Как использовать философию дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

САНГХА – это сообщество единомышленников. Это люди, идущие тем же или близким путём, которые могут поддержать словом и делом друг друга.

Так как Будда, по сути, всегда с нами, то о нём и говорить нечего, а вот на Дхарме и Сангхе я остановлюсь подробнее.

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

Философия буддизма

«Мир Вам!». Вступайте в наше новое сообщество в инстаграме Молитвы на каждый день. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»

Буддийское вероучение как одна из основ жизненного миропонимания приносит с собой свет понимания и притягивает к себе внимание с каждым годом все большее количество приверженцев. В этом религиозном учении сторонники пытаются отыскать знания о людях, о собственных возможностях и о мире.

Таким образом вероучение повествует людям о них же самих и поэтому и вызывает к себе такой интерес, будоража человеческий разум.

Узнать об учении о сознании, учении о страдании в буддизме, его основах, понятии вероучения, истории появления, об особенностях и не только — вы сможете в этой статье.

Дзен – что это?

В буддизме существует несколько ключевых принципов – таких, как вера, стремление к самоопределению и уважение природы. Большинство буддийских школ имеют общее понятие о понимании того, что такое энергия дзен. Они считают, что она раскрывается в таких аспектах, как:

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

Дзен-буддизм – важнейшая школа восточно-азиатского буддизма, процесс формирования которой завершился в Китае в V-VI веках. У себя на родине, а еще во Вьетнаме и Корее он по сей день остается самой популярной монашеской формой религии. Дэен-буддизм – это постоянно меняющееся верование, которое имеет три направления:

  1. «Интеллектуальный дзен» — философия жизни, максимально удалившаяся от религии и ставшая популярной среди художников, философов и ученых.
  2. Психоделический дзен – учение, предполагающее употребление наркотиков ради расширения границ сознания.
  3. Битническое направление – оно известно среди молодежи благодаря упрощенным правилам, пропагандирующим моральную и сексуальную свободу.

Чем дзен-буддизм отличается от буддзима?

Желание достичь дзен означает готовность жертвовать собою на пути к нему – например, показывать кротость и смирение перед учителем.

Дзен-буддизм настаивает на соблюдении системы правил учеником, когда классическое направление не требует какого-либо поклонения и проверок во имя религии.

Дзен похож на технику, которая подходит людям, не желающим тратить много времени на религиозную составляющую учения.

На русском языке я посоветовал бы такие книги о практике осознанности и Буддизме:

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

Последняя книжка, кроме практических рекомендаций, хороша ещё и тем, что по ней можно увидеть, что не существует единственного “правильного” пути. Даже в рамках традиции Тхеравады мы можем обнаружить целый спектр вариантов, каждый из которых подходит для одного человека и не подходит для другого.

Ещё я недавно узнал, что перевели книжку Стивена Бэчелора на русский. Я её читал на английском и ничего не могу сказать про перевод. Но название предложено “политкорректное”.
Оригинальное название:

Confession of a Buddhist Atheist

в этом переводе звучит как

Что такое буддизм? Как жить по принципам Будды

То есть интригующее, парадоксальное и многозначное название превратили в пресное словосочетание ни о чём.
По-видимому, издатели побоялись, что русскому читателю недоступно британское чувство юмора. Я возмущен, в общем!

Стивен Бэчелор – это один из основных моторов Секулярного Буддизма, а книжка – это одновременно и его автобиография, и его версия жизни Будды Гаутамы, и изложение его взглядов на Буддизм. Так что почитайте, если интересно. Возможно, убив название, издатели оставили, всё же, содержание в живых.

Наконец, классика всех времён и народов:

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

  • Эти книги послужили воротами в Дхарму для тысяч людей, в том числе и для меня.
  • Книги о Практике Осознанности без буддизма или с минимальными его примесями:
  • В международной Сети на английском языке, разумеется, огромное количество ресурсов.
  • Вот несколько моих любимых учителей, организаций и их сайтов:
  • Ассоциация Секулярных Буддистов– сообщество людей, практикующих Буддизм как путь улучшения и оздоровления непосредственной и конкретной жизни в “Этом Мире”, не очень-то заботясь о “Том Свете”.
  • Буддистские гики. Основной вопрос, который они поднимают, – это как буддийская практика может помочь нам жить в современном технологическом мире, и наоборот, как современные технологии могут помочь развивать нашу практику.
  • Мартин и Стивен Бачелоры– основные моторчики и идеологи Секулярного Буддизма.
  • Шинзэн Янг– учитель медитации с большим стажем как медитации, так и учительства, совмещающий различные подходы буддизма и науки.
  • Рик Хенсон– психолог, нейролог и буддист.
  • Dharma Seed. – Здесь очень много аудиозаписей бесед буддийских учителей различных традиций.
  • D.I.Y. Dharma sangha– сообщество фриков, гиков, чудаков, людей всевозможной “неправильной” ориентации, бунтарей, изгоев, бродяг и их друзей, которые медитируют вместе на буддийской платформе.
  • The Interdependence Project– ещё один большой секулярно-буддийский проект, очень много материалов, подкастов и пр.
  • Орден Дзэн-Миротворцев, который основал один из важных для меня учителей – Берни Глассман Роши.
  • Упайя Дзэн центр, основанный знаменитой Джоан Халифакс Роши. На сайте можно послушать много интересных подкастов.

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

Так мы незаметно подошли к третьей Драгоценности, или Ножке Табуретки.

Где и с кем практиковать

“Мой ум, словно опасный район. Я стараюсь не ходить туда в одиночку”.

—Энн Ламотт

Если вы знаете английский язык и у вас есть деньги и время, то, пожалуй, вы уже обладаете одной из лучших карм из всех возможных. Но карма на месте не стоит – её всегда есть куда улучшать.

Самый же лучший способ её улучшить – это повысить свою осознанность. Способ повысить осознанность – это практиковать её.

А самый быстрый и эффективный способ освоить практику – это пройти интенсивный ритрит.

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

Понятие философии буддизма

Буддизм представляет собой философско-религиозное учение, мировое верование, указывающее на личность мудреца в качестве просветленного человека и затрагивает его переворотный подход к отношению между Господом и человеком в сравнении с существовавшей в тот период религиозной системой.

Стоит заметить, что буддийское учение сконцентрировано на человеческой точке зрения то бишь главных положениях вероисповедания. В котором, в частности в нынешнем его веянии идет речь о том, что человек сам должен быть в ответе за собственную судьбу, причем не только в данном бытие, но и во всех последующих воплощениях незабвенной души.

Интересна история возникновения буддизма. Считается, что Сиддхартха Гаутама является первым человеком, кто смог погрузиться в нирвану.

После чего отправившись в город близ Бенареса Сарнатх, просветленный окружил себя пятью монахами, которые в свою очередь и стали его первыми учениками и изложил им свои наставления. Сама проповедь содержала кратко изложенные четыре мысли, которые составляли основу его учения.

Такого рода «символ верования» стал именоваться «арья сатьи», то есть возвышенные истины. По Индии довольно быстро стало распространять известие о новом пророке.

Высказываемые им идеи на деле оказались очень привлекательными.

Согласно же красочной легенде пророческий путь мудреца был победным шествием, в особенности в тот период, когда он смог обратить в свое вероучение известного затворника и пророка Кашьяпу, а также его 600 последователей.

Примечательно, что даже большое количество популярным брахманов отступили от собственного вероучения, становясь проповедниками буддийского учения. Однако, все же большее количество приверженцев пророк имел в вайшьев, варнах и кшатриев.

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

Дзен и Дао

Оба направления произошли из одного учения, поэтому различия между ними минимальны. Дао никто не сможет выразить словами, потому что оно выражает естественность человеческого существования. Дзен-состояние же абсолютно реально, но его совершенно точно можно описать. В основных книгах учения — работах мудрецов, комментирующих коаны и сутры, эти знания и хранятся.

Дзен-буддизм – основные идеи

Глубина и сила этого учения поражает, особенно если человек лишь начинает знакомство с ним. Не представляется возможным до конца понять, что означает дзен, если отрицать тот факт, что пустота – настоящая суть и цель просветления. Это учение опирается на природу ума, которую невозможно выразить словами, но можно осознать. Его основные принципы:

  1. По своей натуре каждый человек равен Будде и он может открыть в себе просветляющую основу.
  2. Состояние сатори можно достичь только через полный покой.
  3. Получение отклика от своего Будды, который находится внутри человека.

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

Коаны – короткие поучительные истории или диалоги, схожие с сурами Корана. Они раскрывают сущность вопросов, возникающих как у новичков, так и у опытных религиозных последователей. Коаны дзен создавались с целью придать психологический толчок ученику, мотивировать его. Ценность каждого из таких рассказов раскрывается в его решении:

Медитация – особое психо-физическое состояние человека, которого проще всего достичь в атмосфере глубочайшей тишины и сосредоточенности.

В буддистских монастырях необходимости в предварительной подготовке к погружению в нее не было, потому что члены общин изначально ограждали себя от всяких соблазнов.

Монахи отвечая на вопрос о том, что такое дзен-медитация, говорят, что это ощущение чистого сознания без содержания. Достигнуть его можно, выполнив следующую очередность действий:

  1. Сначала нужно сесть на полу, лицом к стене, подложив под ягодицы подушку или сложенное в несколько слоев одеяло. Его толщина не должна помешать принять удобную устойчивую позу. Одежда для медитации подбирается свободная, чтобы не стеснять движения.
  2. Для удобной посадки рекомендуется принять позу полного лотоса или полулотоса.
  3. Следует закрыть глаза и абстрагироваться от проблем и мыслей.
  4. Когда пустота заменит ментальный шум, появится чувство ни с чем не сравнимой расслабленности и удовлетворенности.

Желающий найти ответ на интересующий его вопрос обращается к этой восточной технике, как правило, находясь в отчаянии. Он стремится познать дзен после того, как простые способы разрешения дилеммы были исчерпаны.

Для некоторых этот процесс представляет собой своеобразный пост с воздержанием от еды, взаимоотношений с противоположным полом и активной трудовой деятельности.

Читайте также:  Как совершать левый поворот: по шагам

Большинство же буддистов придерживаются более традиционных способов осознания тонкой материи дзен:

Видео Буддизм перспективы

Рейтинг статьи: (1

Основные принципы дзен-буддизма — как достичь сатори

Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье будут рассмотрены основы такого распространенного восточного учения как дзен-буддизм. Это самостоятельная религия, целью которой является постижение природы ума и мудрости. Мы рассмотрим ее основные принципы и как на практике можно постичь истину при помощи этого древнего знания.

СодержаниеКратко об ученииПринципыПервый принципВторой принципТретий принципЧетвертый принципПрактическое применениеДзен-буддизм в современном миреЗаключение

Дзен зародился в Китае на заре VI века. Однако, только попав в Японию, учение получило широкое распространение. Произошло это лишь в VII- VIII. Главным основоположником этого направления считается Бодхидхарма, олицетворяющий просветление и буддийскую мудрость.

Основной формулой постижения природы ума является медитация, которая позволяет достичь совершенно нового уровня самосознания и просветленности.

Кратко об учении

Дзен-буддизм – симбиоз китайских и индийских верований, помноженный на японскую традицию. Он содержит в себе следующие элементы:

  • цзинту (буддизм Чистой Земли);
  • мадхьямаки и махасангхики;
  • тэндай, сингон и кэгон (японские учения).

Несмотря на смешение стилей и различных школ, учение Бодхидхармы имеет свои отличия. Для этого религиозного течения свойственно «легкое» отношение к священным текстам. На первое место выходит постоянная практика, именно поэтому он так популярен, в отличие от других верований.

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношенийДайсэцу Тэйтаро Судзуки (18.10.1870-12.07.1966). Японский философ и главный популяризатор дзен-буддизма

«Сатори – душа дзен и без него ничего не существует». (Д. Т. Судзуки)

Центральной сутью учения является постижение сатори. Для нее свойственны следующие черты:

  • нерациональность, необъяснимость;
  • интуитивное ощущение природы вокруг;
  • чувство восторга, эйфории как следствие реализации чего-то неуловимого;
  • краткость и внезапность.

Принципы

Дзен-буддизм нельзя подвести под какую бы то ни было формальность. Это путь освобождения, но никак не философия, не психология и не наука. Дзен проявляется во всем, что окружает человека. Это роднит его с даосизмом, йогой и некоторыми другими восточными знаниями.

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

Основные принципы дзен-буддизма можно сформулировать следующим образом:

  1. Становление «буддой» через созерцание своей природы.
  2. Человеческое сознание – вершина всего.
  3. Неприемлемость священных текстов, их особая трактовка.
  4. Отказ от слов и текстов, применимых в качестве базы знания.

Эти четыре идеи описывают философию религии в мировой традиции и четко ограничивают учение от других направлений буддизма.

Первый принцип

Это положение предполагает созерцание собственной природы для достижения особого уровня сознания. Основываясь на священных текстах, человек, практикующий этот принцип, не стремится стать Буддой, так как это не является конечной целью учения.

Однако Будда не воспринимается высшим разумом, как Господь или Аллах, он не стоит сверху человека, он «рассеян по миру». Его частичка находится в каждом из живущих людей, растений, животных и любых окружающих предметах.

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

Дзен-буддизм призывает видеть природу «открытым сознанием», воспринимать себя и окружающее пространство как часть великого целого организма. Главная цель – достижение сатори, как особого состояния ума, посредством медитации.

Второй принцип

Внутренняя гармония и спокойное состояние ума – постоянная индивидуальная работа над своим разумом. Дзен учит, что у каждого человека свой путь избавления и своя дорога, пройдя которую можно достигнуть просветленного сознания.

Избавляясь от внутренних конфликтов и противоречий, последователь постепенно обретает дар отличать «зерна от плевел» и перестает беспокоиться о мелочах, живет более осознанно, созерцая мир вокруг и внутри себя.

Третий принцип

Тексты и книги применяются только на первом этапе обучения последователя. Они помогают узнать основные интеллектуальные моменты буддийской философии. Дальнейшее углубленное изучение специальной литературы, по мнению учителей, напротив, помешает ученику постигать знания.

Однако не стоит считать, что цель – намеренное совершенствование себя и своего характера. Все изменения, происходящие с последователем, случаются спонтанно, в свое время.

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

Четвертый принцип

Дзен – ветвь буддизма. Она отличается большой практической направленностью, поэтому так важно общение ученика и учителя. Концепция претендует на связь с буддизмом, однако, его последователи не изучают сутры и шастры, считая их не более чем ненужными бумагами.

Истинное сознание достигается путем «прямой передачи дхармы» от учителя к ученику и является наивысшим проявлением «патриаршего чань»(линии преемственности). Очень важно, что дзен не практикует уход от мира, а помогает жить и взаимодействовать с окружающими.

Практическое применение

Духовный опыт и рост в дзен-буддизме не привязан к изучению специальной литературы. Практика в этой религии – основа всех изменений сознания человека. Именно поэтому дзен так популярен во всем мире, ведь для того, чтобы стать последователем этого учения не важна страна проживания, политические взгляды и социальное положение.

Практиковать учение могут как адвокаты, юристы из США, так и бедные рыбаки во Вьетнаме. И каждый из них имеет все шансы достичь просветления и гармонии.

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

В качестве психотренинга учителя частенько предлагают последователям истории из жизни известных патриархов (коаны). Их цель – поставить под сомнение рациональность размышлений, тем самым делая ум более гибким.

Медитация – ведущая практика в дзен-буддизме, настоящий символ освобождения. Эти занятия позволяют решить следующие проблемы:

  1. Избавиться от злости и ненависти. Человек учится не творить плохие поступки, поддаваясь негативным эмоциям. Медитация позволяет искоренить источник зла внутри себя и сохранять спокойствие в любых ситуациях.
  2. Карма. Цель практических занятий – смириться с нынешним положением вещей и принять все обстоятельства, происходящие с человеком. Такой подход позволяет грамотнее «отработать» свою карму.
  3. Отказ от лишнего. Большинство окружающих вещей, предметов, людей, исходя из концепции дзен-буддизма, непременно приносят страдания, поэтому целью каждого последователя учения является достижение независимости от всего этого.
  4. Гармония со своим Дао. Путь, который предначертан человеку высшей силой, ученик в дзен-буддизме воспринимает как неотвратимый. Он является частью духовного роста и его неприятие значительно усложнит достижение сатори.

Ежедневная практика, проходящая под ненавязчивым руководством учителя, а также отсутствие упора на изучение специальной литературы, позволяет дзен-буддизму уверенно шагать по земному шару.

Дзен-буддизм в современном мире

Повышенный интерес Запада к японской культуре после второй мировой войны приоткрыл для американцев и европейцев загадочный и манящий мир Востока. Влияние этой религии можно отследить в киноиндустрии, музыке, скульптуре и искусстве.

Мировое сообщество, опустошенное войнами и стремительным развитием технологий, стремилось найти островок свободы и безмятежности. Этому и учит дзен-буддизм. Также западного человека привлекает быстрый результат просветления, отсутствие изнурительных тренировок и многолетнего изучения специальной литературы.

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

Заключение

Дзен-буддизм – не религия в классическом понимании этого слова. Это спонтанность, естественность и гармония, которая достигается работой с собственным сознанием. Взгляд внутрь себя – это то, чего так не хватает современному человеку для того, чтобы прекратить бессмысленную гонку за вещами и осознать истинную ценность окружающего мира.

Если информация в статье, уважаемые читатели, показалась вам интересной, поделитесь ею в социальных сетях. Дзен-буддизм многогранен и каждый сможет найти себя, последовав этому знанию.

Кратко о философии дзен буддизма — каковы ее основы?

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

«Мир Вам!». Вступайте в наше сообщество Господи, Спаси и Сохрани. Нас почти 4000 человек и растем. Так же публикуем ваши молитвенные просьбы от имени сообщества. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»

Эта разновидность учения является одним из наиболее крупных течений буддийского вероисповедания, нашедшее огромное количество приверженцев со всего мира. В особенности популярно учение в таких странах, как Япония, Индия, Китай и других азиатских государствах.

Та, литература которая написана о вероучении обучает внимательности, восприятию и отрешенности от имеющихся сложностей. Именно это верование относится к числу одной из наиболее крупных школ буддийской религии, что неоднократно упоминалось в СМИ, литературе и прочих источниках.

Из нашей статьи вы сможете подробнее ознакомиться, что представляет собой вероучение, что такое Чань буддизм и Дзен буддизм, кто основатель учения его принципы и не только.

Основные сведения о вероучении и его принципах

Свое движение по миру учение начало в тот период, когда Китай посетил великий индийский мудрец Бодхидхарма, которого большое количество людей считает первым патриархом и основателем Дзен буддизма, который утверждал, что истинная сущность всего это пустота и пустота, которая является единственным путем.

В переводе же с древнеиндийского Дзен именуется как дхьяна, то бишь созерцание. Также следует отметить, что в различных государствах оно именуется по-разному, а именно:

  • в Китае – чань;
  • во Вьетнаме – тхиен;
  • в Корее – сон.

Основной принцип учения гласит так: по своей натуре любой человек и есть пророк и каждый способен открыть для себя такую основу просветления. Притом открыть без каких-либо усилий и без свершения действий со стороны простого разума. Посему учение является прямой дорогой, где пророка можно найти не снаружи, а внутри.

Основные идеи Дзен буддизма заключаются в следующем:

  • не ссылаться на слова и тексты;
  • приблизиться к природе пророка возможно через восприятие своей сущности;
  • решительная установка на разум.

Так же читайте:  Храмы буддизма

Что представляет собой коаны и медитация Дзен буддизма. Как правило, когда человек идет, к примеру, по улице то он замечает все, что может узреть, но не замечает главного, а именно того, кто все это наблюдает.

Таким образом выполнение медитации из дзенского буддизма каждый день не составит каких-либо сложностей – когда человек идет, то просто идет, наблюдая того, кто идет, а именно наблюдая самого себя.

Когда человек что-то делает, например, моет, копает, сидит, стрижет или работает – следует наблюдать за собой, смотреть, кто это ест, работает, пьет, сидит.

Коаны дзен буддизма представляют собой краткие повествования, основывающиеся на парадоксальном осознании, которое схоже с шоковой терапией, помогая тем самым остановить разум.

К примеру, мудрец задает вопрос «ветер какого цвета?», а ученик его отвечает «тем, что мудрецу дует в лицо». Так как в обычной жизни человек все время обусловлен своим разумом и тем как его мысли направлены на осмысление чего-то внешнего.

Читайте также:  Как обеззаразить рану в лесу. Правильная обработка ран и ссадин в походе

И стоит только вообразить, что разум на какую-то долю секунды не осознает, о чем его известили и что ему сказали.

Если предположить, что на вопрос последователя «откуда пришел Бодхидхарма», мудрец ответит «спроси вон у того дерева» – разум последователя, как и обычного человека будет находиться в замешательстве и на некоторый период времени возникнет за пределами сознания лишь внутренняя глубина без какой-либо опоры. Таким образом может появиться просветление или еще как его именуют сатори.

Самураи в буддизме

Что привлекало самураев в Дзен буддизме? По существующей легенде в известный всему миру Шаолиньский монастырь боевые искусства принес мудрец из Индии – Бодхидхарма.

Мастер говорил, что каждый человек должен быть подготовлен ко всему. Связано это было естественно с тем, что монахам этого учения в то время приходилось очень часто перемещаться по всей стране, а в Китае на тот период было не спокойное время, требующего умения постоять за себя при возникновении сложной ситуации.

  • Так же читайте:  Священное животное буддизма
  • Истинным мастерам боевых искусств тем не менее иногда необходимо было действовать без всякой логики, доверяясь по большому счёту только внутреннему чутью и интуиции, моменты, когда простое создание уже не выполняет работу или же его не хватает для получения победы над более сильным противником.
  • Из этого получается, что все приемы в боевых стилях включают в себя основные принципы Дзен буддизма, которые опережают сознание и воин начинает двигаться благодаря телу и «внутреннему разуму», что в свою очередь позволяет ему ощутить созерцание или состояние дзен.

Большое количество людей знают, что путь самураев является верной смертью. И несложно догадаться что их воинское искусство также основывается на этом учении, т. к.

если для человека не имеет значения, когда он умрет, ибо он уже умер при жизни, то тогда лишь остается важным разум и состояние сознания, которые никак не изменяются и не подвергаются колебаниям из-за внешнего.

Таким образом может появиться просветление или сатори, пусть и не на долгое время, но человек уже будет знать, что представляет собой это состояние и встанет на путь вероучения.

Дзен буддизм и Эрих Фромм

  1. Эрик Фромм является одним из крупнейших мыслителей прошлого столетья, относится к великой философской кагорте от психологии, а также является духовным лидером Франкфуртской школы социологии.

  2. Работы этого мыслителя и по сегодняшний день пользуются огромной популярностью, так как главной тематикой проведенных им исследований было выявление сущности человеческой в качестве осуществления жизнетворческого и продуктивного начала.
  3. В трудах мыслителя Дзен буддизм и психоанализ представляет собой стремление к сравнению нескольких философских теорий, которые довольно подробно воссоздают характерные признаки, как восточного, так и западного менталитета. В своей книге он раскрывает такие темы, как:
  • духовный распад и какова значимость психотерапии;
  • задачи и значимость психоаналитического учения по Фрейду;
  • человеческое благосостояние через призму психологического формирования;
  • основа сознательного, а также изгнание и пересиливание вытеснения;
  • принципы одного из направлений буддийского вероучения;
  • пересиливание вытеснения и прозрение.
  • Так же читайте:  Смерть в буддизме
  • Философия Дзен буддизма в двух словах — это учение не основывается на умственных способностях, текстах и философии, а напрямую указывает на природу пророка и просветленного в каждом из людей.
  • Смотрите еще виедо рассказ о дзен учении:
  • Источник: https://tolkovanie.info/dzen-buddizm/

Дзен-буддизм и его философия

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

Дзен-буддизм – это восточное учение, которое учит достижению просветления. Если более широко взглянуть на это направление, то оно скорее является образом жизни и находится за пределами рационального. Цель практики довольно широка: это и духовное пробуждение, и раскрытие сущности абсолюта, и постижение самого себя.

Первым в линии дзен находится Будда Шакьямуни. За ним следует Махакашьяпа, которому Будда передал особое состояние пробуждения, причем это произошло без помощи слов (так была основана традиция дзен о прямой передаче учения «от сердца к сердцу»). 

Свое начало это учение получило в Китае в пятом веке н.э. Его принес буддийский монах Бодхидхарма. Позднее он стал первым патриархом «чань» на территории Китая. Бадхидхарма является основателем известного монастыря Шаолинь. В наше время он считается колыбелью чань-буддизма (китайского).

Последователями Бодхирхармы было пять патриархов. Потом учение разделилось на южную школу и северную. Южная, в свою очередь,  разделилась на пять школ дзен (в наше время осталось две: Линьцзи и Цаодун.

Дзен-буддизм достиг Европы в середине XIX века, но первое знакомство западных людей с учением состоялось в 1913 году, именно тогда вышла в свет книга «Религия самураев», но она не получила популярности. Ей заинтересовался узкий круг специалистов.

Философия дзен-буддизма начала набирать поклонников после выхода книг Судзуки Д.Т.,  это послужило толчком для роста популярности дзен. Уотс был первым западным автором, который написал об учении. Его первая книга получила название «Дух дзен».

К Концу 50-х годов стало появляться множество литературы по данной тематике. Это были и европейские, и американские дзен-буддисты, которые описывали уже свой опыт погружения в медитацию и постижения истины.

В этих книгах европейскому читателю все рассказывалось на доступном языке, употреблялись понятные термины. Описывались практические и теоретические стороны учения.

Линия передачи в дзен должна быть непрерывной, формироваться непосредственно от учителя к ученику. Это обеспечивает стабильность процесса обучения. Учителя не приветствуют написанные тексты и обсуждения («Истина не может быть выражена словами»).

Известно, что практикующие – спокойные и уравновешенные люди. Занятия дзен способствуют лучшему развитию интеллектуальных способностей. В основе практик лежит медитация.

Отмечается, что в процессе обучения происходит профилактика болезней, а также решаются проблемы здоровья. Ученик без труда может победить любой стресс. Сознание становится ясным, ум – глубоким и острым. Концентрация внимания увеличивается во много раз.

Помогает быстрому и уверенному принятию решений. Развиваются экстрасенсорные способности.

Это и есть дзен-буддизм, философия, понятная многим в наши дни. Даже в самых критических ситуациях учение позволяет чувствовать себя раскрепощенным и уверенным в себе. Практикующие могут увидеть красоту в самых незначительных вещах, возможно, именно поэтому это учение и находит все больше поклонников.

Как философия Дзэн-Буддизма может помочь решить любую проблему на практике

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

В этой же статье мы более подробно поговорим о механизме воздействия главной техники НЕдумания на человеческую психику.

Удивительно, что такому мощному инструменту, как НЕдумание, подробно изложенному в Дзэн-Буддизме психологи уделяют так мало внимания. Возможно, это связано с тем, что любой человек, освоивший технику медитации способен обойтись без психолога.

Неужели специалисты банально боятся потерять работу? Однако, этот ответ маловероятен. Потому что для того чтобы озвученную «угрозу» понять, для начала нужно стать буддистом… Как правило, терапевты данной областью не интересуются.

Максимальное, что удавалось услышать (или прочитать), это: «Да, я слышал такое…. Нет, ничего не знаю…».

Два сообщества – Буддистов и психологов существуют параллельно.

Одни совершенно не пересекаются с другими! Это разные направления, первое считается религией (хотя не является чистой религией в полном понимании этого слова), другое – наука.

Участники первого в силу высокой духовной развитости не отрицают вторых. Но вторые, похоже, в деле исследования и исцеления человеческой души серьезно признают только свою область.

Однако было бы неправдой заявить о том, что в истории отсутствовали попытки синхронизации Дзэн-Буддизма и психологии.

Один из самых прославленных и красноречивых истолкователей Дзэна – Дайсэцу Тайтаро Суйдзуки участвовал в конференциях, посвященных психологии и психотерапии.

Но, к сожалению, его глубокое понимание Дзэн-Буддизма и желание донести практическую пользу в деле излечения человеческой души до представителей научных кругов не получило дальнейшего серьезного развития.

Единственное серьезное суждение со стороны известного психотерапевта, которое удалось обнаружить, это мнение о Дзэн-Буддизме доктора Карла Густава Юнга. Проявляя глубокое уважение к многовековой религии целых народов и к Дайсэцу Тайтаро Судзуки лично, доктор, однако, не видит применения знаний Дзэн-Буддизма в психологии.

Он резко разделяет «западную культуру» и «восточное восприятие». Считает это главным камнем преткновения на пути к объединению научных и практических знаний из таких разных областей.

Однако известный психотерапевт не отрицает некоторые принципы воздействия медитации на человеческую психику: «Бессознательное – это совокупность скрытых психических факторов, и само по себе оно не способно к проявлению. Это «Тотальная выставка» потенциальной природы. Оно констатирует общую диспозицию, из которой сознание время от времени черпает фрагменты.

Если сознание, по мере возможности, очищено от какого бы то ни было содержания, оно переходит в состояние бессознательности (по крайней мере, переходное состояние). Этот сдвиг происходит в Дзэне благодаря тому, что энергия сознания не направлена более на содержание, а перенесена на концепцию пустоты или коан; т.к.

последние должны быть стабильны, прекращается так же течение образов и освобождается энергия, поддерживающая кинетику сознания. Эта энергия переходит в бессознательное и усиливает его естественный потенциал до некоторого максимума. Это увеличивает готовность бессознательного содержания прорваться в сознание…»

О чем нам сказал доктор? Если рассуждать о проблемах глубоких, лежащих в бессознательном, то их решение невозможно без стадии перехода бессознательного в сознательное. Обычно нам в этой работе помогает хороший психотерапевт.

В долгой консультативной работе посредством наблюдений за пациентом и с помощью формулирования «правильных» вопросов специалист «наталкивает» пациента на понимание тех механизмов, которые вызывают в нем страдания или любые разрушающие чувства.

В подобной работе «успех мероприятия» зависит не только от готовности пациента понять себя и преодолеть все болезненные чувства. Одна из ведущих ролей принадлежит специалисту, с которым работает «больной».

В сотрудничестве пациент – психолог объективно существует несколько объективных проблем: первая – настоящих профессионалов мало. Вторая: они дорого стоят. Третья: существует некий естественный ограничитель ресурсов, связанный с нехваткой времени и не всегда удобными обстоятельствами для консультаций.

Таким образом, на пути к обретению свободы от переживаний работа даже с самым лучшим специалистом имеет несколько непреодолимых преград.

Все суждения и предположения специалист делает на основании наблюдений за внешним поведением человека. Профессиональная внимательность в совокупности с высококлассными знаниями способны чудеса творить.

Читайте также:  Как привязать крючок без отверстия. Как привязать крючок к леске?

Но, никакой, даже самый высококлассный специалист не способен заглянуть внутрь героя! Через это понимание мы подходим к решающему отличию Дзэн-Буддизма от психотерапевтической работы. И в нем, я считаю, лежат неисчерпаемые ресурсы каждого человека в деле познания себя.

Кто, кроме как самого героя может с достоверной точностью знать, что происходит внутри себя?

И это я еще не стала акцентировать на таких значимых отличиях Дзэн-Буддизма от психотерапевтических консультаций, как бесконечный ресурс времени (идеально по Дзэн-Буддизму медитировать все время, а медитация, как уже знает читатель, и есть путь к самопознанию), совершенная бесплатность мероприятий и отсутствие зависимости от профессионализма стороннего специалиста.

Однако, как мы понимаем, в медитации не все так просто. Во-первых, для достижения сколь- нибудь значимых эффектов, медитировать нужно бесконечно. Во-вторых, еще и учиться медитировать придется всю жизнь. То есть в самостоятельной работе необходимо самому стать специалистом.

Но, как можно рассуждать о таком «минусе» как необходимость самостоятельной работы, если любое взаимодействие с собственными чувствами подразумевает самостоятельность? Психотерапевт в личной работе над собой всего лишь «проводник» между тобой и твоими чувствами.

Дзэн-Буддизм в этом смысле – прямой путеводитель.

Каким образом автор преодолел глубокие собственные проблемы посредством Дзэн-Буддизма и, какие получил результаты? Здесь невозможно дать ответ одним предложением. Процессы осознания всех проблем, поэтапное их прохождение (так же с помощью медитации) проживаются в течение всей серии книг «Люди из шкафа» (в книге семь частей).

Дзен-Буддизм – как это работает?

Включите ассоциативное мышление. Определение этого термина легко можно найти в интернете. В практической работе ассоциативное мышление можно определить как «мышление чувствами». Ассоциация лишает слова формального смысла. В  ассоциации полностью отсутствует логическое мышление. Ассоциация – это чувство.

Почему так важно включать подобный тип мышления? Он незаменим в работе с чувствами. С собственными ощущениями можно говорить только на языке ощущений.

Где в естественном ходе жизни мы встречаем ассоциативное мышление? Конечно, во сне! И это не удивительно, как читатель уже, наверняка слышал, во сне с нами говорит наше подсознание. Оно общается образами, картинками, ассоциациями. Кстати, умение понимать свои ассоциации легко можно применить в «разгадывании» снов.

Но, вернемся к начатой теме. Наша задача постараться максимально прочувствовать действие механизма, изложенного в Дзэн-Буддизме. Мы говорим о состоянии Не – ума… (но при этом мы помним, что ничто не отрицается, речь идет в буквальном смысле про «отключение ума»).

Продолжение читайте далее — Этапы преодоления проблемы посредством медитации Дзэн-Буддизма

Наталья Москалева

Дзен-буддизм: основные идеи кратко

Как использовать философию Дзен—буддизма, чтобы легче перенести разрыв отношений

Дзен-буддизм — школа буддизма Махаяны, широко распространённая в Китае. Само слово «дзен» происходит от термина «дхьяна», который в йоге и буддизме означает в широком смысле совершенную медитацию, а в более узком — сосредоточение ума на совершенном объекте. Другое название школы дзен-буддизма — «Сердце Будды», или «Буддхахридайя».

Парампара школы дзен-буддизма берёт своё начало от самого Будды Шакьямуни. Он передал это учение одному из своих самых талантливых учеников — Махакашьяпе. В Китай же учение принёс буддийский монах Бодхидхарма в пятом веке нашей эры. Сердцем школы дзен-буддизма считается монастырь Шаолинь.

После ухода Бодхидхармы учение дзен-буддизма раскололось на северную и южную школу. Южная также раскололась на пять школ, из которых сегодня сохранились только две: Цаодун и Линьцзи. В седьмом веке дзен-буддизм пришёл в Корею, а в девятом веке дзен-буддизм стал распространяться в Японии.

Дзен-буддизм отрицает многие буддийские концепции, считая их иллюзорными.

К примеру, концепция нирваны не рассматривается всерьёз, потому что Будда не давал чёткого пояснения о том, что это такое, лишь иногда говоря своим ученикам, чем нирвана не является.

Поэтому в силу своей практичности дзен-буддизм не уделяет внимания изучению концепций, которые не связаны с конкретными практическими аспектами.

Медитативные практики дзен-буддизма включают в себя медитации с концентрацией на каком-либо объекте или мысли. «Состояние одной мысли» — это основная практика в дзен-буддизме.

Точнее, это не совсем практика — это состояние, которого практикующие дзен-буддизма стремятся достичь путём концентрации на объекте медитации.

Концентрируясь на каком-либо особенном утверждении, человек эволюционирует по принципу «О чём ты думаешь — тем ты и становишься».

Есть такое психическое расстройство — ипохондрия. Это заболевание, когда человек силой своей мнительности придумывает себе болезнь и настолько себе это внушает, что эта болезнь начинает у него проявляться.

Таким образом, можно сделать вывод, что наш ум — мощнейший инструмент, который может нас как воскресить, так и убить. И если дать ему волю, то он может довести нас до полного безумия, а вот если подчинить его себе, — результаты будут просто потрясающими.

На этой идее и основаны практики дзен-буддизма.

Школа дзен-буддизма включает в себя четыре базовых аспекта:

  • Передача знания от сердца к сердцу, то есть напрямую, на тонком уровне от учителя к ученику.
  • Отсутствие абсолютной авторитетности текстов. Первичным признаётся лишь опыт и практика.
  • Передача учения несимволическим методом, то есть словами или действиями, которые для непосвящённых будут казаться бессмыслицей.
  • Обретение состояния Будды путём созерцания своего внутреннего мира.

Формально являясь школой и ответвлением классического буддизма Махаяны, дзен-буддизм в корне от него отличается. Школа дзен-буддизма не признаёт авторитетность писаний — дзен-буддизм не опирается на классические буддийские сутры.

Первичным в дзен-буддизме считается личный опыт и практика, а философские концепции и различные тексты практически не имеют никакого веса. Известная поговорка «Встретил Будду — убей Будду» относится именно к школе дзен-буддизма.

Речь, разумеется, не идёт о призыве к насилию, речь идёт о некой здравой доле нигилизма на духовном пути, то есть о том, что слова любого, даже самого авторитетного, учителя надлежит ставить под сомнение и проверять их на личном опыте.

Именно поэтому в дзен-буддизме полностью отсутствует догматизм или какие-то устоявшиеся философские концепции, а само направление считается максимально практичным и эффективным.

В дзен-буддизме последователи следуют таким принципам действия и восприятия реальности:

  • Пребывать в состоянии «здесь и сейчас» — максимально концентрироваться на том, что делаешь в данный момент, а не предаваться пространным размышлениям, фантазиям или беспокойству о прошлом и будущем.
  • Действовать, а не только философствовать, — призывал своих учеников Бодхидхарма, чтобы не уподобляться древним философам, которые много рассуждали, а воз, как говорится, оставался и ныне там.
  • Действовать так, как велит сердце, не подвергая его порывы длительному анализу и бесплодным мудрствованиям.
  • Не напрягаться и не беспокоиться. Мир совершенен, и лишь в силу собственного несовершенства мы видим в нём иллюзорные изъяны. Важно правильно понимать подобную концепцию — речь не идёт о бездействии и праздном образе жизни. Речь о равностном и рациональном восприятии действительности.
  • Нейтральное восприятие происходящего. Все события нейтральны по своей природе, и лишь наш ум делит их на приятные и неприятные.
  • Быть открытым ко всем новому — не превращаться в фанатика и догматика, который убеждён, что уже познал Истину, а все, кто с ним не согласны, априори заблуждаются.

Это общие принципы, которых придерживаются последователи дзен-буддизма. Если подытожить, то в дзен-буддизме три краеугольных камня:

  • Медитация. Концентрация на совершенном объекте — визуализации или мысли, ведёт к успокоению ума, непривязанности, спокойствию и контролю над собой.
  • Радость от процесса действия. Цель всех деяний — радость. Страдания нам причиняет именно то, что мы привязываемся к плодам действий — ожидаем от реальности того или иного результата, а у реальности порой свои планы. Последователи дзен-буддизма учатся получать удовольствие от самого процесса действия, чтобы они ни делали.
  • Состояние «здесь и сейчас». Есть такая шутка: жизнь прекрасна, если не вспоминать прошлое, не думать о будущем и не переживать о настоящем. На самом деле так и есть. Наш ум — источник бесконечного беспокойства. Мы вспоминаем прошлые неприятности, беспокоимся о том, как всё сложится дальше и переживаем о том, что сейчас всё происходит не так, как мы ожидали. Дзен-буддизм предлагает отпустить прошлое — ведь оно уже прошло, равностно относиться к текущим событиям, ведь они все нейтральны по своей природе, и не переживать о будущем, ведь в это самое будущее ещё надо уметь попасть. А ведь можно попасть в такое будущее, в котором просто не будет пугающих вас событий, а можно попасть в такое будущее, в котором уже не будет вас. Поэтому переживания о будущем — самое бессмысленное в мире занятие.

Ценность дзен-буддизма в том, что он максимально практичен. В нём нет никаких странных философских концепций, догм, ритуалов и так далее.

Дзен-буддизм основан на простых жизненных истинах, которые каждого могут сделать счастливым и привести к эволюции.

Для практики дзен-буддизма вовсе не обязательно на полжизни закрываться в монастыре, эта школа предлагает вполне реальные простые практики, которые может практиковать каждый в условиях мегаполиса и обычной социальной жизни.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector