Как стать элитной гимнасткой: по шагам

Ежедневные тренировки по нескольку часов. Все больше родителей в Петербурге отдают дочерей в секции художественной гимнастики. Популярность этот вид спорта начал набирать после Олимпиады в Рио. Однако сделать блистательную карьеру не так просто. Какие требования предъявляют к будущим спортсменкам и чему учат, выяснила корреспондент «МИР 24» Лена Петревска.

Гибкость в гимнастике — самое главное. В этот спорт берут с 3-4 лет. Но если девочка легко выполняет просьбы тренера, могут взять и в семь.

«Антропометрические данные учитываются при отборе, но и сами средства художественной гимнастики оттачивают фигуру плюс требование к питанию, образу жизни», — отметила почетный судья Международной федерации гимнастики Раиса Терехина.

После отметки «принять» у девочек начинается другая, спортивная жизнь. Их учат правильно ходить, следить за осанкой, работать с предметами. Потом начинают «растягивать».

«Больно, когда шпагаты начинаем тянуть. Плачут. Но есть маленькие, такие терпеливые, а есть те, которых чуть тронешь, и они уже пищат: не нравится, к маме хочу», — рассказала тренер по художественной гимнастики Любовь Гавриченко.

Ане Лыловой восемь лет. Даже дома продолжается «гимнастика». Как тренер она сажает на «шпагат» кукол и плюшевого Пушка. Но самая любимая игрушка у девочки — это мяч. Его подарили за спортивные успехи.

«На тренировках устает. Приходим домой, делает уроки, но после надевает купальник и начинает танцевать», — сообщила мама Ани Александра Лылова.

Хореографии в этом виде спорта уделяется треть тренировочного времени. Ведь у судей есть отдельная оценка — за выразительность исполнения.

«Балерина танцует на пуантах, наша гимнастка танцует на высоких полупальцах. Но это не мешает видеть ту же воздушность и выразительность», — указала хореограф Алевтина Гламаздо.

Спортивную карьеру в художественной гимнастике заканчивают уже к 25 годам. Взойти на верхние ступеньки олимпийского пьедестала удается лишь единицам. Но даже если эти девочки не станут чемпионками, они на всю жизнь сохранят королевскую осанку, растяжку и умение владеть собой в самых сложных ситуациях.

О том, как маленькие гимнастки становятся олимпийскими чемпионками, смотрите в пятницу в специальном репортаже на канале «МИР 24».

Как стать элитной гимнасткой: по шагам
Как стать элитной гимнасткой: по шагамКак стать элитной гимнасткой: по шагамКак стать элитной гимнасткой: по шагамКак стать элитной гимнасткой: по шагам

Как стать Чемпионом по спортивной гимнастике?!

Интервью Алексея Ешина, основателя Клуба Массового Спорта в г. Санкт-Петербург для TimeTrial AIR.

Как стать элитной гимнасткой: по шагам

Профессиональный спортсмен, тренер спортивной гимнастики, основатель Клуба Массового Спорта Алексей Ешин дал интервью российскому производителю надувного оборудования для спорта TimeTrial AIR о том, как понять, что вы родитель юного спортсмена и как вырастить из него чемпиона по спортивной гимнастике.

С какого возраста отдают детей в спорт?

Развивать детей для занятий гимнастикой нужно как можно раньше, с 3-4 лет. Девочек и мальчиков от 4 до 5 лет отдают в подготовительные группы. Спортивная школа принимает девочек с 5-6 лет и мальчиков с 6-7 лет. Возраст начала тренировок в гимнастике определяется индивидуально, но раннее начало спортивного развития для гимнаста обязательно.

Как стать элитной гимнасткой: по шагам

Влияет ли характер ребенка на будущие спортивные успехи?

Характер влияет сильно, это важная составляющая. Есть физически сильные дети, которые по своим данным способны выполнять сложные комбинации, но в силу того, что им страшно выполнять какие-то элементы, им фактически дорога бывает закрыта в гимнастику.

Характер также влияет на выбор вида спорта. Например, гимнастика требует максимальной сосредоточенности и концентрации на текущем моменте и не разрешает отвлекаться.

Как стать элитной гимнасткой: по шагам

Существует ли в спортивной школе отбор по физическим показателям?

Безусловно существует. По физической форме проверяют детей, смотрят насколько они быстрые, как ребенок подтягивается. Но в основном тренер отбирает детей интуитивно под себя. Конечно, есть разработанные нормативы, но тренеры стараются отбирать детей исходя из своего опыта.

Каждый тренер выделяет определенные качества ребенка и для всех тренеров они разные: один определяющим фактором выделяет характер и дисциплину, другой физическую форму и строение тела. Например, если приходит ребенок с лишним весом, то это говорит о пищевых привычках.

Если приходят на отбор в гимнастическую спортивную школу приходит стройная, гибкая, спокойная, внимательная — то это идеальный кандидат для занятий. Такое случается редко.

Бывает ли такое, что у спортсменов пропадает азарт? И как можно поддерживать интерес к спорту?

Бывает, конечно. Но в гимнастике, как в любом спорте, нужна сила воли и дисциплина, а не только желание. По крайней мере так происходит у нас в стране. Так получается, что, когда человек приходит на тренировку, он отрабатывает нужные элементы большое количество раз в течение длительного времени.

Это очень часто происходит через усталость, через «не могу», через «тяжело». И действительно бывает так, что падает мотивация, и при этом отличительной чертой гимнастов является то, что эти спортсмены умеют работать и без желания.

Они приходят на тренировку и знают, что сегодня им необходимо отработать определенный объем работы независимо от того хочешь ты этого или нет. И в спортшколе особенно никто не держит. Тренеры, конечно, пытаются мотивировать и поддерживать.

Но каждый гимнаст знает, что если ты не хочешь тренироваться, то насильно тебя в спортшколе никто держать не будет. Поэтому, когда спортсмен пришел, он послушно старается выполнять задания тренера.

Как стать элитной гимнасткой: по шагам

Есть ли секреты в воспитании лидерских качеств, в воспитании чемпионов гимнастики?

Гимнастика индивидуальный вид спорта, в которых лидерские качества в общем понимании не важны. Можно выделить чемпионские навыки: во-первых, трудолюбие.

Обычно в гимнастике побеждают те, кто больше и упорнее работают, не обращая внимания ни на какие ошибки. Если ты приходишь, тебе нравится заниматься, стараешься выполнить задание тренера, то из тебя может что-то получиться.

Еще одну особенность можно проследить среди успешных спортсменов – огромное желание.

Во-вторых, увлеченность спортом. Успешные дети всегда спрашивают тренера, какие упражнения им можно разучить дома, как выполнить элемент — их не остановить.

В-третьих, любовь к спорту. Юным талантам нравится, хочется заниматься, их никогда не нужно заставлять тренироваться.

Конечно, в процессе выполнения упражнения нужно поддержать спортсмена, но никогда от таких детей не услышишь «не хочу» или «не буду».

Все чемпионы всегда сами хотят тренироваться, по разным причинам, но суть одна. И обычно рвение к спорту проявляется с раннего детства, примерно с 7-8 лет.

Как «успеть» стать спортсменом с современным быстрым ритмом и не запустив общеобразовательную школу?

Это довольно проблематично. Ребенок идет в школу, затем прибегает на тренировку и после бежит делать уроки, и так каждый день. Это очень тяжелый ритм работы, дети сильно устают. Идеально было бы организовать школу, на подобие школы олимпийского резерва, в которой организовано и проживание, и питание, образование и тренировки спортсменов. Это редкость, но к этому нужно стремиться.

Что касается отдыха, то у хороших спортсменов отдыха, в обыденном понимании, не бывает. Максимум у гимнастов отдых составляет 3 недели в году, все остальное время рабочий процесс.

Если нет сборов и наступили каникулы, дети отправляются в спортивный лагерь.

Отдыха и отпуска в гимнастике нет, поскольку гимнастика — это образ жизни и нужно все в жизни выстраивать ради того, чтобы добиться результата.

Продолжают ли спортсмены заниматься в домашних условиях, после основных тренировок?

Детям дают домашнее задание — тянуться, отрабатывать элементы — но я не уверен, что многие его выполняют. [прим. автора: Смеется]. Домашние задания даются особенно на начальном этапе, когда у детей еще не растянуты шпагаты, когда они еще не встают в стойки.

В дальнейшем давления по поводу домашней работы нет. Но тренеры стараются приучить детей к тому, что тянуться не просто нужно, это полезно. И растяжка требуется как утром, после пробуждения, так и вечером, перед сном, т.к. в гимнастике растяжка очень важна.

Какие снаряды используют в тренировках гимнасты в зале и дома?

На тренировках используется огромное количество снарядов. Есть соревновательные снаряды — брусья, бревно, конь, ковер для вольных упражнений. В последнее время, все чаще стали использовать надувные дорожки, коврики и пр.

, как наиболее безопасные и удобные в эксплуатации как на тренировках, так и в домашних условиях. Например, фибергласовая акробатическая дорожка, достаточно жесткая для детей весом от 20 до 30 кг, так же как и «ковер». В этом случае надувное оборудование очень спасает.

Существуют аналогичные снаряды для бревна, опорного прыжка, брусьев и т.д.

Также, в спортивной гимнастике используется множество вспомогательного оборудования: канаты, шведские стенки, различные резинки, зоны приземления (маты, поролоновые ямы, bag jump, безопасные буферы в поролоновую яму) и пр. Отдельного внимания заслуживают зоны приземления.

Большинство соскоков с брусьев, бревна, прыжок и элементы акробатики, отрабатывают с приземлением в поролоновую яму. Это в большинстве случаев безопасно.

В настоящее время в некоторых школах наблюдается тенденция использования воздушной подушки для зоны приземления, которая является еще более безопасной и долговечной, по сравнению с поролоном в яме приземления. 

Как стать элитной гимнасткой: по шагам

Разглядев талант в детстве вы сделаете своего ребенка счастливым на всю жизнь!

Анна Казанцева: Для успеха должен сформироваться своего рода треугольник

Старший тренер города Ханты-Мансийска и сборной команды Югры по художественной гимнастике, тренер Высшей категории и судья Всероссийской категории Анна Казанцева тренирует юных спортсменок в одном из залов стадиона «Югра-Атлетикс». О том, кто и в каком возрасте приходит в гимнастику, какие качества необходимы для того, чтобы стать чемпионом, и как не навредить в таком раннем спорте и нашем интервью с тренером.

Как стать элитной гимнасткой: по шагам

— Анна Владимировна, расскажите вкратце о себе: как пришли в художественную гимнастику, где занимались, каких успехов добились?

— Я начала заниматься художественной гимнастикой в пятилетнем возрасте. Это произошло в городе Лесной Свердловской области. Мой отец военный, и на тот момент это было место его службы. Большого количества спортивных секций в Лесном не было, поэтому выбора как такового передо мной не стояло.

Там я занималась вплоть до окончания школы, выполнила норматив мастера спорта и поступила в Санкт-Петербургский индустриально-педагогический колледж. К сожалению, набора на художественную гимнастику в университет имени Лесгафта на тот момент не было.

Гимнастика всегда была смыслом моей жизни, моей целью и моей любовью.

— Художественная гимнастика является одним из самых «ранних» видов спорта. Какой оптимальный возраст для того, чтобы начать заниматься ею, а после какого возраста идти в этот спорт уже слишком поздно?

— Художественная гимнастика всегда была спортом юных, но последнее время наблюдается еще большее его омоложение. Если говорить о всероссийских стандартах, то в специализированные детско-юношеские школы набор детей начинается с шести лет. Безусловно, оздоровительной физкультурой и гимнастикой нужно заниматься с самого раннего возраста.

В таких уроках есть спортивные элементы — растяжка, работа с предметами на развитие координации — но это еще не специализация. Академия нашего прославленного тренера Ирины Винер начинает внедрять такого рода занятия уже в детских садах, с трех лет.

Но эти группы должны быть оздоровительными, не должно быть специальной направленности с изнурительными ежедневными тренировками.

Многие родители ошибочно думают, что, чем раньше ребенок научится делать тот или иной элемент — тем перспективнее он будет.

Однако, дети, которые приходят заниматься с пяти-шести лет, зачастую к семи уже догоняют того, кто начал раньше, но уже без лишних эмоциональных травм. От трех до пяти лет гимнастику надо преподавать в процессе игры.

Не должно быть места соревновательному элементу, только поощрительный — открытые уроки, праздники, групповые упражнения. Сначала необходимо взрастить в ребенке любовь к художественной гимнастике.

Как стать элитной гимнасткой: по шагам

— Принимаете ли вы всех желающих или проводите определенный отбор по росту, весу, задаткам и, возможно, даже внешним данным?

— Сейчас в Ханты-Мансийске очень много молодых тренеров, они начинают набирать, а не отбирать детей. Лет до десяти любому ребенку рекомендуется аниматься гимнастикой.

Читайте также:  Сделать оружие. поделки оружие своими руками - оригинальные советы, красивые фото идеи, пошаговые мастер-классы

Уже позднее, если он видит, что он не настолько гибкий и растянутый, либо чувствует склонность к другим, например, командным или циклическим видам спорта, он переходит в лыжи, биатлон или плавание. В любом случае, он придет туда подготовленным, растянутым, атлетичным. Поэтому я всем рекомендую заниматься гимнастикой в детстве.

С 4 до 5 лет идут ознакомительные занятия. По сути девочки заканчивают играть с куклами, а вместо кукол у них появляются мяч, обруч и скакалка. Необходимо привыкнуть работать в группе, слушать тренера. Специализация идет уже позднее.

Когда девочки достигают шестилетнего возраста, и можно начинать вводить спортивную направленность в тренировки, я отсматриваю всех желающих и выявляю перспективных. Критериями оценки являются рост, гибкость, психологическое желание ребенка и родителей.

— Всегда ли сразу становится ясно, способен ли ребенок «выстрелить», или для него художественная гимнастика останется лишь на уровне общефизической подготовки? Говорите ты вы об этом напрямую родителям воспитанниц?

— Об этом обязательно надо говорить, чтобы не получилось такого, что не сбылось то, чего ждали. Конечно, кто-то обижается, чувствует, что его недооценили, но это дело лично каждого, выбирать свою дорогу. Тем не менее, невозможно однозначно сказать, вырастет из ребенка чемпион или нет.

Когда  в 12 лет идет углубленная специализация и ребенок начинает выступать на первый взрослый разряд и кандидата в мастера спорта, здесь можно делать какие-то прогнозы, но и они будут неоднозначными. Всегда все решается свыше. Здоровье, финансовая составляющая, удача, умение пожертвовать учебой в школе — все это влияет на результат.

В пример приведу нашу спортсменку из Мегиона Юлию Кутлаеву 2003 года рождения. Сейчас Юлия попала в сборную России и тренируется в Москве. Хотя этот ребенок, будучи маленьким, все время стояла у нас на четвертых местах. Она «выстрелила» в 10-11 лет, развитие пошло семимильными шагами. Конечно, тренировки в Москве тоже принесли свой результат, повлияли и финансовые инвестиции, т.к.

Юлия не из богатой семьи, родители искали спонсора, который возьмет на себя часть расходов. Для успеха спортсменки, все параметры должны сойтись вместе.

Как стать элитной гимнасткой: по шагам

— Растяжка очень важна для гимнаста и занимает большую часть тренировки. Это довольно болезненный процесс. Как с этим справляются такие маленькие девочки?

— Знаете, бывает как раз наоборот, когда от природы у ребенка очень гибкие суставы и связки и растянуть его на шпагат легче, чем правильно закачать.

Бывает очень сложно научить девочку управлять всеми гибкими и растянутыми рычагами своего организма. В этом вопросе к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Конечно, бывают дети с очень тугими связками.

Об этом надо говорить и предупреждать. Важно не навредить ребенку. Не стоит забывать, что у нас детский спорт.

— В одной телевизионной рекламе товаров для детей звучит слоган «За каждым чемпионом стоит сильная мама». Насколько вы согласны с данным заявлением? Велика ли роль родителя в становлении ребенка как спортсмена?

Роль родителей здесь огромна. Мать девять месяцев носит ребенка под сердцем, она следит за его питанием, влияет на психологический настрой. Однако и переигрывать тоже не надо. Если вы доверяете тренеру, все равно за результат отвечает он. Должно быть безграничное доверие ему. Конечно, может возникнуть недопонимание, обиды, ссоры.

Всегда надо вести диалог, объяснять, слушать. Мы не можем знать всего, что происходит дома, а родитель не знает нюансов происходящего на тренировках. Ребенок может поделиться с тренером и с мамой совершенно разными вещами. Чтобы не навредить ребенку, нужно знать обе стороны. Кстати, это касается не только мам, но и пап.

Очень важно, чтобы оба родителя хотели одного и того же.

Преувеличить роль родителя на начальном этапе очень сложно. Это же касается и роли тренера. Для успеха должен сформироваться своего рода треугольник — родители, тренер и ребенок.

— Кстати, в роли мамы гимнастки вам тоже приходилось выступать. Ваша дочь Анастасия Орел сейчас тоже преподает художественную гимнастику. Сложно было выступать в роли и матери, и тренера одновременно?

— Да, тренировать своего ребенка очень сложно. В первую очередь это касается подросткового возраста. Уже когда ребенок достигает осмысления того, чего он действительно хочет, становится легко. Мама становится и тренером, и другом.

А пока идет подростковая борьба характера… Конечно, если бы мама была дома, а тренер в зале, у него было бы больше авторитета. И ребенок был бы с двух сторон обогрет теплом. А здесь один и тот же человек. Если поругался на тренировке, дома приходится находить пути примирения. Все-таки, подростки все воспринимают остро и с обидой.

Но, конечно, когда у меня родилась дочь, вопрос о том, к  какую спортивную секцию ее отдавать даже не стоял.

Как стать элитной гимнасткой: по шагам

— Насколько субъективным видом спорта является художественная гимнастика? Может ли внешняя красота спортсменки или, например, красивый купальник, повлиять на решение судей?

— Это все оговорено правилами соревнований. Судьями оценивается и купальник, и прическа, и фактурность спортсменки. Существуют таблицы соответствия роста и веса.

Однако гимнастка может быть очень фактурной, в очень дорогом купальнике, выступать под красивую музыку, но прежде всего изнутри у нее должна идти энергетика, девочка должна хотеть это делать. Например, Алина Кабаева всегда была иконой стиля в художественной гимнастике. По-моему, нет человека, который бы не знал это имя.

Но сказать про нее, что она была худышкой или длинноногой нельзя, зато она была очень гибкой и прыгучей. Эти два качества очень редко совмещаются в одной спортсменке.

— Кстати, о купальниках. Художественная гимнастика один из самых ярких видом спорта, в прямом смысле этого слова. Дорого ли обходится родителям участие девочек в соревнованиях?

-В бальных танцах существует правило, что до определенного возраста нельзя выступать в платьях с пайетками и камнями. У нас такого, к сожалению, нет. Конечно, сейчас купальники можно найти на разный кошелек. Задача тренера — с детства привить ребенку вкус, сделать так, чтобы родители не заказывали швее купальники усыпанные камнями.

Достаточно сшить интеллигентный купальник, который будет стоить недорого и не сделает дыру в семейном бюджете. Притом, когда ребенок еще не умеет двигаться в соответствии с дорогим костюмом, это выглядит некрасиво. Все должно гармонировать: уровень физической подготовки, и то, во что одета девочка.

Элегантный, скромный купальник более уместен на маленьких спортсменках.

Как стать элитной гимнасткой: по шагам

— Наверняка у ваших воспитанниц есть кумиры среди лидеров российской олимпийской сборной по худ. гимнастике. Будут ли девочки смотреть выступления наших прославленных гимнасток в Рио? Ставят ли они перед собой столь же высокие цели?

— Это, конечно, лучше спросить у них самих. Мне кажется, они пофамильно знают всю сборную России. Не только наши воспитанницы, я сама равняюсь на сборную страны.

Постоянно смотрю новые элементы, черпаю вдохновение, отмечаю, как работают над упражнением в эмоциональном плане. Золотые медали нашей российской сборной делают художественную гимнастику безусловным брендом.

Недостатка в желающих заниматься ею нет.

— Расскажите о зале в котором тренируются дети. Все ли в нем есть для занятий вашим видом спорта?

— В художественной гимнастике всегда есть нехватка специализированных залов. У нас зал тоже неспециализированный. По стандарту площадка должна быть 13 на 13 метров, а высота потолка – 15 метров.

Тем не менее, я считаю, что мы тренируемся в хороших условиях по сравнению с тем, что зачастую доводится видеть в других городах. У нас стационарный ковер, который регулярно чистится, а это очень важно, в зале всегда тепло.

Пусть зал у нас и нестандартный, но мы его любим и лелеем.

— Как в целом вы оцениваете уровень развития художественной гимнастики в регионе? Растет ли профессионализм спортсменов, тренерского состава? Какие серьезные соревнования с участием югорчан проходят в регионе и вне его?

— Бесспорно, большим шагом вперед для развития художественной гимнастики в регионе стало включение нашей спортсменки Юлии Кутлаевой в сборную России. Это наша первая звездочка. Надеюсь, она прославит наш округ.

Если говорить о соревнованиях, то на территории Югры проводится три открытых окружных турнира:  «Дебют» для совсем маленьких спортсменок до третьего взрослого разряда, «Югорские россыпи» и «Весна Победы», который в этом году проходил уже шестой раз и собрал рекордное количество участников – 280 гимнасток.

Также по округу проводятся открытое первенство города Сургута, открытое первенство Ханты-Мансийска, Кубок главы города Ханты-Мансийска, первенство и чемпионат Югры. На всех этих соревнованиях дети выполняют разряды до первого взрослого и кандидата в мастера спорта.

Хотелось бы, чтобы количество участниц турниров росло, но в индивидуальных дисциплинах это сделать довольно сложно, так как, чтобы отсмотреть всех участниц, требуется очень много времени. Это можно сделать за счет групповых упражнений. В них участвует шесть гимнасток, поэтому за две с половиной минуты можно отсмотреть сразу шесть спортсменок.

В индивидуальных соревнованиях это займет 20 минут. Кроме того, мы уже успели вырастить в округе свое поколение тренеров. Те девочки, которые сами были гимнастками, кандидатами в мастера спорта, сейчас работают тренерами и обучают новых спортсменок.

Как стать гимнасткой?

Многие родители, выбирая в какую спортивную секцию отдать свою дочку, останавливают свой выбор на художественной гимнастике.

Здесь нет ничего удивительного, ведь спортсменки-гимнастки в их спортивной форме выглядят просто потрясающе, а музыка, которая сопровождает их выступления, звучит всегда прекрасно и торжественно.

Понятное дело, родителям хочется, чтобы их дочурка выглядела не хуже.

По своей сути художественная гимнастика является сочетанием спорта и искусства.

Спортсменки, занимающиеся гимнастикой, должны иметь хорошее чувство ритма, обладать хорошей координацией, а также должны обладать развитым чувством прекрасного.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок заинтересовался этим спортом, посмотрите с ним соревнования по гимнастике, и ваша дочь обязательно спросит вас о том, как стать гимнасткой?

Чтобы достичь в гимнастике высоких результатов, необходимо сдать ребенка в секцию как можно раньше, лучше всего, если это будет возраст 5-6 лет. Мышцы ребенка в этом возрасте легко поддаются растяжке, так как они еще не потеряли своей пластичности.

Выбирая место, в котором будет тренироваться ваш ребенок чтобы стать гимнасткой, проанализируйте, каких именно результатов вы планируете достичь? Если вы мечтаете о том, чтобы ваша дочь стала гимнасткой для участия в международных турнирах, следует остановить свой выбор на специализированных спортивных школах.

В этих заведениях начинающие гимнастки регулярно и серьезно тренируются под наблюдением опытных педагогов. Это тяжелый труд, как для родителей, так и для тренера, но еще более тяжелый он для ребенка. Только приложив к тренировкам максимум усилий и стараний можно рассчитывать на успех в этом спорте.

Очень важно, чтобы между ребенком и тренером сразу же установился психологический контакт, ведь именно тренер заменит ему родителей на время поездок на сборы и соревнования.

Как стать элитной гимнасткой: по шагам

В том случае, если для вас не важны победы на турнирах, а хочется, чтобы ваш ребенок рос здоровым и гармонично развитым, будет вполне достаточно устроить его в ближайшую секцию гимнастики, в которой на ребенка будут оказываться меньшие нагрузки и предъявляться меньшие требования.

Обучение в таких секциях позволит выступать юной спортсменке на соревнованиях максимум районного или городского уровня, но если ее результаты будут высокими, то вполне возможно, что она попадет в поле зрения серьезных тренеров, которые сделают предложение перейти ей в секцию или школу более высокого уровня.

Многих родителей интересует вопрос о том, что могут дать занятия художественной гимнастикой ребенку? Если во главу угла ставятся только спортивные достижения, то вопрос снимается сам собой, но различных кружков, которые тренируют гимнасток множество, при этом только единицы из них способны вырастить будущую чемпионку.

Читайте также:  Ттх вепрь 308. Карабин Вепрь-308 — характеристики и отзыв

Художественная гимнастика является одним из наиболее разносторонних видов спорта, в котором физические нагрузки гармонично сочетаются с пластикой, гибкостью, музыкальностью.

Девочка, решившая стать гимнасткой, всегда выглядит прекрасно. Она будет иметь стройную фигуру, прекрасную осанку, плавные и красивые движения.

Согласитесь, что это важно как для девочек, так и для женщин, которыми они станут позже.

Занимавшиеся с раннего детства гимнастикой девочки повзрослев могут изменить свое увлечение. Вместо гимнастики они могут выбрать занятие танцами, а с их пластикой и подготовкой такой переход им будет осуществить очень просто.

Еще одно важное умение девочек, желающих узнать как стать гимнасткой — это умение преподнести себя. Под этим понимается правильная осанка, улыбка, жесты, отточенные на тренировках. Даже если дальнейшая карьера ребенка никак не будет связанна со спортом, эти умения останутся с ним навсегда.

Успехов вам и вашим детям!

На хрупких плечах будущего чемпиона: как из простых детей делают профессиональных гимнастов

 Overtime.lifeOvertime.life

Автор Overtime.life смог увидеть и оценить процесс лично.

Спорт не для слабонервных

История знает множество примеров неудачного завершения детских спортивных тренировок. Кто-то столкнулся с проблемами в самом начале пути, а кто-то уже будучи олимпийским чемпионом.

Звезда Зимних Олимпийских игр 2014 года Юлия Липницкая в 15 лет оказалась на грани своих психических и физических возможностей.

Подготовленная на самом высоком уровне юная фигуристка не смогла выдержать нагрузок и постоянных волнений. Виной этому, по большей мере, стал факт того, что она не до конца смогла удовлетворить российских болельщиков. Девушке не удалось завоевать медаль в одиночном катании и на Юлию свалилась огромная ноша в виде психологического давления. Все это вывело Липницкую из большого спорта.

Анорексия стала твердой точкой в ее спортивной карьере.

Трагедия в мире спортивной гимнастики произошла с Марией Засыпкиной.

Мария решила попробовать новый элемент без страховки и сломала позвоночник прямо на тренировке – гимнастка почти что «вошла» головой в пол.

Чудом врачи смогли поставить ее на ноги и даже разрешили вернуться в большой спорт, но Мария отказалась и завершила карьеру. Травма сильно повлияла на нее, она боялась снова ей подвергнуться. Из спорта Засыпкина ушла в 16 лет.

Одну из самых известных сегодняшних художественных гимнасток России Ляйсан Утяшеву в большой спорт тоже привели в раннем детстве.

Ее спортивная карьера была более продолжительна, чем у Липницкой и Засыпкиной, но тоже завершилась не по желанию спортсменки. Травма с костями ног, операция и уход из большого спорта.

Единственное, что отличает Ляйсан Утяшеву, это то, что она все равно осталась на виду зрителей и примерила роль ведущей на телевидении.

Хороший пример для тех, кто боится не справиться с нагрузками профессионального спорта – заработав авторитет в спорте и по какой-то причине уходя из него, можно просто сменить амплуа.

Люди будут рады видеть своих чемпионов в любой роли.

Художественная гимнастика

Чтобы разобраться: в каком режиме работают дети на тренировках, автор Overtime.life посетил секцию по художественной гимнастике в спортивном комплексе города Верхняя Пышма. Тренировка на тот момент проходила у самой младшей группы девочек.

Художественная гимнастика – один из самых зрелищных и изящных видов спорта, суть которого заключается в выполнении гимнастических и танцевальных упражнений. Гимнастки должны обладать хорошей гибкостью, растяжкой, высоким толчком, стройной фигурой, хорошей координацией движений.

Художественная гимнастика требует не только правильного, но и красивого исполнения движений. Она призвана доставлять удовольствие грацией и легкостью женского тела.

Холл спортивного комплекса. Группа девочек в гимнастических костюмах и с собранными в тугие шишки волосами. Каждой по 5-6 лет. Тяжелый беспрерывный труд — главная характеристика этих тренировок. Забегают в зал, готовят коврики и занимают позиции. Тренер, женщина 50-десяти лет, задала установку строжайшей дисциплины. Девочки не разговаривают, полностью увлечены делом.

Главное правило тренера – никаких поблажек, даже несмотря на слишком юный возраст спортсменок.

Девочка изо всех сил старается натянуть ногу, но не совсем получается. Тренер, без слов, берет ногу девочки и ставит в нужное положение. Да, ей больно, тяжело, но это мало важно – она должна зафиксировать правильное положение. И это правильно, иначе не добиться результата – обычно дети быстро сдаются. Размялись, начинают репетировать танец.

Если девочка ошибается, ее называют по фамилии. И это еще одна особенность профессионального спорта.

Таким обращением тренер показывает, что относится к своим ученицам, как к настоящим взрослым спортсменкам и ждет от них подобающего отношения.

Только видя это все своими глазами понимаешь, какой труд ложится на плечи маленьких девочек. Потом они будут без проблем делать батман тандю жэтэ (махи на высоту 45 градусов) и релеве (подъем на полупальцы), но сейчас они только движутся к этой цели и отдают на это все силы. Начальные тренировки становятся для девочек первым испытанием.

На первое занятие в группу для самых маленьких каждый год приходит около 50 человек (девочки 4-5 лет). К концу года остается всего 20, остальные отсеиваются в первый же месяц.

Причина в том, что многим не хватает терпения. Девочки не привыкли к таким колоссальным нагрузкам, они бояться совершить ошибку, рассердить тренера. В итоге, чтобы избежать этого, они просто сдаются и уходят. Остальные 20 продолжают борьбу за невероятную гибкость и гордый статус гимнастки.

Плюсы и минусы детского спорта с точки зрения психолога, которые помогут окончательно решить отдавать ребенка в профессиональный спорт или нет

Детский психолог Мещерякова Светлана Георгиевна

У человека есть такая особенность: когда он полностью занят, он чувствует себя значимым и важным обществу. Дети не исключение. Они видят как в них верят родители, как они выделяются среди других детей, занимаясь профессиональным спортом и именно это помогает им остаться и продолжать ходить на тренировки.

Плюс: Отдавая детей в большой спорт вы с детства приучаете его быть первым, стремиться стать лучше. И это качество останется с ним на всю жизнь.

Отдавая девочек в художественную гимнастику, вы приводите ее в мир, где она может почувствовать себя принцессой. И это происходит не только с этим видом спорта.

Плюс: Большой спорт дает детям возможность попасть в сказку. Девочки становятся танцующими принцессами, а мальчики, которые, например, занимаются боксом или карате героями мультика о богатырях. Спорт развивает фантазию.

Ставя высокие цели и уверенно идя к ним, можно добиться чего угодно. В том числе олимпийского чемпионства.

Плюс: Ваш ребенок может стать настоящей звездой. Это мечта многих родителей и история знает множество случаев, когда она сбывалась совершенно неожиданно. Спорт держит человека на виду, и в любой момент какой-нибудь выдающийся тренер может заметить вашего начинающего чемпиона.

Психологически детям гораздо тяжелее, чем физически. Они вынуждены выходить из зоны комфорта и выполнять требования, которые не под силу многим взрослым.

Минус: Психологические нагрузки, переживания, страхи которые ложатся на ребенка, могут вывести его из строя раньше, чем физические нагрузки на тренировках.

Не говоря уже про график, который отнимает все свободное время. Я занималась с большим количеством детей, которые совмещали учебу и профессиональный спорт, и большинство из них делали выбор между учебой и спортом.

Они не отказывались ни от уроков, ни от тренировок, а выбирали где они больше приложат усилий. Потому что одинаково вкладываться во все сразу невозможно. Большинство детей выбирали тренировки и «скатывались» по учебе.

Минус: У ребенка могут начаться проблемы с учебой.

Но самое важное в том, что как бы детям не было тяжело, они не уйдут до самой последней секунды. После многих лет работы с детьми, я поняла, что гордость у них ничуть не уступает взрослой, как и самооценка от разных неудач.

Мы недооцениваем детей. Чтобы добиться своей цели, они готовы сделать гораздо больше чем взрослые. Оттого велики и разочарования

Минус: Неудачно сложившаяся спортивная карьера может навсегда заставить ребенка сомневаться в собственных силах и значимости.

В профессиональный спорт приходят детьми. И уйдет ребенок из него калекой или станет олимпийским чемпионом предвидеть невозможно. В любом случае, спорт требует больших жертв, к которым готовы далеко не все.

Большое изображение-подложка

Автор overtime.life увидел, как проходят занятия в детских секциях

«Как я стала гимнасткой во взрослом возрасте». Три истории

Александра Ким, 31 год, Нижний Новгород

Призер отборочного тура по Приволжскому федеральному округу на чемпионате России по версии Федерации воздушной атлетики России 2015 года, тренер по гимнастике на воздушных полотнах, растяжке, ЛФК.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

«В феврале 2014 года я пришла на спектакль пластики и пантомимы «Дневники Евы», и там был номер на полотнах. Как потом оказалось, не очень сложный, но выступление меня поразило красотой и зрелищностью. Я решила, что хочу попробовать так же, и начала искать, где такому учат. Мне было 27 лет.

Итог первого занятия на полотнах был такой: я полнейшее «дерево», ничего не получается, но мне понравилось. Я сходила на три занятия, потом группы перестали набираться, и как-то все затихло.

Занятия возобновились через два месяца уже в другом зале, и тут понеслось: я не пропускала ни одной тренировки, начала ходить на растяжку.

Примерно через полгода я ушла в другой зал, с более высокими потолками, чтобы делать более сложные трюки и обрывы. Там я ходила на все тренировки, шесть дней в неделю, каждый вечер. Через год эта студия открыла второй зал, и меня пригласили преподавать в группы новичков.

На тот момент у меня еще не было профильного образования, но я переняла подход у своего первого тренера: каждого человека нужно оценивать, исходя из его физических возможностей и желания, а не давать всем одинаковую программу. Поэтому страшно не было. Если что-то не получается — нужно разобрать проблему и попробовать по-другому.

Важно понимать, что люди анатомически не одинаковы — у всех разные данные. Так же как спортивная гимнастика, воздушные полотна и вообще цирковые дисциплины — это опасный спорт.

Я выступала на нескольких соревнованиях для любителей, занимала призовые места, но быстро бросила: мне не близок аспект гонки и демонстрация сухих элементов, а важна художественная часть — номер должен о чем-то рассказывать, у него должна быть идея, это должно быть красиво.

Преподавать мне понравилось, и в 2015 году я поступила на факультет физической культуры и спорта для изучения основ, так как понимала, что когда-нибудь выберу тренерство как основную работу. Занимаюсь преимущественно со взрослыми.

Но здоровых взрослых практически нет — у всех какие-то повреждения, травмы, и все это надо учитывать и находить к каждому подход.

Поэтому в 2016 году я ушла с основной работы в офисе, где работала заместителем директора, и поступила в медицинский колледж.

Это был прыжок в неизвестность. Переходный период дался тяжело — тренерская работа не приносила никаких денег для выживания, сначала мне помогал молодой человек и родители.

Когда тебе 18–20 лет, это воспринимается спокойно, но когда тебе почти 30, наступает величайшая ломка: вроде бы ты занимаешься любимым делом, но оно тебя финансово не обеспечивает. Кто-то говорит, что деньги в жизни — это не главное. Не самое главное, но с ними чувствуешь себя как-то увереннее.

В какой-то момент я думала, что придется вернуться в офис, но через три месяца мне предложили должность преподавателя ЛФК. Я прошла стажировку, попробовала все на себе и работаю там до сих пор.

Семья, конечно, не в восторге от того, что я занимаюсь таким экстремальным видом спорта, особенно папа — считает, что в моем возрасте уже поздно. Меня пилили первый год, пилили второй, молча пилили третий. Сейчас они видят, что моя деятельность успешно продолжается и прекращать я не собираюсь, так что уже смирились. Только иногда спрашивают: «Все нормально?» Я отвечаю: «Да».

Читайте также:  Как предотвратить грибок ногтей

Сейчас я преподаю гимнастику на воздушных полотнах, растяжку, ЛФК и параллельно учусь в медицинском колледже. Возможно, освою структуру групповых программ и функционального тренинга, чтобы вводить элементы оттуда в свои тренировки».

Наталия Смыслова, 24 года, Москва

Чемпионка Европы на воздушном кольце и воздушных полотнах по версии Федерации воздушной атлетики России 2015 года. Пятикратный победитель и четырехкратный призер Кубка и первенства России и СНГ по воздушно-спортивному эквилибру. Тренер по акробатике на воздушных полотнах, кольце и оригинальных снарядах.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

«Началось все со студии танцев и пилона. Я походила на него месяц, и это было ужасно, ничего не получалось, но заниматься хотелось. Потом начались летние каникулы, я уехала домой в Нижний Новгород и о спорте подзабыла.

А вернувшись, начала искать другую студию и нашла как раз рядом со своим университетом. Там оказались еще воздушное кольцо и полотна, и я решила посмотреть, что это такое. Потом увидела выступление гимнастки Елены Гатиловой и захотела научиться так же.

Один раз сходила на кольцо и поняла, что это мое.

Дальше события развивались очень быстро, и через два месяца мне предложили выступить на отчетном концерте. Из-за того, что раньше я занималась танцами, у меня был шпагат, но не хватало сил. Кроме того, у меня подвижные суставы — растянуться было несложно, хотя и без травм не обошлось.

Потом я взяла призовое место на Кубке любителей, и мой тренер сказал, что надо готовиться в категорию профи и для номера нужно делать обрыв с падением на колени. Я падала каждую тренировку, и в какой-то момент у меня появился панический страх. После этого к кольцу я не подходила больше года.

Полотна сначала вообще не впечатлили: казались сложными, а на эти намотки неинтересно смотреть. Тренироваться на них я начала только через девять месяцев — решила попробовать для разнообразия — и занималась непрерывно целый год.

На Кубке любителей, который проходил через год, ко мне подошла девушка и сказала, что ей очень нравятся мои номера, я вдохновила ее заниматься кольцом тоже. Я вернулась на этот снаряд. После этого было решено выступать сразу в двух категориях: и на кольце, и на полотне. Номер на полотнах я провалила, а на кольце взяла первое место.

Я была студенткой и, чтобы подработать, пошла в тренеры. Немного стыдно это говорить, ведь люди не особо хорошо относятся к тренерам, которые работают ради денег.

Мне было ужасно страшно. У меня не было какой-то серьезной подготовки, я переживала, что кто-нибудь упадет, что будут задавать вопросы, на которые я не могу ответить. Но когда ты начинаешь тренировать, то учишься сам и узнаешь много нового. В мою группу ходило не много людей, и с нового года ее закрыли. Вроде бы меня хвалили, но народа было мало, и я чувствовала себя виноватой.

Через месяц подруга мне скинула вакансию тренера в Школе Елены Марсо. Сначала я боялась туда идти, но в итоге написала управляющей, и меня просто взяли. Я думала, что будет собеседование, может, придется что-то делать, показывать сертификаты, которых у меня, разумеется, не было. А мне просто дали вести занятия.

Только спустя пару лет я узнала правду, почему меня взяли. Администратор студии занималась на кольце, и управляющая спросила у нее, может быть, она знает, что за девочка просится к ним в тренеры? А она ответила: «Это же Наташа Смыслова, я видела ее выступления, она очень крутая, бери ее!»

Я люблю чемпионаты: мне интереснее, когда мои выступления смотрят профессионалы и люди, которые в этом понимают. Хотя меня уже ругают, мол, зачем ты продолжаешь соревноваться, уже кубки ставить некуда. Потому что когда ты выступаешь в шоу, ты не отрабатываешь тот максимум, который можешь показать, зрителю это не нужно. Поэтому я никогда не стремилась стать артисткой.

Я всегда хотела стать учителем и недолго преподавала в Литературном институте, занималась с детскими группами выходного дня. Но за двумя зайцами не погонишься, и в 2017 году я окончательно выбрала спорт — и близкие, и коллеги меня поддержали.

Летом того же года мне написала Иоланта Страдомскайте, руководитель танцевально-циркового ансамбля «Лондо-шоу», что я нравлюсь как исполнитель, спросила, не хочу ли я у них поработать. Тогда я была в разъездах и не смогла ответить на ее предложение, но перед Новым годом мне удалось поучаствовать в одном шоу в дуэте на полотнах.

Скоро я уезжаю в Корею на два месяца работать тренером, ближайший соревновательный сезон пропускаю, но на нем будут выступать мои ученицы. Сейчас мне больше нравится преподавать и вести мастер-классы».

Евгения Кияненко, 25 лет, Москва

Призер VIII Кубка России и СНГ по воздушно-спортивному эквилибру 2016 года, победитель III Международного первенства России и СНГ по воздушно-спортивному эквилибру 2015 года. Тренер по акробатике на воздушных полотнах, кольце и оригинальных снарядах.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

«В акробатику я пришла года три-четыре назад. До этого почти всю жизнь занималась конным спортом, но когда мне исполнилось 18 лет, пришлось уйти из детской секции, а на серьезный спорт времени не хватало.

Я искала направление, где можно заниматься в одежде (для выполнения трюков в пол-дэнс важно сцепление голой кожи с пилоном, поэтому тренируются в коротких топах и мини-шортах. — Прим. ред.

) и есть силовые нагрузки.

Через год я попала в школу недалеко от дома, где начала заниматься на воздушных полотнах и даже участвовала в соревнованиях, но тренер не особо в меня верила. Я часто расстраивалась — вроде что-то делаешь, работаешь, но «не идет».

Потом я ушла к другому тренеру в Школу Елены Марсо и начала уже серьезно повышать свой уровень — занималась около полутора лет почти каждый день. Мой тренер окончила цирковое училище и работала в цирке.

Это был совершенно другой подход к тренировкам: мне дали хорошую базу, многие приемы я потом начала использовать уже на своих занятиях. Однажды меня попросили подменить тренера в другом филиале студии.

После этого мне предложили постоянное место.

На тот момент я перешла на заочное отделение в юридической академии, и мне предложили работать в Фонде развития промышленности.

Там я занималась сопровождением всех документов, попадающих в министерство, отчетностью, отслеживала изменения в законодательстве.

Переживала, как буду все успевать, но основная работа и студия находились недалеко друг от друга, и мне удалось совмещать. Это продлилось три года.

Сначала было легко, но потом фонд разросся, появились новые департаменты, меня повысили, и работы стало так много, что я не успевала ничего.

Из-за многоуровневой системы и большого количества начальников у нас была не совсем здоровая обстановка на основной работе, и иногда от перенапряжения я просто сидела в машине и плакала.

Но там была хорошая зарплата, и это держало. А потом случился нервный срыв.

Я понимала, что дальше лить слезы просто не могу. В разгар подготовки к соревнованиям люди, которые хотели заниматься со мной, не могли этого сделать и уходили к другим тренерам. Я не могла позволить, чтобы люди, которых я вырастила с нуля и обучила всему, стали готовиться у кого-то другого.

Я закрыла кредит, разрешила основные финансовые вопросы и уволилась. Когда ты возвращаешься с работы с мыслью, что не хочешь вставать утром и хочешь только спать, это не дело.

Несмотря на то что тренировочный день начинается с часу дня и заканчивается иногда глубокой ночью, я понимаю, что день прожит не зря, и чувствую себя счастливой.

На фоне нервного срыва у меня начались проблемы с суставами: однажды я проснулась с сильными отеками на руках и ногах, не могла одеваться сама, водить машину, постоянно ходила в ортезах. Врачи сначала ставили диагноз «артрит», но анализы и МРТ этого не подтверждали. Пальцы опухали и кривились, я лежала в больницах, ходила к реабилитологу.

Восстановление заняло примерно год, с лета 2016-го по июль 2017-го я вообще не занималась. Потом снова начала тренироваться, хотя морально и физически было тяжело. Сначала было страшно и больно: руки не сгибались, сил не было, но потихоньку я начала восстанавливаться.

Сейчас я занимаюсь с Анжелой Кулагиной, и однажды она мне сказала, что травмы есть у всех, давать знать о себе они будут всегда и нужно просто принять эту боль. Но когда я не делаю вообще ничего, то болит еще больше, а когда есть нагрузка, то я чувствую себя нормально.

В рамках школы я прошла аттестацию как тренер, изучила базу, основы анатомии и травмы.

Если я чего-то не знаю, то всегда подхожу к более опытным тренерам и советуюсь, так как они знают больше, не вижу в этом ничего зазорного.

Есть такие люди, которые думают, что и так все знают, но я считаю, что так нельзя, ведь всегда найдется более компетентный специалист. Так что пока учусь на практике, но в будущем хочу получить спортивное образование.

Большинство моих учеников занимают призовые места на соревнованиях, когда люди приходят и говорят: «Мы хотим выигрывать», я начинаю готовить их к выступлению. Но у меня самой нет таких данных. Я не могу растянуться: из-за конного спорта у меня жесткие мышцы, разъехаться на шпагат невозможно. Без хорошей растяжки сложно гармонично смотреться в воздухе.

Недавно мне позвонили из продюсерского центра Ильи Авербуха и попросили выступить, было безумно приятно: эта атмосфера, все на тебя смотрят… Мне нравится выступать: люблю быть на сцене, в костюме, в стразах, когда все вокруг хлопают. Но я понимаю, что для постоянных выступлений нужно иметь больше природных данных.

Основные проблемы взрослых, которые приходят в воздушную гимнастику, — время, финансы и здоровье, знаю это по себе. Люди приходят на тренировки после работы, уставшие.

Кроме того, не у всех есть возможность регулярно оплачивать абонемент, аренду зала и занятия с тренером — я сама много денег трачу на занятия с разными тренерами. Ну и взрослому тяжелее будет даваться большинство трюков, чем детям и подросткам.

Но у всех разные данные: кто-то приходит и уже на втором занятии садится на шпагат, занимается и показывает результаты.

Все говорят, что у меня талант тренера: я могу взять человека «с пола», научить его — и он будет показывать результаты. Но все равно иногда я жестко общаюсь с людьми, хотя понимаю, что это мое нереализованное желание стоять на пьедестале. Это такой противоречивый момент: я готовлю чемпионов, но самой мне тоже иногда хочется быть в их числе.

Сейчас я готовлю учеников к новому соревновательному сезону, занимаюсь сама. Я состою в оргкомитете Федерации спортивной хореографии и скоро буду проходить аттестацию на судью. В мае хочу показать номер на воздушных ремнях и доказать себе, что я еще могу достойно выступить». 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector