вы не знаете района;
  • уметь оценивать состояние склона и степень его лавинной опасности;
  • избегать ловушек рельефа, где лавина может потащить человека и закопать. Например, когда внизу под спуском есть контруклон, либо овраг, где лавина увеличивает свою мощность отложений;
  • придерживаться гребневых зон, ездить по границам рядом со скальным участками.

Катание вне зоны курорта по целине ㅡ это всегда более высокий уровень ответственности и другое отношение к вопросам лавинной безопасности даже по сравнению с катанием в притрассовой зоне. Прогнозы нужно делать самостоятельно, а лавинное снаряжение обязательно должно быть у всех членов группы. Умение им пользоваться ㅡ это по умолчанию.

Как избежать снежной ловушки, катаясь на лыжах

© из архива Максима Панкова

Лавины на горнолыжных курортах. Случаи из жизни

Альпы находятся на передовой по количеству сходов лавин на горнолыжных курортах, откуда ежегодно, особенно по весне, приходят сводки о гибели людей. И нельзя сказать, что там не работают лавинные и спасательные службы.

В этом году в Альпах уже выпало аномальное количество снега по сравнению со статистикой последних нескольких лет. Горнолыжные курорты закрыли в целях безопасности, но до этого несколько сходов лавин отняли жизни людей. Ещё в декабре на горнолыжном курорте Серфаус в Австрийском Тироле погиб горнолыжник в результате схода лавины, спровоцированного его напарником по катанию.

В те же дни при похожих обстоятельствах погиб райдер в Швейцарии. В начале января в Австрии недалеко от курорта Гросглоккнер погибли два человека. Тогда же на австрийском курорте Ишгль лавина унесла жизнь ещё одного горнолыжника. Новости о гибели людей также пришли из Французских Пиреней. Во всех случаях уровень лавинной опасности оценивался на три балла из пяти возможных.

Как избежать снежной ловушки, катаясь на лыжах

Сход лавины на курорте Port Du Soleil. 2012 год © Из Архива Марии Веремьёвой

Можно предположить, что статистика гибели людей в лавинах в Европе напрямую связана со статистикой количества катающихся, которых на порядок больше, чем в России. Не сильно отстают в этом отношении США, где сход лавин для некоторых регионов является обыденностью.

Что же касается России, то и здесь есть поучительные истории, которые важно знать, собираясь в тот или иной район.

Случаи схода лавин в Красной Поляне

На Горной карусели был показательный случай в 2015 году, когда молодой человек решил покататься в притрассовой зоне и поднялся от трассы вверх по гребню. В конце марта во второй половине дня восточные склоны уже очень сильно прогревались. Это не остановило мужчину, решившего совершить спуск.

Лавину, которая накрыла его почти целиком и выскочила на трассу, тоже было не остановить. Её отрезок, попавший на трассу, не был опасен и больше испугал, чем принёс ущерб. Самого виновника увидели совершенно случайно. Он пролежал под снегом порядка 20 минут. Его нашли на глубине примерно 150 см, и он отделался испугом.

Читайте также:  Как правильно подогнать приклад ружья под себя видео. Как правильно подогнать приклад под себя: инструкция и порядок разборки

Сам факт, что он остался жив с учёом глубины и мокрого снега ㅡ это чудо.

В марте 2014 года на трассу курорта «Роза Хутор» сошла лавина объёмом 80 кубометров и унесла жизни двух женщин. Ситуация тогда была предельно опасной.

Температура воздуха резко поползла вверх и даже ночью не опускалась ниже нуля, но лавинные службы, по сообщению руководства курорта, заранее оценили состояние склона как удовлетворительное.

Пострадавшие в момент схода сидели на открытом участке трассы под склоном и отдыхали. По словам спасателей, на участках такого рода никогда не стоит останавливаться.

Как избежать снежной ловушки, катаясь на лыжах

Случаи схода лавин в Приэльбрусье, Чегет

Все смертельные случаи на Чегете, которые, к сожалению, по статистике бывают практически каждый год ㅡ это ситуации внетрассового катания. Важно отметить, что на Чегете нет лавинной службы. Спуски лавин, которые там осуществляются с помощью пушек отрядом Росгидромета ㅡ это защита посёлка и дороги.

Север Чегета, где происходят несчастные случаи, находится далеко от трасс. При этом там везде расставлены предупреждающие знаки о лавинной опасности, то есть выходя на склон, фрирайдеры оповещены об угрозе.

К сожалению, это не спасло жертв недавних громких случаев на популярном склоне. Год назад под лавиной погибли 7 человек. По оценке специалистов, они сами спровоцировали сход лавины. Ни у кого из них не было лавинных датчиков.

Снега на склоне было не очень много, иначе лавина могла быть сокрушительнее, но и этого хватило для катастрофы.

При похожих обстоятельствах годом ранее на Чегете погибли 3 человека. Снег и сильный ветер не остановили фрирайдеров, действия которых послужили причиной схода снежной «доски». Маршрут спуска не позволял избежать попадания в лавину, а шансы на выживание были близки к нулю из-за травм, полученных от ударов о склон, где много скальных выступов.

Случаи схода лавин в Хибинах

Горнолыжный курорт в Кировске не самый большой, но также имеет в своей истории несчастные случаи, связанные со сходом лавин. Один из самых показательных и типичных в контексте этой темы произошёл в 2014 году.

Девушка выехала за территорию оборудованного склона и вызвала сход лавины, накрывшей её. Как минимум, факт её выезда на склон в одиночку говорит о том, что погибшая не обладала никакими знаниями о правилах катания вне трасс.

Как избежать снежной ловушки, катаясь на лыжах

Правила поведения при сходе лавины

Если вы попали в лавину, значит уже совершили ошибку, не оценив степень опасности склона. В этом случае, ваша задача ㅡ выжить:

  • Постараться остаться на поверхности лавины.
  • По возможности перемещаться к периферии, поскольку в середине скорость лавины гораздо больше.
  • Если начало вращать, то нужно сгруппироваться: прижать колени к груди, руками закрыть лицо и органы дыхания.
  • После остановки лавины надо постараться выйти из группировки, пошевелиться, создать карман около лица, чтобы была возможность дышать.
  • Не паниковать, поскольку из-за этого повышается сердечный ритм и быстрее сжигается кислород.
  • Кричать бесполезно, снег хороший звукоизолятор и никто не услышит, поэтому нужно экономить воздух, попытаться расшевелить себя, если возможно.
  • Ждать. Потому что если вы все делали по правилам и катались в группе, то вас скорее всего будут искать и довольно быстро.

Если вы и ваша группа увидели, что кто-то попал в лавину:

  • Все датчики переводятся в режим приёма сигнала.
  • Все подъезжают к точке, где видели человека в последний раз в лавине или рядом.
  • Необходимо сразу вызвать спасателей.
  • Если есть вероятность повторного схода лавины, важно выставить наблюдателя. Он же может быть тем, кто вызовет спасателей и будет контролировать радиосвязь.
  • Разделиться на группы. Необязательно все должны искать бипером. Кто-то может заранее приготовить лопаты и зонды, чтобы быть готовым к немедленному зондированию и копанию после обнаружения сигнала.
  • В случае риска схода повторной лавины продумать пути отступления.

Важно

Перед спуском вне трасс снимите темляки палок с запястий рук. В случае схода лавины руки вам пригодятся!

Как избежать снежной ловушки, катаясь на лыжах

© из архива Максима Панкова

Практика показывает, что первый опыт фрирайдера чаще всего начинается с простого выезда за территорию трассы с постепенным удалением от неё всё дальше и дальше. Начиная свой путь фрирайдера по такому сценарию, задумайтесь заранее о получении дополнительных знаний в области культуры катания вне трасс, правил безопасности, необходимости и умении работать с лавинным снаряжением.

Не теряйте бдительность даже если зона курорта осталась в поле вашего зрения, когда вы выехали на целину, ведь правила работы лавинной и спасательной службы распространяются только на территорию курорта.

Помните, что лавинная служба ㅡ это тоже люди, и они могут ошибаться. Не забывайте смотреть по сторонам, находясь в потенциально опасной зоне.

Повышайте свою культуру катания в кругу профессионалов на регулярных практиках по использованию лавинного снаряжения и правилам катания вне трасс. И пусть эти практики будут только учебными.

Выжить в снежной ловушке

Как избежать снежной ловушки, катаясь на лыжах

Пример: зимняя трасса в 100 км от города, вы едете на своём автомобиле. Начинается метель, дорогу заметает. Вы и ещё десяток водителей оказываетесь в снежной ловушке. Скоро стемнеет. Температура падает. Запас бензина небезграничен. Чтобы выжить, вам придётся надеяться только на собственные силы и содержимое багажника…

Как выжить в снежной ловушке

Подробно описывать комплект выживания для автомобиля будем в другой статье, на примере наших собственных комплектов. Сейчас лишь кратко перечислим те опции, которые в условиях русской зимы помогут превратить ситуацию бедствия в более-менее управляемую.

  1. Инструменты (лопата, топор и ножовка). Лопата должна быть не малая пехотная и не пластиковый совочек, а нормальная, с железной ручкой. Сюда же положите топливную канистру на 10 л, воронку, тонкую трубку длиной 2,5 м, крепкий буксировочный трос и аккумуляторные провода.
  2. Комплект аварийной одежды (тёплая куртка с капюшоном, бахилы от химзы, трикотажная шапка, рукавицы и плащ-дождевик).
  3. Каталитическая грелка и десяток маленьких свечек в алюминиевых стаканчиках, а также большая консервная банка, такого размера, чтобы на дно её можно было поставить три-четыре свечки. В банке снизу и сверху по краю делаются отверстия для притока воздуха. И получается аварийный источник тепла. Его можно использовать внутри машины, если ситуация прижмёт настолько, что придётся греться свечами. Но, чтобы не угореть в замкнутом объёме, обязательно надо оставлять щель для проветривания. И дополнительно утеплять салон снаружи, иначе всё будет бесполезно. А грелка нужна для того, чтобы на холоде сохранять мелкую моторику пальцев.
  4. Запас еды. Это должно быть что-то, не требующее готовки и особых условий хранения. Хотя бы пара банок тушёнки и полторашка воды. Кто путешествует с детьми, учитывайте и это. Неплохо туда же добавить и котелок, или большую железную кружку.
  5. Рюкзак на 30-40 л, на случай если придётся оставить машину и двигаться пешком. Положите в него аварийную одежду, еду и ещё пару армейских плащ-палаток.
  6. Туристическая газовая или мультитопливная горелка, и запас топлива к ней, из расчёта хотя бы на сутки. Конечно, в безвыходных условиях можно приготовить еду и на горящем запасном колесе. Но на газовой горелке получается чуть-чуть вкуснее.
  7. Комплект первой помощи. Причём у вас должна иметься не только коробочка «для ГАИ», но и полноценный комплект, о котором, опять-таки, можно написать не один пост. По каждой опции этого комплекта! =)
  8. Зарядка для телефона, а ещё лучше и запасной телефон. Для продвинутых водителей рекомендуем установить себе СиБи-радиостанцию (и научиться ею пользоваться). 15-й канал дальнобойщиков всё ещё существует. Также существуют аварийные частоты, на которых работать нельзя, но можно запросить помощь.
  9. Средства гигиены. Детская присыпка, крем для лица и рук (на жировой основе!) и пачка влажных салфеток в пластиковом герметичном контейнере, чтобы при длительном хранении они не высохли.
  10. Про нож, зажигалку, компас, хороший фонарь и запасные батарейки к нему также не следует забывать. Это основа выживания при любых ЧС.

Автомобиль, даже внедорожник, — это колёсное средство передвижения по дороге, а не будет дороги — не будет и передвижения. Поэтому, отправляясь за город на машине, вы должны быть готовы к пешему походу, значит, и собирайтесь как в поход. Просто вы можете себе позволить взять чуть больше полезного, чем обычно.

Но есть ещё кое-что, то, что может очень сильно выручить в ситуации снежной ловушки.

Это навыки командной работы. Имея элементарные организаторские способности и конкретный план, из товарищей по несчастью, таких же водителей, можно создать «временную» группу выживания, что называется, под задачу. Оказать первую помощь нуждающимся в ней. Оценить имеющиеся групповые ресурсы.

Принять решение, оставаться и ждать спасателей, или уходить к ближайшему жилью, если оно в пределах досягаемости. Распределить обязанности. Наконец, из подручных средств (тех же плащ-палаток!) и снега создать коллективное обогреваемое укрытие, в котором можно пересидеть непогоду и дождаться помощи.

Это гораздо эффективнее, чем тупо жечь топливо в своих машинах и написывать в соцсети, как всё фигово и «мы фсе тут умрём».

Никто не отменяет личной подготовленности к чрезвычайным ситуациям. Но умение мыслить категориями команды в ситуациях выживания даёт огромное преимущество, поверьте.

Кстати, если мы забыли упомянуть что-то важное, допишите в х.

Григорий Лисовский | ГОТОВЫ ВЫЖИТЬ

Как кататься на ледяных склонах

Каждый лыжник хотя бы раз в жизни попадал на ледяной склон или на кусок ледяного склона. Обычно, начинающие лыжники в такие моменты испытывают остро-дискомфортные ощущения и полное непонимание как быть и что делать.

И, как правило, большинство рекомендаций «бывалых» не приносят должных и ожидаемых результатов.

Давайте попробуем понять в чем причина сложности катания на горных лыжах по льду и как быть при попадании на  ледяной участок склона.

Скажем сразу, лед это совершенно неприятная история даже для опытных лыжников. И кататься по льду получая удовольствие достаточно сложно. Но, научиться преодолевать такие участки без травм и падений все же можно. Итак, давайте по-порядку.

Сложность катания по льду в том, что канты лыж не держат и начинается неконтролируемое проскальзывание лыж по склону. А самое мерзкое при таком проскальзывании в том, что оно происходит рывками и можно получить неприятные ощущения в спине. Иногда это приводит к легким, но очень болезненным травмам в виде растяжения мышц. 

Читайте также:  Как сделать мощный арбалет. как сделать арбалет своими руками в домашних условиях: видео, чертежи

Почему так происходит? Причина проста. Происходит такое проскальзывание не по причине тупых кантов или мягких лыж, а по причине неправильного направления силы действующей на лыжу.

Если вы едете на лыже так чтобы ваши лыжи скользили вдоль траектории вашего движения и на лыжу действовала только центробежная сила возникающая в результате вашего движения по дуге, а именно такое движение и есть резаный поворот или карвинг, то вероятность возникновения проблем при прохождении ледяного участка у вас скорее всего не возникнет.

В таком варианте лыжа врезается в склон потому как движение идет вдоль линии канта и кант как нож режет лед и в него врезается. В результате лыжа некоторым образом зацепляется за склон достаточным образом чтобы выдержать давление на нее центробежной силы. 

Проблема возникает тогда когда на лыжу действует сила большая чем лыжа готова удержать. Откуда берется эта сила? Она появляется тогда, когда к центробежной силе прибавляется ускорение свободного падения которое направлено не вдоль направления движения лыж, а поперек.

Для того чтобы это понять я вам нарисовал картинку. На картинке изображены два варианта: вариант 1 это движение лыж строго по резаной траектории, а вариант 2 это движение при котором лыжа находится под углом к траектории движения.

Движение изображенное в варианте 2 мы называем поворотом с проскальзыванием лыж.

  • Как избежать снежной ловушки, катаясь на лыжах
  • В итоге имеем, что при движении по льду, надо ехать так, чтобы ваши лыжи были направлены строго по направлению вашего движения и не скоблили склон и тогда вероятность проскальзывания минимальна.
  • Вот простые правила катания по ледяным склонам:
  • снижайте скорость до выезда на ледяной участок. Планируйте движение так чтобы на ледяном участке не совершать маневров и торможений.
  • при выезде на ледяной участок не совершайте резких маневров и движений: поворачивайте плавно, не тормозите.
  • Если надо повернуть то делайте это плавно. 
  • При срыве лыж с траектории не пытайтесь их загрузить, не давите на них, не упирайтесь в снег — расслабьте ноги, разгрузите лыжи, верните лыжи в положение до срыва и начните маневр заново.

Катайтесь по ледяным участкам так же как вы едите на машине по скользкой дороге — никаких резких движений и торможений!

Смертельные снежные ловушки. Как уберечь детей от трагедии

Архангельская область никогда не относилась к лавиноопасным регионам. Нет у нас ни гор, ни сопок, с которых может сойти снежная масса, именуемая лавиной. Но факты гибели детей под снегом в природной среде у нас всё-таки были. На исходе зимы 2005 года в нашей области под снегом погибли 4 ребенка.

Подобной зимы после 2005 года не наблюдалось. Обильное количество снега, выпавшее в Архангельской области, может стать причиной повторения трагедий, которые коснулись нескольких семей в нашей области.

Спасатели попросили специалистов Северного управления гидрометеослужбы проанализировать количество снега, которое выпало зимой 2005 года и нынешней зимой. Результаты следующие.

23 января 2005 года высота снега по точке замера составляла 30 см, на тот же день 2017 – 48 см. К марту 2005 года высота снежного покрова уменьшилась до 26 см.

К марту нынешнего высота снежного покрова будет значительно выше этой величины. Из этого факта можно сделать вывод, что нынешняя зима гораздо более снежная, чем в 2005 году, который принес гибель детей под снегом.

С 2008 года факты гибели под снегом в Архангельской области спасателями не фиксировались.

Снега уже выпало очень много, и прогнозируются новые снегопады. Снег уже представляет опасность, которая сохранится до конца марта. Исключительно для того, чтобы трагедий не повторилось, мы напомним, при каких обстоятельствах дети и подростки не возвращались домой с прогулки и где могут ожидать снежные ловушки.

13 марта 2005 года в окрестностях с.Карпогоры (Пинежский район) две подружки катались на санках в ложбине между холмами.

Неожиданно сверху на 12-летнюю девочку сорвался большой пласт снега и накрыл с головой. Ее подружка, испугавшись случившегося, не сразу сообщила о беде родителям.

Когда прибежавшие взрослые пытались своими силами откопать ребенка, время уже было упущено. Девочка погибла, задохнувшись в сугробе.

В тот же день в районе деревни Заручевская Приморского района лавина снега погребла под собой 15-летнего мальчика, когда он скатился с крутого угора. 

22 марта того же года возле деревни Аничкин Починок Устьянского района двое подростков 15 и 17 лет попали под снежный обвал, катаясь на лыжах возле крутого берега реки Верюга. Родители хватились их уже поздно вечером.

Утром следующего дня тела ребят были обнаружены под снегом у речного обрыва на глубине 1,5-2 метра. Предположительно, подростки сняли лыжи и пошли на обрыв, откуда открывался красивый вид на реку. Подтаявшая глыба снега не выдержала и рухнула вниз вместе с мальчиками.

Выбраться из ловушки никто из них не смог.

Последний случай, связанный со снегом, произошел в марте 2008 года. Во время оттепели сорвалась глыба снега с крыши частного дома в деревне Казаково Каргопольского района. Девочка, гулявшая в это время возле дома, попала под снежный завал. Когда ее достали из-под метрового сугроба, она уже не дышала…

Где наиболее опасные места?

Прежде всего – это крутые высокие (чаще – речные) склоны, со снежными сугробами-«козырьками» на вершинах, а также ложбины между холмами. Пласт снега срывается вслед катающемуся на лыжах или санках и увлекает дополнительные снежные массы.

Структура снега неоднородна: если сделать срез сугроба, то мы почувствуем, что он как слоеный пирог: снежная «крупа» чередуется с твердыми слоями. По «крупе» скатываются тяжелые подтаявшие слои твердого снега. Слоистость и способность сходить слоями у снега особенно проявляется ближе к весне.

Таким снегом может причинить травмы вплоть до переломов и смертельного сдавления (удушья).

В населенных пунктах опасность может подстерегать под любой скатной крышей, на которой намело много снега. В некоторых случаях строение способно обрушиться под тяжестью снежной массы.

Некоторые дети намеренно стараются играть рядом со снегоуборочной техникой. Были прецеденты, когда детей засыпало снегом при его механизированной уборке.

Некоторые думают, что снег «дышит» и опасности особой не представляет – это опасное заблуждение. Попав в завал, человек теряет чувство ориентации в пространстве, снег забивает органы чувств, теряется точка опоры. Несколько минут панического барахтания – и наступает удушье. А спустя два часа над остывающим телом образуется твердый сугроб, который непросто откопать даже лопатой.

Будьте внимательны сами и постарайтесь объяснить детям опасность завала снегом. Попав под завал, человек не может найти в снегу «точку опоры» и вскоре задыхается. Опасные места лучше обходить стороной. А для катания с горки лучше найти склон без «снежных «козырьков», накатанный и безопасный.

Что мы рекомендуем:

— Не рыть тоннели и пещеры в сугробах, не поощрять детей на прыжки в снег с заборов, гаражей и т.п. В спасательной практике были прецеденты, когда детей приходилось откапывать после таких игр, и не всегда успешно.

— Не гулять рядом со снегоуборщиками (тракторами, грейдерами). Механизированная уборка снега – не аттракцион. В ковше может содержаться до тонны снега.

— Кататься на лыжах лучше в местах с укатанной трассой.

— Воздержаться от катания на санках, лыжах и подручных материалах (полиэтилен, фанера, линолеум и т.п.) с «диких» крутых и необкатанных склонов. При этих видах катания высока вероятность «зарывания» в снег с последующим попаданием под скатывающуюся сверху снежную массу.

— Отдавать предпочтение катанию на тюбинге («ватрушке»), с учетом того, что склон не должен иметь ухабов и препятствий. «Ватрушка» в отличие от санок не зарывается в снег, но, развивая высокую скорость при невозможности торможения, требует особой осторожности при выборе склона.  

Главное управление  МЧС России по Камчатскому краю.

Здесь по ссылкам содержатся описания случаев попадания детей под завалы снега из других регионов:

Девять школьников в Татарстане завалило снегом

В Минске 12-летнего мальчика засыпало снегом во дворе, спасало МЧССнег унес жизнь подростка в Башкирии

В чекмагушевском районе четверых детей завалило снегом

В татарстане при сходе лавины снегом завалило 14-летнего подростка

Во дворе на Уктусе тракторист завалил девочку огромной горой снега. Ребенок в реанимации

Катавшегося с крыши ребенка завалило снегом под Томском

В нижегородской области ребенка завалило снегом

Как сделать катание на горных лыжах или сноуборде безопасным

По данным страховых компаний, частота наступления страховых случаев по активным видам спорта (а это, в том числе, и горнолыжный спорт) в два-три раза выше, чем во время поездок на пляжный или экскурсионный отдых.

Катаясь на лыжах, то или иное повреждение (бывает, что и очень серьезное) получает примерно каждый третий спортсмен. Кроме того, несчастные случаи часто происходят в труднодоступных местах, откуда требуется эвакуация вертолетом, а при отсутствии страховки спасательные службы могут отказаться забирать пациента бесплатно.

И если дело произойдет в Европе, общая стоимость эвакуации и лечения может составить десятки тысяч евро.

В общем, в горах именно безопасность – синоним удовольствия и положительных эмоций от отдыха. Эвакуация на вертолете, конечно, станет интересным и необычным опытом, но лучше себе ничего не ломать. То же самое относится к соблюдению правил поведения на склоне, учету предупреждений о плохой погоде и другим потенциально опасным факторам.

Белый кодекс FIS

«На сегодняшний день остро стоит вопрос о безопасности на горнолыжных курортах.

На склонах часто можно увидеть плохо катающихся туристов, которые на полной скорости спускаются с вершины, не умея вовремя затормозить или объехать препятствия на своем пути, в том числе других отдыхающих», – отмечает вице-президент Национальной лиги инструкторов, мастер спорта по горнолыжному спорту Татьяна Дунаева. «Но нельзя на обычных трассах вести себя как на трассах для скоростного спуска, которые всегда огорожены и предусматривают нахождение на склоне только одного спортсмена», – рассказывает она.

Чтобы горнолыжники не повредили себе и окружающим, Международная федерация лыжного спорта (FIS) разработала «белый кодекс» с советами по поведению на склоне.

«Практически все горнолыжные курорты нашей страны вывешивают эти правила в кассах, где продаются ски-пассы, и крайне желательно перед выходом на склон с ними ознакомиться.

По сути, это те же правила дорожного движения, которых мы придерживаемся за рулем автомобиля, правда, пока не обязательные, а только рекомендованные к соблюдению», – добавляет эксперт.

Первое правило «белого кодекса» – уважай других. Лыжник или сноубордист не должен мешать или своим катанием подвергать опасности окружающих. Если впереди едет новичок или ребенок, следует быть особо внимательным. За безопасность всегда отвечает тот, кто сзади. Кроме того, нужно следить за исправностью своего снаряжения.

Не менее важный момент – контроль скорости. Перед спуском нужно оценить состояние трассы, снег, погоду и количество людей на склоне. И всегда кататься на скорости, которую можешь контролировать.

Обгон катающихся впереди разрешен как справа, так и слева. Делать его нужно на скорости, обязательно соблюдая дистанцию метров 20. Лыжник снизу должен иметь пространство для маневра – преднамеренного или нет.

Перед первым выходом на трассу, а также начиная движение после падения, нужно оглядеться по сторонам. Останавливаться или идти пешком можно только по краям трассы в хорошо обозримом месте. В случае падения на узком участке трассы следует как можно быстрее освободить его вместе со снаряжением.

«Белый кодекс» обязывает лыжников и сноубордистов помогать тем, кто на склоне попал в беду. Если кто-то упал и не встает, как минимум нужно поинтересоваться самочувствием, а в тяжелых случаях – вызвать спасателей. В случаях чрезвычайных ситуаций принято, чтобы участники и очевидцы обменялись контактами, поскольку показания свидетелей могут пригодиться.

И конечно, перед катанием следует обращать внимание на маркировку трасс, знаки-предупреждения об опасности или закрытии трассы. Они установлены на видных местах исключительно в интересах самих катающихся.

«О правилах безопасности на горнолыжных трассах обязательно рассказывает инструктор на первом занятии.

Он помогает новичкам понять, как нужно стоять на склоне, где можно останавливаться, как правильно сходить с канатной дороги, чтобы не создавать помех окружающим, как правильно маневрировать между людьми, когда ты находишься на склоне, можно ли обгонять других туристов сверху, снизу и так далее. Потому что профессиональный инструктор должен не просто научить человека кататься – он должен научить его кататься безопасно», – отмечает Т.Дунаева.

Как правильно выбрать трассу

Тип трассы необходимо выбирать исходя из уровня своей подготовки. Существуют легкие «зеленые» и «синие» трассы, сложные «красные» и экстремальные «черные».

«Зеленые» трассы обычно почти пологие. На них можно ехать по прямой, почти не набирая скорости. Какие-либо опасные или пугающие начинающего лыжника элементы – например, бугры – на таких трассах отсутствуют.

«Синие» трассы обычно с переменным рельефом и минимальными уклонами. Они предназначены для лыжников среднего уровня. Серьезных перепадов рельефа и бугров на таких трассах также нет.

«Красные» трассы подойдут опытным лыжникам. По такой трассе уже нельзя ехать по прямой из-за ее крутизны, и нужно уметь поворачивать на малом радиусе, а также уметь контролировать ситуацию в различных снежных и погодных условиях.

«Черные» трассы предназначены для профессионалов. Обычно это трассы с большой крутизной или узкие, требующие от лыжников хорошей техники. Ратраки эти трассы обычно не выравнивают, поэтому здесь встречаются бугры, «тяжелый снег», ледяные участки и прочие «прелести».

«Приехав на горнолыжный курорт в первый раз в новом зимнем сезоне, не мешает, что называется «раскататься», освежить в памяти технику, начать с простых – «зеленых» и «синих» трасс, и уже потом выходить на более сложные склоны», – советует Т.Дунаева.

«А вообще лучше обратиться в службу горнолыжных инструкторов и проверить свой уровень катания, получить рекомендации, возможно, взять один-два урока по совершенствованию техники катания и уже потом выходить на сложные трассы.

Это позволит вам четко понимать, что вы точно соответствуете трассе «красного» или даже «черного» уровня сложности», – добавляет она.

Плюсы российских курортов

Российские горнолыжные курорты в последние годы все ближе к европейским по уровню сервиса и техническому оснащению. Покататься на курортах Северного Кавказа можно почти с таким же комфортом, как в Европе – и при этом в разы дешевле.

«К обеспечению безопасного катания наших туристов мы относимся с предельным вниманием», – отмечает заместитель генерального директора АО «Курорты Северного Кавказа» (АО «КСК») Рустам Тапаев.

«Это касается и качества подготовки горнолыжных склонов, на которые ежедневно выходят ратраки, и регулярного технического освидетельствования канатных дорог, и бесперебойной работы спасательных формирований и лыжных патрулей, сотрудники которых оказывают помощь гостям на трассах курортов», – говорит он.

«При этом мы понимаем, что ответственность за безопасность несут в равной степени эксплуатирующая организация горнолыжных курортов и сами туристы.

Мы призываем всех гостей курортов Северного Кавказа перед началом зимнего сезона внимательно ознакомиться с правилами поведения на трассах и канатных дорогах, чтобы не омрачать свой отдых травмами.

А для максимальной защиты рекомендуем приобрести страховку», – поясняет представитель АО «КСК».

Так, на курортах «Эльбрус» и «Архыз» этой зимой туристы смогут купить страховку за 100 рублей на время действия ски-пасса. Сумма страхового покрытия – 500 тыс. рублей. Также можно приобрести страховку на сутки за 150 рублей. В летнем сезоне 2019 года страховки будут стоить соответственно 50 и 100 рублей.

Еще одно важное преимущество северокавказских курортов – в комфортной плотности катания, которая соответствует нормам национального российского стандарта (ГОСТ) «Туристские услуги. Общие требования к деятельности горнолыжных комплексов».

«Даже в пиковые дни новогодних каникул в сезоне 2017/2018 на горнолыжной трассе «Мир» – «Гара-Баши» курорта «Эльбрус», самой высокогорной в Европе, единовременно находилось не более 260 катающихся, что соответствует установленным нормам.

На курорте «Архыз» лыжники и сноубордисты минимально имеют по 120 кв. м пространства для катания благодаря площади трасс.

А на молодой курорт «Ведучи» турпоток только формируется, поэтому кататься можно совершенно свободно», – рассказали порталу «Интерфакс-Туризм» в пресс-службе АО «КСК».

Как показывает практика, это очень важный фактор безопасности, так как если на узкой трассе скапливается много народа, вероятность столкновений возрастает в разы.

Лавиноопасности нет

Еще один важный фактор, который требуется учитывать на горнолыжном отдыхе, – лавиноопасность курортов. В этом смысле среди курортов Северного Кавказа наиболее безопасны «Архыз» и «Ведучи».

Как рассказали в АО «КСК», все существующие трассы «Архыза», а также новые трассы его северо-ориентированного склона, которые откроются в ближайшем зимнем сезоне, располагаются в зонах, не подверженных воздействию лавин. Вероятность схода лавин есть только вне маркированных и подготовленных трасс, о чем любителей внетрассового катания всегда предупреждают.

На курорте «Ведучи», где сейчас для туристов открыта одна трасса, лавины также отсутствуют. В то же время на северо-ориентированном склоне, где проектируется основная зона катания, встречаются небольшие снежные оползни, поэтому там будет предусмотрена лавинозащита.

Что касается курорта «Эльбрус», то здесь основной маркированный спуск со станции «Гара-Баши» до выката на поляну Азау не подвержен лавинам. Но при внетрассовом катании, особенно в ущелье ледника Гара-Баши, лавины и камнепады встречаются каждый сезон.

А после обильных снегопадов на курорте проводятся контролируемые принудительные спуски лавин силами Эльбрусского военизированного противолавинного отряда.

Поэтому данные маршруты не рекомендуются туристам для катания без опытных гидов и предварительной лавинной подготовки.

За безопасностью туристов внимательно следят

Если обойтись без происшествий на склоне все же не удалось, нужно обращаться к спасателям. Телефоны спасательных бригад можно найти на сайтах курортов – отправляясь на отдых, обязательно запишите их номера.

В «Архызе» работает два спасательных пункта, расположенные таким образом, чтобы спасатели без помощи специальной техники могли добраться в любую точку горнолыжных трасс за пять-семь минут. Создан стационарный медицинский пункт с дежурными врачами, а на зоне выката всегда дежурит скорая помощь с медицинским персоналом.

На курорте «Ведучи» работает пункт оказания доврачебной помощи, в котором постоянно дежурит медсестра, открыт отдел эксплуатации трасс и службы спасения, где работают патрульные спасатели.

В качестве «пассивных» мер безопасности на всех трех курортах установлены специальные маты, которые закрывают наиболее опасные для горнолыжников объекты, а также используются сети трех типов.

«Разделительные сети «С» не допускают пересечения потоков катающихся по разным трассам. Мобильные сети безопасности «B» улавливают лыжников на опасных участках и поворотах. Стационарные сети безопасности «A» установлены в особо опасных местах над обрывами и на крутых поворотах свыше 80 градусов», – пояснили в пресс-службе.

Советы бывалых

Лыжник-фрирайдер Александр Жлукто считает, что соблюдение правил безопасности важно для всех катающихся в горах, но для фрирайдеров оно просто жизненно важно.

«Ведь на трассе, если вы врежетесь в другого лыжника или сноубордиста, вам грозит максимум перелом.

А вот если на внетрассовом спуске вы не обратите внимания, например, на знак, предупреждающий о лавиноопасности, и подрежете лавину, можете свалить ее на себя или других лыжников.

Или отправитесь в какой-нибудь малознакомый кулуар один, без знающего местность спутника или гида, и провалитесь в трещину», – рассказывает он.

По словам эксперта, катание на курортах Северного Кавказа будет особенно комфортным для начинающих лыжников в плане безопасности, так как там широкие пологие трассы, где нет риска столкнуться с другим лыжником и что-то повредить себе или ему.

«При этом на склонах высочайшей вершины Европы даже не очень уверенные в себе лыжники могут попробовать себя во фрирайде, так как и внетрассовые спуски здесь достаточно пологие», – добавляет Александр Жлукто.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector