Сущность движения по азимутам. Движение по азимутам

Движение по азимутам, это способ выдерживания намеченного пути, (маршрута) от одного пункта (ориентира) до другого по известным азимутам и расстояниям. В целом движение по азимутам применяется ночью. А также в лесу, пустыне, тундре и в других условиях, затрудняющих ориентирование по карте. 

На карте намечают маршрут движения с четкими ориентирами на поворотах. Измеряютдирекционный угол и длину каждого прямолинейного участка маршрута.

Дирекционные углы переводят в магнитные азимуты, а расстояния — в пары шагов, если движение по азимутам будет совершаться в пешем порядке. Или в показания спидометра при совершении марша на машинах.

Данные для движения по азимутам оформляют на карте. Если карты в пути не будет, то составляют схему маршрута или таблицу.

Схема маршрута для движения по азимутам

Сущность движения по азимутам. Движение по азимутам

Таблица маршрута для движения по азимутам

Сущность движения по азимутам. Движение по азимутам

Порядок движения по азимутам

У исходного (первого) ориентира с помощьюкомпаса определяют по азимуту направление движения ко второму ориентиру. В этом направлении замечают какой-либо удаленный ориентир (вспомогательный).

И начинают движение по азимутам. Дойдя до намеченного ориентира, вновь по компасу намечают направление движения до следующего промежуточного ориентира.

И так продолжают движение до выхода ко второму ориентиру.

В таком же порядке, но уже по другому азимуту, продолжают движение по азимутам от второго ориентира к третьему и т. д. В пути, учитывая проходимые расстояния, отыскивают ориентиры на поворотахмаршрута и тем самым контролируют правильность движения. Для облегчения выдерживания направления следует использовать небесные светила и различные признаки:

Прямолинейность идущей колонны или собственного следа при движении на лыжах. Направление ряби на песке. Заструг на снегу.

Направление ветра и т. п.

По небеснымсветилам можно уверенно выдерживать направление движения. Уточняя его по компасу примерно через каждые 15 минут. Точность выхода к ориентиру зависит от точности определения направления движения и измерения расстояния.

Отклонение от маршрута из-за погрешности определения направления по компасу обычно не превышает 5% пройденного пути.

Если направление движения уточняется по компасу достаточно часто, то отклонение от маршрута будет порядка 3% пройденного расстояния.

Обход препятствий при движении по азимуту

Если на маршруте имеются препятствия, то на карте намечают пути обхода и подготавливают для этого необходимые данные — азимуты и расстояния. Препятствия, не учтенные при подготовке данных для движения, обходят одним из следующих способов.

Первый способ

Применяется, когда препятствие просматривается до конца. По направлению движения отмечают на противоположной стороне препятствия какой-либо ориентир. Затем обходятпрепятствие, находят замеченный ориентир и от него продолжают движение по азимутам в прежнем направлении. Ширину препятствия оценивают на глаз и добавляют ее к расстоянию, пройденному до препятствия.

Второй способ

Препятствие, противоположная сторона которого не просматривается, обходят по направлениям, образующим прямоугольник или параллелограмм, азимуты и длины сторон которого определяют на местности. От точки А идут вдоль препятствия по выбранному направлению. В нашем примере по азимуту 280 градусов.

Пример обхода препятствия противоположная сторона которого не просматривается

Сущность движения по азимутам. Движение по азимутам

Пройдя до конца препятствия (до точки В) и измерив полученное расстояние (200 пар шагов), продолжают движение по заданному азимуту. В нашем примере по азимуту 45 градусов до точки С. От точки С выходят на основной маршрут по обратному азимуту направления АВ. В нашем примере по азимуту 100 градусов, отмерив в этом направлении 200 пар шагов (расстояние СД равное АВ). Здесь длину линии ВС прибавляют к расстоянию, пройденному от точки № 2 до точки А, и продолжают движение к точке № 3.

Особенности движения по азимутам на машине

Направление движения, заданное магнитным азимутом, определяют по компасу, располагаясь не ближе 10 метров от автомобиля и 30—40 метров от танка. Заметив в данном направлении удаленный (вспомогательный) ориентир, ведут машину по направлению к нему и по спидометру отсчитывают расстояние до поворотного ориентира. Здесь останавливаютмашину, и эти действия повторяют снова.

При движении по азимутам на машине, когда ориентиров нет или они не видны, можно использовать компас. Применение магнитного компаса непосредственно в машине весьма ограниченно. Магнитная стрелка под влиянием магнитного поля машины отклоняется от направления магнитного меридиана.

Величина этого отклонения (девиация компаса) непостоянна и зависит от металлической массымашины, ее электромагнитного поля, направления движения и числа оборотов двигателя.

Поэтому пользоваться в машине компасом можно лишь после предварительного определения его поправки для данного направления движения.

Практически определяют не поправку, а отсчет азимута покомпасу с учетом поправки. Для этого устанавливают машину в заданном направлении, занимают место в ней по возможности дальше от аккумулятора и компасом измеряют магнитный азимут продольной оси машины. То есть азимут направления движения.

Начав движение по азимутам, нужно убедиться в устойчивости магнитной стрелки. Если она имеет большую амплитуду колебания, пользоваться компасом в машине не следует. При повороте маршрута все эти действия необходимо повторить. То есть определить поправку компаса для нового направления движения.

По материалам книги Справочник по военной топографии. А. М. Говорухин, А. М. Куприн, А. Н. Коваленко, М. В. Гамезо.

Сущность и порядок движения по азимутам в пешем порядке на открытой местности днем | Военсервис.рф

Сущность движения по азимутам заключается в нахождении и выдерживании на местности заданных направлений и расстояний, точном выходе в назначенный пункт.

Данные, необходимые для движения по азимутам, подготавливаются по топографическим картам наиболее крупного масштаба.

Сущность движения по азимутам. Движение по азимутам

  • Рис. 1 Подготовка данных для движения по азимутам
  • Подготовка данных для движения по азимутам включает:
  • — изучение местности по топографической карте;
  • — выбор маршрута движения и промежуточных ориентиров на его участках;
  • — определение магнитных азимутов направлений и расстояний между выбранными ориентирами;
  • — оформление данных на карте или составление схемы маршрута движения.

На карте намечают маршрут движения с четкими ориентирами на поворотах и измеряют дирекционный угол и длину каждого прямолинейного участка маршрута.

Дирекционные углы переводят в магнитные азимуты, а расстояния при движении в пешем порядке — в пары шагов, при совершении марша на машинах — в показаниях спидометра.

Данные для движения по азимутам оформляют на карте, а при ее отсутствии составляют схему маршрута с таблицей.

Движение по азимутам пешим порядком по заранее составленной схеме маршрута выполняется в следующей последовательности:

У исходного ориентира (№1) (рис. 1) с помощью компаса определяют азимут направления движения к ориентиру №2.В этом направлении выбирают какой-либо удаленный вспомогательный ориентир и начинают движение.

Дойдя до ориентира (№2), уточнив свое местоположение, вновь определяют по компасу направление движения до следующего ориентира (№3) и т.д.

  1. Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок определения направлении движения и измерения расстояния.
  2. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, то есть 100 м на каждый километр пройденного пути.
  3. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.

В некоторых случаях, например, при движении по азимутам зимой на лыжах, расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточности измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали вспомогательные ориентиры.

Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды.

При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу.

Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.

Сущность движения по азимутам. Движение по азимутам

Заключается в определении на местности нужного направления по заданному азимуту и выдерживании этого направления в пути до выхода к намеченному пункту. В походе к движению по азимуту обычно прибегают на закрытой местности или в бездорожье, для чего заранее по карте определяют магнитные азимуты и расстояние до ориентиров.

Движение с использованием промежуточных ориентиров

При движении по азимуту практическая точность выхода на ориентир составляет обычно до одной десятой пройденного маршрута. Поэтому всегда желательно намечать на маршруте промежуточные ориентиры.

Для этого перед движением устанавливают визирное приспособление компаса на нужное направление и ориентируют компас. Затем визируют в нужном направлении (или рядом с ним) какой-нибудь ярко выраженный и не очень отдаленный ориентир, к которому и двигаются. Достигнув ориентира, операцию повторяют вновь.

При определении направления надо следить, чтобы северный конец стрелки компаса совпадал с отметкой севера на его лимбе.

При движении по азимуту на пути туристов могут встретиться значительные по ширине препятствия, например озеро или скальный участок. Для строгого выдерживания общего направления обходить их желательно по ломаной прямой с наименьшим количеством «колен». При обходе следует четко записать величины промежуточных азимутов и расстояния, пройденные по ним.

Чтобы не сбиться с правильного направления, полезно в процессе движения вычертить на листе блокнота (на планшете), путь обхода с углами и длинами «колен».

Читайте также:  Как устранить неполадки в системе омывателя лобового стекла

Движение без четких ориентиров

При отсутствии ориентиров

В поле, тундре, степи, где нет ориентиров, или при плохой видимости можно двигаться методом створа. Руководящий движением турист контролирует направление, находясь в конце группы: он видит всю цепочку туристов, может сопоставить ее направление с заданным азимутом и – своевременно предупредить об отклонениях.

При наличии солнца (луны, звезд) можно двигаться по азимуту замерив угол направления по отношению к этим небесным телам. Через каждые полчаса их положение на небе надо уточнять с помощью компаса. Из приемов такого ориентирования наиболее распространено ориентирование по своей тени.

В ветреную погоду полезно запомнить направление ветра или движения облаков относительно сторон горизонта.

На широких открытых пространствах зимой можно ориентировать движение по снежным застругам. В густо залесенной местности для выдерживания направления рекомендуется поочередно обходить встречающиеся препятствия — деревья, кусты, завалы — то с левой, то с правой стороны.

Иногда при отсутствии промежуточных ориентиров полезно делать заведомое отклонение в определенную сторону от заданного азимута.

Пройдя рассчитанное шагами или по времени движения расстояние до конечного ориентира, туристы круто сворачивают в сторону и разыскивают в новом направлении (одном, а не в двух противоположных, как было бы, если они двигались прямо по заданному азимуту) искомую точку на местности.

При больших расстояниях надо намечать ограничительные (боковые) ориентиры, а конечный ориентир выбирать по возможности линейным и таким, чтобы он был развернут широким фронтом к направлению движения туристов.

При потере ориентировки

На легком участке можно продолжить движение вперед всей группой до выхода на известное место. На сложном отрезке маршрута так делать нельзя: здесь лучше потратить время на тщательную разведку, чем идти вслепую.

Если туристы заблудились и разведка не дает надежды правильно сориентироваться, то при отсутствии дорог им надо выходить на «воду» и идти вдоль нее вниз по течению: ручей приведет к речке, та — к большой реке, на которой туристы обязательно, встретят человека, жилье, получат необходимую помощь. По пути следует оставлять на видных местах туры с записками — это облегчит и ускорит поиск пропавших.

Подготовка данных для движения по азимуту

  • Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте.
  • Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, а расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.
  • Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.
  • Для движения по заданному азимуту надо: — изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения; — наметить маршрут движения, легко распознаваемый по местным предметам; — начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута; — определить на карте длину каждого звена маршрута; — все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схемы.

При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.

На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы.

Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (курган).

Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.

Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов.

У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м.

Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

Схема для движения по азимутам

Таблица исходных данных для движения по азимутам

№ точки Участок пути Магнитный азимут, градусов Расстояние, м Время, мин Расстояние, пары шагов
1 Сарай — курган 20 1230 15 820
2 Курган – дом лесника 330 1250 15 835
3 Дом лесника – перекресток дорог 25 350 5 235
4 Перекресток дорог — мост 335 850 10 565

На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов.

Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу.

На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.

Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.

§ 2.7 Движение по азимутам. Понятие об азимутах. | Учебник по НВП для 10 классов общеобразовательных школ (Мектеп 2010) | Учебники по НВП

§ 2.7 Движение по азимутам. Понятие об азимутах.

Азимутом называется
горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного
направления меридиана, проходящего через данную точку, до направления на
предмет.

Если измерение ведется относительно истинного меридиана, то получается
истинный азимут (Аист), если относительно магнитного меридиана —
магнитный азимут (Ам). Наиболее просто на местности определяется
магнитный меридиан, который показывается свободно подвешенной магнитной
стрелкой.

Магнитный и истинный меридианы не совпадают. Угол между северным
направлением истинного и магнитного меридианов называется магнитным склонением
(5).

Если северный конец магнитной стрелки отклоняется к востоку от истинного
меридиана, то склонение называется восточным и считается положительным, к
западу — западным со знаком «минус». Зависимость между Аи(гг, Ам
и 5 выражается формулой Аист = Ам + (±5).

Магнитные меридианы,
вдоль которых устанавливается магнитная стрелка компаса, идут от одного полюса
к другому не кратчайшим путем, а образуют сложную систему извилистых линий.

В
любой точке земной поверхности магнитный меридиан в общем случае составляет с
истинным (географическим) меридианом некоторый угол, который называют магнитным
склонением (у).

Значения магнитных склонений на земном шаре меняются в широких
пределах: от — 180° (западное склонение) до + 180° (восточное склонение).

Для определения
магнитного азимута (рис. 137) надо встать лицом к предмету, отпустить тормоз
стрелки и ориентировать компас (по­воротом компаса совместить северный конец
стрелки с нулевым де­лением лимба).

Удерживая компас в ориентированном
положении, поворотом крышки направить визирную линию «прорезь — мушка» в заданном
направлении (совмещение визирной линии компаса с на­правлением на предмет
достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на предмет и
обратно).

В этом положении отсчет на лимбе против острия указателя у мушки
покажет величину магнит­ного азимута на предмет. На рис. 138 даны измеренные
магнитные азимуты на местные предметы. Так определяется прямой азимут, т.е.
направление от своей точки стояния на какую-либо другую точку местности.

Обратный азимут — это направление от местного предмета на точку стояния; от
прямого азимута он отличается на величину 180°.

Магнитный азимут 330°

Рис. 137. Определение
магнитного азимута по компасу. Магнитный азимут на ориентир 330°

Рис. 138. Магнитные
азимуты: на листвен­ное дерево — 56°; на фабричную трубу — 137°; на мельницу —
244°; на ель — 323°

  • Эта величина
    прибавляется к прямому азимуту, если он меньше 180°, или вычитается, если он
    больше 180°.
  • Чтобы найти
    направление на местности по заданному азимуту, надо установить на лимбе
    указатель отсчета у мушки на заданный магнитный азимут; отпустить тормоз
    стрелки, грубо подвести под ее северный конец нуль лимба, определить примерно
    заданное направление на местности и встать к нему лицом; точно подвести нуль
    лимба под северный конец стрелки; при этом положении стрелки направление линии
    «прорезь — мушка» и будет искомым.
  • Движение по азимутам.
  • При работе с компасом
    его держат на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для
    устойчивости плотно прижимается к боку.

Сущность движения по
азимутам состоит в умении найти с помощью компаса на местности нужное
направление по заданному азимуту, выдержать это направление при движении и
выйти к намеченному пункту. Умение совершать движение по азимутам имеет большое
значение для уверенного передвижения на местности, особенно на незнакомой и
бедной ориентирами, а также в условиях ограниченной видимости.

Для движения по
азимутам оформляют схему маршрута (рис. 139) в произвольном масштабе на листе
бумаги небольшого размера так, чтобы ею удобно было пользоваться в пути.

Читайте также:  Как правильно работает компас. как пользоваться компасом, принцип работы, обозначения и для чего он нужен

Вместо
схемы по тем же данным можно составить таблицу (табл. 2). Расстояние в метрах
переводят в пары шагов потому, что ими удобно пользоваться при передвижении в
пешем порядке.

Для человека среднего роста каждую пару шагов принимают за 1,5
м.

Таблица 2

Данные движения по
азимутам

Участок маршрута Магнитный азимут, градусы Расстояние, пары шагов
Сарай — вышка 80 610
Вышка — курган 88 580
Курган — отдельное
дерево 78 850

Более точно длину
своего шага по измеренному или известному расстоянию можно определить на
местности.

При движении по
азимутам последовательно переходят от одной точки к другой, выдерживая
направление на вспомогательные или промежуточные ориентиры и ведя счет пар
шагов.

На исходной и всех последующих поворотных точках (у ориентиров) по заданному
азимуту с помощью компаса находят направление движения на местности.

В этом
направлении применительно к конкретным условиям выбирают и запоминают или более
удаленный ориентир (вспомогательный), или ориентир, расположенный ближе
поворотной точки маршрута движения (промежуточный). Если от промежуточного
ориентира поворотная точка не видна, то определяют следующий ориентир.

На открытой
местности, бедной ориентирами, направление дви­жения выдерживается по створу.
На исходной точке по компасу определяют направление движения на следующую
точку.

Продвигаясь в этом направлении, оставляют на некотором расстоянии друг
от друга какие-нибудь знаки.

Затем, периодически оглядываясь на них, следят за
тем, чтобы направление дальнейшего движения совпадало с прямой линией, мысленно
проведенной через оставленные позади знаки. На снежном поле в качестве створа
используются собственные следы.

Для контроля
периодически проверяют направление движения по обратному азимуту и по небесным
светилам, постоянно сравнивают заданные ориентиры с достигнутыми, а при наличии
карты (схемы) сличают с ней местность и маршрут движения. В тех случаях, когда
необходимо возвратиться по тому же пути, пользуются прежней схемой маршрута, но
предварительно переводят прямые азимуты в обратные.

Ночью в качестве
промежуточных (вспомогательных) ориентиров используются силуэты местных
предметов, светящиеся вдали точки и яркие звезды; если такой возможности нет,
то направление выдер­живается по компасу, т. е. компас со свободно опущенной
стрелкой все время держат перед собой в ориентированном положении, а за
направление движения принимают прямую, проходящую через прорезь и мушку.

В зимних условиях в
качестве ориентиров на поворотных точках маршрута выбирают местные предметы,
возвышающиеся над снежным покровом и хорошо заметные издали (например,
отдельное строение, отдельное дерево).

Когда надо обойти
препятствие, поступают таким образом: замечают ориентир по направлению движения
на противоположной стороне препятствия, определяют расстояние до него и прибавляют
эту величину к длине пройденного пути; обходят препятствие и продолжают
движение от выбранного ориентира, определив предвари­тельно по компасу
направление прерванного пути.

Точность движения по
азимутам составляет примерно 1/10 часть пройденного пути. Поэтому, если, пройдя
положенное расстояние, указанный ориентир не встретится, то в точке выхода
оставляют знак, а ориентир разыскивают, обходя вокруг этой точки район
радиусом, равным 1/10 части длины пути, пройденного от предыдущего ориен­тира.

Вопросы и задания:

1.       Что называется азимутом?

2.       Чем отличается магнитный азимут от
истинного?

3.       Дайте определение прямого и обратного
азимутов.

4.       Какие нужны данные для движения по
азимуту?

5.       Как определяется направление на предмет
по заданному азимуту?

6.       Что вы знаете о движении по азимутам?

7.       В рабочей тетради выполните задания №
8—17.

Движение по азимуту. Основные методы движения по азимуту

Из уроков геометрии известно, что кратчайший путь между двумя точками это прямая. Действительно, иногда целесообразно двигаться к намеченной цели по прямой (то есть по азимуту). Но здесь необходимо учитывать несколько факторов.

Основной — возможная потеря скорости при движении по густому подлеску, заболоченной земле, необходимости преодоления оврагов и речек и т. д.

Второй фактор — сложность выдерживания направления при преодолении естественных препятствий. Поэтому старайтесь брать азимут на такие ориентиры, которые имеют значительные линейные размеры или легко различимы на расстоянии.

Третий — передвижение по лесу напрямик демаскирует двигающихся соответствующими звуками( звук сломанной сухой ветки слышен в безветренную погоду на расстоянии 300 метров).

Метод засечек

Это своего рода один из способов передвижения по азимуту.

Постоянно контролировать положение стрелки компаса невозможно, поэтому рекомендуется взяв азимут, найти по линии визирования какой-либо приметный объект(засечку) на пределе видимости (поваленное дерево, пень), после чего, двигаться до этого объекта не контролируя азимут (следует не терять засечку из поля зрения). Достигнув засечку повторить операцию, и так до тех пор пока не достигнете конечной точки. При этом методе ошибка на 500 метров как правило не превышает 30 — 50 метров.

Движение в мешок

Это движение по азимуту к точке пересечения двух линейных ориентиров, когда один из них ограничивает отклонение вправо, а другой ограничивает уход влево. Подобный случай проиллюстрирован на следующем рисунке:

Из точки 1 необходимо попасть в точку 2 (пересечение тропы и просеки с ЛЭП).

В данном случае достаточно грубо взять азимут на точку пересечения и смело бежать в этом направлении, поскольку проскочить мимо нужную точку не получиться: в любом случае Вы выйдете либо на тропу, либо на просеку (здесь главное не перепутать, и понять, что по тропе нужно идти на право, а по просеке налево) и в результате попадете на нужное вам пересечение.

Движение с упреждением

Смысл его заключается в том, что движение планируется не в точку, а с заведомым отклонением в ту или иную сторону. Обычно это делается для выхода на какой либо заметный ориентир, чтобы затем от него продолжить движение к цели. Особенно это полезно, когда искомая точка небольшая по размерам, и ее легко проскочить, если брать азимут непосредственно на неё.

Движение по цепочке привязок

Подобный метод уже описывался для случая привязки к местности. При составлении маршрута и движении он используется в тех случаях, когда целесообразно прокладывать маршрут по уже существующим тропам и дорогам. Заключается он в следующем. Для начала выбирается маршрут на карте.

Если он достаточно длинный, то его разбивают на отрезки таким образом, чтобы конец одного участка и начало другого приходились на какой либо заметный ориентир.

Каждый последующий участок предстоящего пути необходимо запомнить, для облегчения этого, в уме составляется легенда (прямо до развилки, там направо, прямо до тех пор пока слева не появится поле и т. д.).

После того как один участок остается позади, необходимо остановиться, взглянуть на карту, убедиться в том что вы на правильном пути и приступить к запоминанию следующего отрезка (при определенном навыке, на запоминание 1 км пути в «не очень затоптанном» лесу, требуется порядка 15 — 20 секунд).

Метод «большого пальца»

Позволяет не терять время при сверке с картой. Заключается в особом способе удержания карты. Большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данный момент. Раз в 15 — 20 секунд, необходимо, не прекращая движения, корректировать положение ногтя большого пальца соответственно пройденным ориентирам.

На этом остановим обзор методов ориентирования и чтения карты, поскольку тонкостей существует множество, но углубленное изучение этих тонкостей может запутать начинающих навигаторов.

Планирование маршрута

Итак, мы знаем, где находимся, знаем точку куда нужно попасть. К сожалению, вариант, когда от точки до точки ведет прямая дорога, бывает очень редко. Поэтому обычно маршрут разбивается на несколько отрезков.

В пределах каждого из отрезков выбирается свой оптимальный путь. На одном из отрезков оптимальнее двигаться по азимуту, на другом использовать тропы. Необходимый маршрут выбирается в соответствии с целями.

https://www.youtube.com/watch?v=_3lEF4rPxt0\u0026t=19s

Цели могут быть различными:

  • Выбор кратчайшего пути
  • Выбор быстрейшего пути
  • Выбор легчайшего пути
  • Выбор незаметного пути и т.д.

Особой методики планирования маршрута нет, но необходимо учитывать следующие моменты:

Скорость движения по утоптанным сухим тропам превышает скорость движения по лесу без подлеска (белый цвет) в 1.5 раза, по лесу со средним подлеском (светло — зеленый цвет) в 2 — 2,5 раза , по лесу с плотным подлеском (зеленый — темно зеленый) в 3 — 5 раз.

По энергозатратам соотношение соответственно 2 ; 4 и 6 раз.

Для примера приведу среднее время пробегания 1 км леса подготовленным бойцом без нагрузки:

  • Без подлеска 5.00 — 6.15 мин
  • Средний подлесок 6.15 — 8.20 мин
  • Плотный подлесок 8.20-25 мин
  • Труднопроходимый подлесок требует более 25 минут на километр.

Передвижение через лес сильно демаскирует звуками.

Преодоление оврагов глубиной более 10 метров отнимает значительное количество времени и сил.

При планировании маршрута желательно «набирать» возможно меньший перепад высот — это позволит сэкономить силы. Т.е. при сильно пересеченной местности необходимо по возможности двигаться по траверсу.

Преодоление труднопроходимых болот и речек вброд допустимо только в крайних случаях, поскольку мокрое обмундирование вызывает значительные энергетические затраты организма и повышает вероятность появления таких травм как потертости, мозоли и пр.

Рассмотрим варианты движения от 15 кп до финиша на показанной ниже карте:

Перегон от 15 до 16 кп достаточно длинный , поэтому выгоднее воспользоваться одной из двух просек в направлении 16 кп. Соответственно у нас два варианта пути. Один отмечен пурпурным пунктиром, другой — красным. Оба варианта можно разбить на 3 отрезка :

Движение до просеки, движение по просеке, выход на контрольный пункт.

Читайте также:  Нож для джунглей название. Король джунглей. Нож выживания из Испании

Разберем «красный» вариант

Исходная точка — кп15 (поваленное дерево). Берем грубый азимут (с упреждением к северу) на тропу, выводящую на нужную нам просеку. Смело бежим не сверяясь с картой до пересечения с ЛЭП. Через 50 метров тропа пересекает искомую просеку. Определяем, что двигаться по просеке необходимо порядка 800 метров.

Ориентир перед сходом — пересечение канавы с водой под острым углом, можно легко пропустить — это минус данного варианта (запасной вариант — уход по первой тропе налево). Двигаемся по поляне на юг, выходим на тропу.

По тропе пересекаем болото, и на первой развилке уходим вправо. Далее налево и первое примыкание направо. Двигаемся прямо до первого поворота налево. На перекрестке направо через 50 метров ещё раз направо.

Через 80 метров справа в одной из ям находим искомый контрольный пункт.

Рассмотрим «пурпурный» вариант

Исходная точка та же. Выйти на ЛЭП можем либо тем же путем, что и в красном варианте, либо взяв азимут на изгиб ЛЭПа. В этой точке выходим на просеку и двигаемся по ней до упора. Просека упирается в перекресток.

На этом перекрестке с помощью компаса определяем нужную тропу (надо быть внимательным!). На следующем перекрестке уходим вправо; проходим небольшую поляну и на развилке берем левее и двигаемся до уже знакомого (по красному варианту) перекрестка.

Далее действуем аналогично красному варианту.

Движение от 16 кп до финиша (синий пунктир). На 17 кп выйти можно только с помощью азимута. Наиболее предпочтительный вариант взять азимут от ближайшей к контрольному пункту развилки троп.

От 17 кп используя «движение в мешок» выходим на перекресток и двигаемся по тропе в сторону 18 пункта через перекресток. Через 100 метров после перекрестка берем азимут на ближайшую к тропе яму, а от неё, в свою очередь, берем азимут на кп.

Далее видим на пути к 19 кп хороший ориентир, в виде пересыхающего пруда. С помощью азимута выходим на него, обходим с левой стороны по краю оврага и выходим на последний кп.

Определение расстояния при передвижении

Определение расстояния является чрезвычайно важным при движении по местности, слабо насыщенной ориентирами, ночью или при движении по старой карте. К примеру, вы определили оптимальный маршрут движения по карте и знаете, что вам нужно примыкание тропы справа.

Однако карта достаточно старая и на местности появилось много новых троп примыкающих справа. В этом случае необходимо с помощью карты определить расстояние до примыкания от точки вашего нахождения. Осталось за малым — научиться определять пройденное расстояние.

Если под рукой нет лазерного дальномера, то обычно пользуются подсчетом пройденных пар шагов. Пар шаги — подсчет шагов пройденных только левой или только правой ногой (то есть один отсчет на два шага).

Предварительно необходимо замерить сколько ваших пар шагов умещается, к примеру, в 100 метрах при разных темпах передвижения (обычно при движении шагом по асфальту на 100 метров приходится 60 — 70 пар шагов).

Итак, по карте определяем, расстояние до поворота 250 метров. Вычисляем 2,5* 65 = приблизительно 160 пар шагов. Поэтому через 150 пар шагов следует внимательно всматриваться вправо. Если вы насчитали уже 200 пар шагов, а подходящей тропы нет — вы её пропустили.

Необходимо отметить, что, как правило, реальное расстояние бывает чуть больше (на 10 — 15%) чем рассчитанное, обычно это происходит из-за криволинейности вашей траектории.

По такой же причине необходимо вводить поправочный коэффициент 1,3 — 1,5 при движении по азимуту.

Азимуты и движение по азимутам

Азимут – это угол, образуемый между направлением на какой-либо предмет местности и направлением на север. Азимуты отсчитываются от 0 до 360° по ходу часовой стрелки.

  • Определение азимута по компасу
  • Чтобы определить азимут на местности, надо:
  • – стать лицом в направлении предмета, на который требуется определить азимут;
  • – ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемненный конец стрелки компаса;
  • – вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;
  • – против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.
  • Чтобы определить на местности заданный азимут, надо:
  • – установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута;
  • – повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
  • – поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.

Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2–3°.

  1. Движение по азимуту
  2. Для движения по заданному азимуту надо:
  3. – изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения и наметить маршрут, легко распознаваемый по местным предметам;
  4. – начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
  5. – определить на карте длину каждого звена маршрута в шагах (пара шагов в среднем равна 1,5 м);
  6. – все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схематичного чертежа.
  7. Придя на исходный пункт, следует:
  8. – ориентироваться по компасу;
  9. – установить указатель подвижного кольца компаса против отсчета, равного величине азимута первого звена маршрута (в нашем примере – 335°);
  10. – плавно поворачивать компас до тех пор, пока нулевое деление не совпадет с северным концом стрелки; тогда визирное приспособление будет показывать направление движения по азимуту – 335°;
  11. – в этом направлении выбрать какой-нибудь предмет и идти на него. Подойдя к предмету, нужно проверить ориентировку компаса и продолжить путь до первой поворотной точки;
  12. – у первой поворотной точки нужно установить по компасу азимут на следующий поворотный пункт и двигаться на него так же, как из исходного пункта.
  13. Определение азимутов на карте транспортиром

Вначале выбранные по маршруту движения ориентиры соединяют прямой линией, но так, чтобы эта линия пересекала хотя бы одну из вертикальных линий километровой сетки. Затем измеряют транспортиром угол от северного направления вертикальной линии километровой сетки по ходу часовой стрелки до направления на предмет.

При этом транспортир прикладывается к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы риска (черточка) на линейке транспортира совпадала с той точкой, где прочерченное направление пересекает вертикальную линию километровой сетки, а крайние деления транспортира (0 и 180) совместились с направлением этой линии.

Далее, уменьшив или увеличив измеренные углы на величину отклонения магнитной стрелки, получим магнитные азимуты. Отклонением магнитной стрелки или поправкой направления называют угол между вертикальной линией километровой сетки и стрелкой компаса (магнитным меридианом).

Данные о величине склонения стрелки всегда даются под южной (нижней) стороной рамки карты в виде схемы и текста.

Определение магнитных азимутов

Выполняется в отличие от вышеизложенного на ориентированной карте с учетом магнитного склонения. Магнитное склонение бывает или восточное – со знаком «+», или западное – со знаком «-».

Зная величину и знак отклонения, нетрудно совместить направление одной из сторон рамки листа карты (западное или восточное) с направлением истинного меридиана.

При совмещенном положении сторон рамки карты с направлением истинного меридиана карта будет ориентирована точно.

  • Практически это делают так:
  • – установить на одну из боковых сторон карты компас так, чтобы линия север-юг шкалы компаса совпала с направлением этой стороны рамки, а ноль (С) на шкале был направлен к северной стороне рамки карты;
  • – отпустить тормоз стрелки компаса и, когда стрелка успокоится, поворачивать карту до тех пор, пока стрелка не станет своим северным концом против нулевого деления (С) шкалы компаса;
  • – повернуть карту не сдвигая компас так, чтобы северный конец стрелки встал против деления соответствующего величине и знаку склонения для данного листа карты;
  • – ориентированную таким образом карту закрепляют;
  • – соединить прямыми линиями ориентиры: овраг – сарай, сарай – камень;
  • – установить компас на прочерченной прямой между ориентиром так, чтобы линия север-юг шкалы совпала с этим направлением, а нулевое деление (С) было направлено в сторону движения;
  • – когда стрелка успокоится, сделать отсчет по шкале против северного конца стрелки; вычесть полученный отсчет из 360°, эта разность и будет магнитный азимут.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector