Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта это. География. 5 класс

Ориентация на местности — важнейший навык, который может пригодиться каждому. Чтобы его приобрести, необходимо знать теорию вопроса. Её изучением занимается наука о Земле. Среди многих тем курса географии для 5 класса включены способы ориентирования на местности. После теории идёт закрепление на практике в виде работ с картами и на местности.

Общее понятие

Все знают север и юг, запад и восток. Кроме основных, есть много переходных сторон горизонта. Например, юго-запад, северо-восток и т. д. Определять направления по карте легко. Нужно знать правило: вверху расположен север, внизу — юг, слева — запад, в противоположной стороне — восток.

Можно предположить, что это теоретические знания, на практике они не пригодятся. Но бывает много ситуаций, когда именно эти навыки помогают решить жизненно важные вопросы. Например, человек отправился в лес за грибами и заблудился. Поможет решить проблему умение применять полученные знания.

Так что такое ориентирование? В учебнике географии для 5 класса говорится, что это определение своего местонахождения относительно сторон горизонта и окружающих объектов.

Легко заблудиться в лесу, потеряться в незнакомой местности. Когда человек умеет определять своё положение в пространстве, он всегда найдёт обратную дорогу.

Способы определения сторон горизонта

Существует много разных приёмов определения сторон горизонта. Чтобы ими пользоваться, необходимо их знать, уметь применять.

Основные способы ориентирования:

Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта это. География. 5 класс

  1. С помощью компаса.
  2. По плану местности.
  3. По солнцу и звёздному небу.

Просто сориентироваться в природе с помощью прибора — компаса. Его устанавливают в горизонтальное положение, добиваются, чтобы стрелка указывала на север. Далее всё просто. Противоположное направление будет южным. Слева — запад, справа — восток.

Как эти знания помогут не заблудиться в лесу? Если путь пролегает на север, значит, возвращаться надо на юг, то есть в противоположную сторону.

Помогут в этой ситуации знания об азимуте. Это угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет.

Надо чётко помнить краткие правила:

  1. Перед тем как идти в лес, нужно сориентировать компас.
  2. Определить азимут, по которому проходит маршрут.
  3. Перед возвращением необходимо снова сориентировать прибор.
  4. К градусной мере азимута прибавить 180, при условии, что прямой был меньше 180. Если больше, тогда из него нужно вычесть 180. Это будет азимут обратный.

На незнакомой территории поможет сориентироваться план местности. Часто указывают вместо него географическую карту, что не совсем верно.

Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта это. География. 5 класс

Карта — это изображение большого участка местности. Она бывает мировой, материков, их частей, областей. Если человек потерялся, самая крупномасштабная карта не поможет. На ней нет подробного изображения объектов этой территории.

Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта это. География. 5 класс

План местности — это чертёж небольшого участка земной поверхности. На нём показаны дороги, реки, линии электропередач, населённые пункты, родники и другие объекты.

Его можно сравнить с рисунком, для которого используют специальные знаки. Содержание плана другое. Имея его под рукой, легко соотнести то, что окружает в действительности, с изображением на плане.

Нужно помнить, что край его рамки показывает направление север — юг.

При одновременном наличии компаса и плана ориентироваться в любой местности просто. Устанавливается прибор, определяются стороны горизонта. План размещается так, чтобы край рамки и стрелка север — юг на компасе были параллельны.

Стороны горизонта можно определить и назвать по солнцу. Если в полдень встать спиной к нему, впереди будет север, сзади — юг. Слева и справа соответственно будут запад и восток. Тень от вертикального предмета в полдень указывает на север.

В любое время дня помогут сориентироваться часы. Их нужно разместить горизонтально, чтобы часовая стрелка указывала на солнце. Мысленно проводится биссектриса угла, образованного этой стрелкой и числом 12. Это южное направление. Остальные стороны легко определить.

Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта это. География. 5 класс

Ночью ориентировкой служит Полярная звезда. Находится она в созвездии Малой Медведицы, показывает северное направление. Чтобы её найти, следует сначала отыскать Большую Медведицу или большой ковш. Мысленно продолжают сторону, противоположную от ручки ковша. Откладывают пять одинаковых отрезков и упираются взглядом в Полярную звезду.

А также следует помнить, что солнце восходит на востоке, а садится на западе.

Что еще поможет сориентироваться

Иногда нужно приготовить сообщение, доклад, реферат или написать сочинение по данной теме. В таких работах требуется кратко указать все известные способы ориентирования на местности.

Существует много разных правил, которые помогут разобраться с направлениями горизонта:

Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта это. География. 5 класс

  • Одиноко стоящее дерево всегда имеет более раскидистую крону с южной стороны. Мхи и лишайники на стволах располагаются с севера. На хвойных деревьях смолы больше с юга. На свежем спиле заметны годичные кольца. Более широкие они с южной стороны.
  • В лесу следует отыскать муравейник, который всегда расположен к югу от дерева. Его северный склон будет крутым, а противоположный — пологим.
  • Зреющие фрукты будут иметь красную окраску с южной стороны. Склоны возвышенностей и оврагов, обращённые к этой же стороне, быстрее освобождаются от снега.
  • В православных церквях алтарь расположен в восточной стороне, колокольня в западной. Перекладина креста направлена с севера на юг. Опущенный конец указывает на юг. Чтобы понять ориентиры православной церкви, следует обратиться к её истории. Например, в древности христиане считали, что восток указывает на рай. Он ассоциировался с символом добра.

Существуют и другие способы ориентирования. Необходимо помнить, что самым надёжным средством является компас. Если приходится пользоваться местными признаками, следует руководствоваться сразу несколькими для большей надёжности.

Урок географии в 5 классе "Стороны горизонта. Ориентирование"

Конспект урока по географии в 5 классе

Тема урока: «Стороны горизонта. Ориентирование» урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

  • Цель урока:
  • — Содержательная:
  • формировать представления о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности.
  • — Деятельностная:
  • -формировать практические умения определять с помощью компаса сторон горизонта и азимута на местности, по плану;
  • -формировать практические умения ориентироваться на местности по местным признакам;
  • — развивать у обучающихся способности владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • -применять усваиваемые знания в условиях решения учебных задач;
  • — формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.
  • Задачи урока:
  • — развивать у обучающихся умение находить нужную информацию из различных источников;
  • — развивать практические навыки работы с компасом, планом местности;
  • — формировать навыки использования информационных технологий с учетом стандарта второго поколения;
  • — формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
  • — развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление.
  • Планируемые образовательные результаты: уметь объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.
  • Регулятивные УУД: постановка и сохранение учебной задачи, контроль и коррекция знаний;
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
  • Общеучебные УУД: выделение и структурирование необходимой информации, смысловое чтение как осмысление цели чтения.
  • Логические УУД: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждения.

Программное содержание: Первичные навыки ориентирования на местности. Что такое компас? Для чего он нужен. Глазомерная съемка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане. Определение углов с помощью транспортира.

  1. Основные понятия: ориентирование, азимут, север, юг, запад, восток, компас.
  2. Технология: проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, игровая технология.
  3. Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
  4. Оборудование урока:  презентация к уроку, разрезные картинки с изображением севера, юга, запада, востока, таблички с различными способами ориентации на местности.
  5. Актуализация знаний
  6. -Сегодня  у  нас  довольно  сложная,  но  очень  интересная  тема.  

  Мы  должны  сегодня проверить  свою  внимательность и,  конечно,   рассмотреть новую тему.  И  что  бы  все  успеть,  надо  настроиться  на  хорошую  работу. — А начнем  мы  с  самого  приятного. Послушайте мой рассказ: Мальчик заблудился в лесу. Он ходил то в одну сторону, то в другую. Он несколько раз вспоминал, что, когда пошёл рано утром из деревни в лес, солнце ему жгло спину.

  • Проблемные вопросы:
  • Скажите, почему мальчик не смог вернуться сам домой?
  •  — Что бы вы чувствовали, оказавшись в данной ситуации?
  •  — Есть ли выход из данного положения?
  •  А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации?
  •  Что нужно знать для того, чтобы уметь  ориентироваться?    
  • Вступая в диалог с учителем, предлагают пути выхода из ситуации.
  • На основе личного опыта вспоминают умение ориентироваться в деревне, на открытой местности.
Читайте также:  Охота на селезня с подсадной уткой. Охота с подсадной

— Правильно,   надо знать стороны  горизонта. А в жизни нам это нужно? А где? 

Попробуйте сами назвать тему урока.

Учитель при необходимости уточняет: «Стороны горизонта. Ориентирование».

  Это  тема  нашего  урока.  Давайте откроем   тетради  и  запишем    тему  урока. 

Задача сегодняшнего урока:

 — научиться определять стороны горизонта и направления на плане, карте и местности.

Обучающиеся проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему, цели урока.

  1.  Записывают тему урока.
  2. Учитель:
  3. — Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?
  4. Что для этого нужно знать?   
  5. Правильно, стороны горизонта.

-Что вы знаете про стороны горизонта? Назовите их?

  • Выделяют 4 основных стороны горизонта: Север (С),Юг (Ю),Запад (З), Восток (В), а также промежуточных – 4 (Севро-Восток, Северо-Запад, Юго-Восток, Юго-Запад).
  • Обучающиеся называют стороны горизонта,   изображают их  в тетради:
  • С – Ю —   З —   В   
  • Находят на плане – объекты на С,  Ю, З, В.
  • Учитель:
  • -Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют:
  • по магнитному компасу; • по небесным светилам;
  • Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта это. География. 5 классУмение определять свое местоположение относительно сторон горизонта это. География. 5 класс

Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта это. География. 5 класс

  1. по признакам некоторых местных предметов.
  2. Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта это. География. 5 классУмение определять свое местоположение относительно сторон горизонта это. География. 5 класс
  3. Определение сторон горизонта по компасу.
  4. С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду.
  5. Сначала отмечаю, что при ориентировании на местности широко применяется компас Адрианова.

Задание: Как устроен компас? Как работает компас? Определите по компасу стороны горизонта.

— работа с инструкцией по работе с компасом (стр. _____)

Правила работы с компасом. 1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.

— Определите, в каком направлении находится дверь вашего класса? Куда выходят окна?

—  Каждая  сторона  горизонта  имеет  не  только  свое  название,  но  и  цифровое  значение —  азимут.  Что  же  такое  азимут?  Открываем  учебники  на  стр.  __,  и  прочитаем  определение  азимута.

Так что такое АЗИМУТ?

В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е,  чтобы определить азимут, нужно определить угол.

 А  сейчас  их  обозначим  на  вашем  первом  рисунке. 90, 180, 270, 360

А как нужно ориентироваться на местности?

А ночью? — по звёздам.

Работа с текстом. Работают  с иллюстрациями учебника.  

  • Работают с транспортиром, определяют азимут  на плане.
  • Из собственного опыта называют приёмы и умение ориентироваться на местности.
  • Проверка правильности решения проблемной задачи (закрепление)

Отправляемся на улицу для ориентирования на местности (практическая работа). Определить в каком направлении от школы находится их дом.

Возвращаемся в класс. Давайте  теперь  поиграем  и  потренируемся  в  определении  сторон  горизонта: Руки вниз – южная сторона горизонта; Руки вверх – север; Правая рука в сторону – восток; Левая рука в сторону под прямым углом – запад. Поворот вокруг своей оси, Направо, налево и т.д. – определяем азимут предметов в кабинете географии

  1. Учащиеся при помощи компасов решают поставленную задачу.
  2. Рефлексия
  3. Вопросы на повторение.
  4. Какую проблему мы сегодня решили?
  5. Как можно ориентироваться на местности?
  6. Для чего это нужно знать?
  7. Нужно ли это знать и почему?
  8. Что вы не знали до начала урока?
  9.  — Что нового узнали на уроке?
  10.  —  Чему научились?
  11. Вспоминают основные понятия и умения.
  12. Домашнее задание п. 16,17

Ориентирование

Ориентирование — это определение своего местоположения относительно сторон горизонта. В переводе с латыни «ориенс» означает «восток».

К основным сторонам горизонта относят север, юг, запад и восток. Хотя перечислять стороны горизонта мы стали с севера, однако первым направлением, которое человек научился определять был восток. Заметил где восходит Солнце – там и восток.

Если встать лицом на восток и вытянуть руки по обе стороны от себя, то за спиной окажется запад, слева будет север, справа – юг. Получается, для того, чтобы определить все стороны горизонта, достаточно было знать где находится восток.

Именно поэтому восточное направление и дало название процессу определения местоположения объекта.

В X веке в Древнем Китае впервые был изобретён прибор для определения сторон света – компас.

Компас

Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта это. География. 5 класс

Тогда этот прибор использовался для указания движения по пустыням. В Европе изобретение компаса приходится на XII–XIII века. Устройство такого компаса было очень простым – магнитная стрелка, укреплённая на пробке, опускалась в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом, указывая направление на север.

Современный компас имеет более сложное строение. Рассмотрим его подробнее. Для начала дадим определение. Компас – это устройство, которое работает по принципу указания на магнитные полюса Земли и соответственно стороны света.

Наша планета Земля похожа на очень большой магнит, у которого два полюса – северный и южный. В компасе, на острие иглы, закреплена свободно вращающая магнитная стрелка – это самая важная часть устройства. Один её конец указывает на север, другой на юг.

Конец стрелки, указывающий на север, окрашен в красный цвет, а указывающий на юг – в синий.

Современный компас

Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта это. География. 5 класс

В настоящее время, компас верно служит путешественникам, морякам, лётчикам, военным. Однако, при использовании компаса нужно выполнять ряд важных правил. Первое правило гласит: установить компас необходимо на ровной, горизонтальной поверхности (дело в том, что сильный наклон компаса может помешать движению магнитной стрелки). Далее следует подождать пока стрелка компаса остановится.

Затем медленно и очень аккуратно следует повернуть компас так, чтобы красный конец стрелки, указывающий на север, совпал с буквой «S» или «N» на шкале. Зная где север, вы уже с лёгкостью определите остальные стороны горизонта.

Вблизи компаса не должно быть железных предметов – ведь магнитная стрелка этого устройства будет к ним притягиваться, и вы не сможете правильно определить стороны горизонта.

Кроме компаса, сориентироваться на местности помогут топографические карты или планы местности. Обычно на топографических картах стороны горизонта указывает стрелка, расположенная в верхнем левом углу.

Если же на карте стрелка не указана, тогда верхний край плана принимают за север, нижнюю часть – за юг, левую – за запад, а правую – за восток.

Зная это, можно определить на топографической карте направление на изображённые объекты.

Определить своё местоположение по компасу и топографической карте легко. Но что делать, если компаса и карты под рукой нет? Ориентироваться на местности можно по местным признакам. Так, например, в летний солнечный день ориентироваться можно по Солнцу.

Для этого необходимо в полдень (середина дня, время высшего стояния Солнца над горизонтом, которое обычно соответствует двенадцати часам), встать спиной к Солнцу и развести руки в сторону. Падающая от вас тень будет указывать на север.

Позади вас будет юг, справа – восток, слева – запад.

Ориентирование по Солнцу

Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта это. География. 5 класс

Один из самых древних способ ориентирования на местности является ориентирование по звёздам. Этот способ не раз выручал путешественника, который находился в долгом плавании. Глядя на ночное звёздное небо необходимо отыскать полярную звезду, которая всегда указывает путь на север.

Полярная звезда расположена вблизи Северного полюса мира и поэтому почти неподвижна при суточном вращении звёздного неба. Находится она в созвездии Малой Медведицы. Полярная звезда очень удобна для ориентирования. Направление на неё практически совпадает с направлением на север, а высота над горизонтом равна географической широте места наблюдения.

Если встать лицом к Полярной Звезде, то перед вами будет север, позади вас юг, справа – восток, слева – запад.

Полярная звезда

Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта это. География. 5 класс

Если же вдруг, вы заблудились в дремучем лесу, то определить, где расположен север, вам помогут некоторые природные объекты. Так, например, кора деревьев грубее и темнее на северной стороне, тоньше и светлее на южной.

На деревьях хвойных пород, например, на сосне или ели, смола более обильно накапливается с южной стороны. Мох на деревьях растёт на северной стороне. У отдельно стоящих деревьев, совокупность веток и листьев в верней части растения, будет пышнее и гуще с южной стороны.

Читайте также:  Порядок установки палатки. порядок установки палаток рыбака

Летом, ягоды и фрукты чаще всего быстрее краснеют и желтеют с южной стороны.

Определить стороны горизонта можно и по муравейникам. Дело в том, что они всегда располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов. Кроме этого, южный скат муравейников пологий, северный – крутой.

Сориентироваться на местности можно даже по перелётным птицам. Как правило, весной они летят на север, а осенью на юг.

Чтобы наиболее точно определить стороны горизонта по местным признакам, необходимо использовать не один, а несколько признаков.

Если же вдруг вы заблудились в городе, то определить стороны горизонта вам помогут местные постройки. Довольно точными ориентирами всегда были и остаются церкви.

Так, в православном храме выделяют две основных части: это основное храмовое помещение и алтарная часть. Так вот, алтарная часть в православном храме всегда ориентирована на восток.

В мусульманских мечетях двери примерно обращены на север.

В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет тусклый цвет.

В нашем современном обществе ориентироваться на местности можно по специальному устройству, которое называется Gps-навигатор.

Это электронный прибор, который способен определить текущее местоположение на земной поверхности.

Однако любой электронике свойственно выходить из строя, да и к ней всегда нужен источник питания, который в лесу вы нигде не найдёте. Куда более надёжнее обладать знаниями ориентирования на местности.

Разработка урока географии "Стороны горизонта" (технологическая карта урока, презентация), 5 класс ФГОС

Технологическая карта урока «Стороны горизонта» 5 класс

учитель географии МБОУ СШ № 1 им. М. Горького с углублённым изучением английского языка г. Арзамас Нижегородская область

  • Цель  урока:
  •  образовательный аспект цели: углубить знания о сторонах горизонта, ознакомить с понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», объяснить, чем линия горизонта отличается от горизонта, учить определять стороны горизонта, формировать умение работать в парах.
  • развивающий аспект: умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, память, речь, мышление учащихся; развивать познавательные интересы;
  • воспитательный аспект: воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе, уважительное и дружеское отношение к товарищам.
  • Планируемые результаты:
  • Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
  • Метапредметные: 
  • Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
  • Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
  • Познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта.
  • Предметные: научиться определять стороны горизонта.
  •  Тип урока:  «открытия» нового знания
  • Форма работы учащихся: коллективная, работа в парах.
  • Виды деятельности: работа с текстом учебника, групповая работа, работа с тетрадью.
  • Техническое оборудование: мультимедийная установка.
  • Технологии: здоровьесберегающие, продуктивного чтения, информационно — коммуникационные.

Учебник: География. Начальный курс. 5 класс. / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. — М.: Дрофа. 2014 г.

Структура и ход урока.

I. МОТИВАЦИОННО- ОРИЕНТИРОВОЧ-НАЯ ЧАСТЬ

1 этап. Этап мотивации.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

— Сегодня у  нас  довольно  сложная,  но  очень  интересная  тема. Давайте подготовим всё необходимое для её изучения. Проверим наличие карточек с заданиями, учебников, тетрадей.

  1. Приветствие учителя, подготовка к уроку.
  2. 2
  3. II. ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
  4. 2 этап. Актуализация   темы

«Дети, поднимите руку, кто из вас любит путешествовать?», «А что нужно знать, для того, чтобы отправиться в путешествие?», посмотрите на картинку (Слайд): «Чем заняты дети?»

Учитель «Так какой же будет тема сегодняшнего урока» (Ответ учеников «Стороны горизонта»). Если ребята затрудняются с формулировкой темы, учитель зачитывает стих о сторонах горизонта.

В мире есть четыре брата:Север, Юг, Восток и Запад.Братья эти — страны света,Ну, а дом их — вся планета.

  • Учитель: «Ребята, а как Вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?»
  • А давайте проверим, какие стороны горизонта Вам уже известны?
  • Выполните задание 1 в маршрутных картах. (1-2 минуты)

Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока, цели урока.

Ответ учеников: «Пытаются определить стороны горизонта», «Пытаются понять, где — север, а где — юг).

Стороны горизонта

Ответы учеников: «Изучать стороны горизонта», «Учиться определять стороны горизонта»). Дети выдвигают различные предположения и фактически формулируют цель урока; затем записывают тему и цель урока в своих маршрутных картах.

После чего дети самостоятельно друг у друга проверяют выполнение задания по предложенному эталону (слайд презентации).

3

3 этап. Выявление места и причины затруднения.

  1. Учитель задаёт ученикам вопрос: «Какие затруднения возникли у вас при выполнении данного задания?»
  2. Ответы учеников: «Не знали, как правильно обозначаются стороны горизонта», «Перепутали стороны горизонта», «Не подписали С-З, С-В, Ю-З, Ю-В).
  3. 4

4 этап. Построения проекта и выхода из затруднения.

Учитель задаёт ученикам вопрос: «Ребята, а что же мы должны знать и уметь, чтобы правильно определять стороны горизонта?»

Учитель: «Ребята, а посмотрите-ка на доску (слайд презентации с планом урока), практически все предложенные вами ответы являются пунктами плана нашего сегодняшнего урока!»

Возможные ответы учащихся: «Знать, а что же такое горизонт?» «Какие стороны горизонта существуют?» «Зачем нам нужно знать стороны горизонта?»).

Таким образом, учащиеся сами озвучивают пункты плана урока (строят проект выхода из затруднения).

5

5 этап. Реализации построенного проекта.

Прочитайте текст §16 (4-5мин.).

Работают с текстом учебника.

6

6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель предлагает выполнить задание 2 в маршрутной карте;

Затем проводится фронтальный опрос;

Для ответа на вопрос «Для чего ввели понятие «стороны горизонта»?» к доске вызывается либо более сильный ученик, либо ученик, желающий ответить.

  • Выполняют задание 2 в маршрутной карте.
  • Устно отвечают у доски.
  • 7
  • Физ. минутка  (здоровье-
  • сберегающий компонент) (2 мин.)
  • Гимнастика для глаз:
  1. Выполните горизонтальные движения глазами: направо-налево.

  2. Поднимите глазки вверх, опустите вниз.

  3. Быстро сожмите и разожмите глаза

  4. Часто поморгайте глазами.

  1. Выполняют упражнения.
  2. 8
  3. 7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель предлагает применить открытые знания в расстановке (частичном определении) сторон горизонта на практике и предлагает выполнить задания на определение сторон горизонта, предложенные в слайдах презентации (5 мин.).

  • Учащиеся по эталону (слайд презентации) проверяют правильность выполнения заданий друг у друга.
  • 9
  • 8 этап включения в систему знаний и повторение
  • Учитель задает учащимся вопрос «Ребята, при изучении какой темы, вы сможете использовать открытые на сегодняшнем уроке знания?»

Затем учащимся предлагается выполнить тест на повторение открытых ребятами знаний (слайд презентации) (2-3 мин.), после чего тест проверяется друг у друга по эталону.

  1. Выполнение теста:
  2. 1. Видимое глазом пространство называется:
  3. А) горизонт
  4. Б) линия горизонта
  5. 2. Назовите основные стороны горизонта:
  6. а) ЮВ, СВ; б) Ю, С; в) Ю, СВ; г) В, ЮЗ
  7. 3. Ориентирование это-
  8. а) это линия соединяющая небо с землёй
  9. б) умение определять стороны горизонта

4. Найди ошибку.

  • К промежуточным сторонам горизонта относятся:
  • а) С-В, С-З, Ю-В
  • б) Ю-В, В, С-В
  • в) С-В, Ю-З, Ю-В
  • Возможные ответы учащихся «Открытые знания нам понадобятся при изучении темы «Ориентирование» или же «для того, чтобы ориентироваться на местности».
  • Проверяют тест друг у друга по эталону (1 мин.)
  • ОТВЕТЫ:
  • 1. а
  • 2. б
  • 3. б
  • 4. б
  • 10

 9 Этап. Итог урока     (рефлексия).

  1. Д/З
  2. Учитель на данном этапе сначала предлагает ребятам выполнить задание 5 в маршрутной карте;
  3. После чего, посчитать общий балл за урок и поставить себе оценку (используя слайд презентации); по окончании урока сдать маршрутные карты.
  4. Затем озвучивает домашнее задание:
  5. Параграф 16, пересказ (обязательное задание);
  6. Задание на выбор (по желанию с дополнительным оцениванием):
  7. — подготовить сообщение по теме:
  8. а) Появление компаса и его устройство;
  9. б) Ориентирование на местности по местным признакам.
  10. — нарисовать рисунок, чтобы было видно линию горизонта.
  11. Оценивают свою работу на уроке.
  12. Записывают домашнее задание в дневник

Урок 7. ориентирование и способы ориентирования на местности. план местности — География — 5 класс — Российская электронная школа

География, 5 класс

Урок 07. Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению представлений о сторонах горизонта и ориентировании на местности.
  2. В ходе урока мы изучим стороны горизонта.
  • Ключевые слова
  • Компас; Азимут; Полярная звезда; Ориентирование; План местности; Топографическая карта; Аэрофотоснимок; Космический снимок
  • Тезаурус
  • Компас — это прибор который помогает определить стороны света.
  • Азимут – угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки;
  • Полярная звезда.
  • Ориентирование – умение определять своё местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов.
  • План местности – это чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде условными знаками.
  • Топографическая карта — географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность.
  • Аэрофотоснимок — двумерное фотографическое изображение земной поверхности, полученное с воздушных летательных аппаратов и предназначенное для исследования видимых и скрытых объектов, явлений и процессов посредством дешифрирования и измерений.
  • Космический снимок — собирательное название данных, получаемых посредством космических аппаратов.
  • Обязательная и дополнительная литература по теме
  1. География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.
Читайте также:  Что положить в вершу в качестве приманки. Как ставить сети на реке как поставить рыболовную дорожку Хобби и развлечения Другое

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Когда мы рассказываем друзьям, в какой части леса набрали так много ягоды, то говорим, показывая рукой в сторону леса: «Там, как выйдете из поселка, так направо, затем по тропинке через овраг, потом до одинокой березы, а оттуда совсем близко, шагов через триста, начинается вырубка; надо на нее свернуть, дойти до кустов, а за ними — та самая полянка…»

Если рассказ сопровождать рисунком на земле палочкой, то объяснение становится еще нагляднее.Хорошо, когда оба собеседника знают местность. А что делать, если надо объяснять дорогу в неизвестной местности?  В таком случае нужно будет составить план местности на глаз с применением самых простых приборов.  Конечно, такой план не будет отличаться большой точностью, но этого и не требуется. 

Умеете ли вы ориентироваться на местности?

Тема нашего урока: Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.

На уроке мы узнали, что такое ориентирование на местности. Существует несколько способов ориентирования на местности: по компасу, местным признакам, растениям и животным. Компас – это прибор который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север.

С помощью компаса определяют стороны горизонта или направления на местности. Выделяют 4 основных и 4 промежуточных сторон горизонта. Основные стороны горизонта СЕВЕР запад Восток юг. С права будет восток, а слева запад. Очень надёжный способ ориентирования в Северном полушарии по Полярной звезде.

  1. Разбор типового тренировочного задания:
  2. Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте;
  3. Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте.
  4. Местность на плане изображается на _______________ в ____________ виде без искажений с помощью __________________
  5. Варианты ответов:
  6. местности,
  7. звуков,
  8. условных знаков,
  9. плоскости,
  10. увеличенном,
  11. реальном,
  12. уменьшенном,
  13. цифр
  14. Правильный вариант ответа:
  15. Местность на плане изображается на плоскости в уменьшенном виде без искажений с помощью условных знаков.
  16. Разбор типового контрольного задания
  17. Тип задания: Сортировка элементов по категориям
  18. Текст вопроса: Распределите стороны горизонта по категориям
  19. Основные Промежуточные
  20. Варианты ответов:
  21. Север,
  22. Юго-восток,
  23. Северо-запад,
  24. Запад,
  25. Восток,
  26. Северо-восток,
  27. Юго-запад, Юг
  28. Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Основные Промежуточные
  • Север,
  • Запад,
  • Восток,
  • Юг
  1. Юго-восток,
  2. Северо-запад,
  3. Северо-восток,
  4. Юго-запад

Конспект урока с презентацией по теме "Ориентирование" 5 класс

  • Конспект открытого урока по географии
  • Тема урока:  Ориентирование.
  • Предмет:  география
  • Класс:   5
  • Цель  урока: Научить ориентироваться на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам.
  • Задачи урока: 1. Образовательные:
  •                                  — познакомить учащихся со способами ориентирования  в  
  •                                     пространстве;  
  •                                   — показать значимость умений ориентироваться в пространстве;
  •                                   — раскрыть роль компаса как величайшего изобретения
  •                                     человечества;
  •             2. Развивающие:
  •                                    — развивать умения работать с компасом; ориентироваться на
  •                                       местности;
  •                                     — развивать мышление, воображение, способности к
  •                                      самостоятельному решению задач;
  •                                 3. Воспитательные:                              
  •                                      — способствовать формированию географической культуры, развитию      
  •                   умения работать в группе.
  • Планируемые результаты:
  • Личностные: осознание ценностей географических знаний, умений определять стороны горизонта
  • Предметные: знать понятия «ориентация на местности» и «стороны горизонта», уметь применять знания для определения своего положения в пространстве.
  • Метапредметные результаты:
  • регулятивные УУД:  умение организовать свою деятельность, самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД:  умение извлекать информацию из разных источников, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно, работать с компасом.
  • коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать в группе, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
  1. Тип урока: Изучение нового материала.
  2. Оборудование: компасы, презентация, учебники,  рабочая   тетрадь, карточки.    
  3. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.                           
  4. Ход урока.
  5. 1. Организационный момент

— Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости давайте поприветствуем их и начнём занятие. Проверим всё ли у нас готово к уроку. Желаю вам хорошего настроения и отличных оценок.

2. Проверка домашнего задания.

— Какую тему мы изучили на прошлом уроке? Правильно «Стороны горизонта». Перед вами лежат карточки. Одна на парту. Работаем в парах. Подпишите их. Для более продуктивной работы давайте вспомним правила работы в паре. По этой карточке вам нужно определить обратное направление пути. Если вопросов нет приступаем. Время работы 3 мин.

Ф.И._______________________      Ф.И._______________________
Куда пошли? В каком направлении надо идти обратно?
На восток
На юг
На север
На запад
На северо-восток
На юго-восток
На северо-запад
На юго-запад

Оцените себя сами. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3». Сдайте их чтобы я могла проставить оценки в журнал.

3. Актуализация знаний.

— Что вы наблюдаете на слайде? Может быть кто-то знает название и автора этой картины?

В.М.Васнецов «Витязь на распутье».

-Что значит на распутье? Каждый из нас может оказаться в такой ситуации, например если мы заблудились и нужно найти верную дорогу назад. Что же делать? Определить своё местонахождение относительно сторон горизонта и других объектов, т.е. сориентироваться.

-Значит тема нашего урока «Ориентирование».

-Совершенно верно.

2. Новая тема.

Перед изучением темы обращаю внимание учащихся на фрагмент картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»

Дети рассматривают картину.

Рассказ учителя.

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить своё местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать?

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

— Какие цели при изучении этой темы, вы перед собой поставите?

   1. Выяснить какими способами можно ориентироваться в пространстве.

   2. Научиться ориентироваться в пространстве.

   3. Познакомиться с приборами, помогающими ориентироваться в пространстве.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector