Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3

Чтобы измерить расстояние по плану, карте или глобусу, нужно знать, что такое масштаб и уметь им пользоваться. Масштаб – одна из основных математических составляющих любой географической модели Земли, он показывает, во сколько раз уменьшены все расстояния на карте по сравнению с теми же расстояниями на местности.

Если масштабирование не произвести, то никакой бумаги не хватит, чтобы изобразить на ней даже небольшой участок поверхности. На старинных картах размеры и расстояния уменьшены в неодинаковое количество раз, поэтому по ним можно узнать очертания объектов, но не их величину.

Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3

Как обозначается масштаб?

Масштаб плана или карты всегда один, но указываться он может тремя разными способами. Способы обозначения масштаба следующие:

  • численные;
  • именованные;
  • графические (линейные и поперечные).

Численный масштаб имеет вид дроби, например 1:1000, числитель которой показывает единицу измерения на карте, а знаменатель – во сколько раз она уменьшена по сравнению с действительным расстоянием, второе число называется величиной масштаба.

Масштаб 1:1000 нужно читать так «один к тысячи», а обозначает он, что 1см на плане соответствует 1000 см на местности. То есть этот масштаб показывает, что действительное расстояние уменьшено в 1000 раз. Числитель и знаменатель дроби численного масштаба указываются в одинаковых единицах – в сантиметрах, ведь у дроби всегда так.

Чем больше знаменатель дроби, тем меньше сама дробь, а значит, мельче масштаб. Например, масштаб 1 : 100 000 мельче, чем масштаб 1:10 000.

Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3Масштаб топографическтй карты

Но, зная математику, мы легко можем перевести сантиметры  в метры или километры. Чтобы делать это быстрее, переводя в метры, просто зачёркиваем 2 нуля, так как в 1м – 100 см, а в километры – убираем 5 нулей. Пример: 1:1000 – убираем 2 нуля и получаем 10 метров.

Если масштаб один к ста тысячам, например, тогда уже можно перевести знаменатель и в километры – 1:100 000, для этого уберём 5 нулей, потому что в 1 км 100 000 см.

Получим, что в 1 см на карте 10 км на местности, а это будет уже другой вид масштаба – именованный.

Именованный масштаб указывается на всех картах, он дополняется словами. В 1 см – 10 м, 10 м – это величина масштаба. Для примера переведём численный масштаб в именованный, пользуясь правилом, обсуждаемым выше:

  • 1:25 000 000 – 1см-250 км;
  • 1:10 000 000 – 1см-100 км;
  • 1:20 000 – 1см-200 м.

При необходимости обратного перевода добавляем те же нули, при переводе километров в сантиметры добавим 5 нулей, метров в сантиметры – 2 нуля. Например:

  • 1 см-300 м – это 1:30 000;
  • 1см-250 км – это 1:25 000 000.

Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3
Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3
Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3

Для непосредственного определения расстояния по картам и планам служит линейный масштаб. Это график, помещаемый внизу карты в виде линейки (масштабная линейка), в России она разделёна на сантиметры.

Справа от нуля у каждого деления линейки подписано истинное расстояние на местности, равное одному, двум или нескольким величинам масштаба.

Слева от нуля сантиметр линейки разбивают на меньшие деления, например на миллиметры, для получения более точных результатов.

Как измерять расстояние по карте, плану или глобусу?

Измерять расстояния можно при помощи масштаба или градусной сетки (на плане её нет). Второй способ мы изучим немного позднее. Чтобы узнать расстояние на местности, нужно расстояние между двумя точками на карте или плане измерить при помощи линейки (этот способ подходит для прямых линий, для извилистых пользуются курвиметром или измерением малым раствором циркуля).

Измерения нужно производить очень точно, учитывая миллиметры. Затем полученные данные умножить на величину масштаба.

Например, если при измерении мы получили расстояние 1,4 см, а масштаб карты в 1см 10 000 км, нужно умножить 1,4 на 10 000, получится 14 000 км – это и есть расстояние на местности.

Нужно знать, что мы узнаём не действительное расстояние, а его проекцию. Линия на карте может иметь разные неточности в связи с углом наклона земной поверхности.

Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3

При помощи линейного масштаба измеряют расстояние линейкой или циркулем, переносят это расстояние на масштабную линейку и без дополнительных расчетов получают искомое расстояние. При этом неизбежны ошибки, которые зависят от масштаба и проекции карты. Чем крупнее масштаб карты, тем точнее измеренные расстояния.

Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3

Глобус – объёмная модель Земли. Он показывает шарообразную форму нашей планеты. На нём все объекты изображены в неискажённом виде. В отличие от карты, они сохраняют свою форму, площадь, длину.

Направления на глобусе совпадают с направлениями на Земле. У глобуса всюду один и тот же масштаб, который обычно надписывается в южной части Тихого океана. Масштабы школьных глобусов очень мелкие: 1:50 000 000, т. е.

в 1 см – 500 км, истинное расстояние на нём уменьшается в 50 миллионов раз.

Для определения расстояний по глобусу надо ниткой или полоской бумаги измерить расстояние между заданными пунктами и, зная масштаб глобуса, вычислить истинное расстояние с помощью пропорции, как по обычной карте.

Масштаб и классификация карт по нему

Чем больший участок Земли нужно изобразить, тем в большее количество раз нужно уменьшить расстояния на карте по сравнению с действительным. На такой карте все подробности не покажешь, для этого она слишком мелкомасштабна. Приходится отбирать только те объекты, которые важны именно для цели выполняемой данной картой – этот процесс называется географической генерализацией.

Подробно можно показать небольшую площадь, посёлок, район, город. Тут будет видны уже и форма и размер зданий, расположение лесопарков, небольшие реки и др. Это возможно потому, что расстояния уменьшены несильно, масштаб карты достаточно крупный.

Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3

По масштабу карты делят на:

  • мелкомасштабные (обзорные) — с масштабом менее 1: 1 000 000;
  • среднемасштабные (обзорно-топографические) – в пределах 1: 200 000 до 1: 1 000 000;
  • крупномасштабные (топографические) – от 1: 200 000 до 1: 10 000.

Нужно запомнить правило: чем больше величина масштаба, тем мельче масштаб карты, чем крупнее масштаб, тем подробнее карта.

Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3

Урок 3. масштаб — Математика — 6 класс — Российская электронная школа

  • Математика
  • 6 класс
  • Урок № 3
  • Масштаб
  • Перечень рассматриваемых вопросов:
  1. Понятие масштаба.
  2. Находить масштаб по заданному расстоянию на местности и расстоянию на карте (плане).

  3. При заданном масштабе и расстоянии на местности определять расстояние на карте (плане).
  4. При заданном масштабе и расстоянии на карте (плане) определять расстояние на местности.

  1. Тезаурус
  2. Частное двух не равных нулю чисел a и b называется отношением чисел a и b.
  3. Числа a и b называются членами отношения.
  4. Отношения 2 к 3 и 3 к 2 называются взаимно обратными.

Отношение величин одного наименования (длины, скорости, стоимости и т. д., выраженных одинаковыми единицами измерения) есть число.

Отношение величин различных наименований (пути и времени, стоимости товара и его количества, массы тела и его объёма и т. д.) есть новая величина.

  • Масштаб – это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.
  • Масштаб, выраженный отношением чисел, называется численным.
  • Основная литература
  1. Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. — М.: Просвещение, 2017. — 258 с.

Дополнительная литература

  1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2009. — 142с.
  2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014. — 95с.
  1. Теоретический материал для самостоятельного изучения
  2. Сегодня мы с вами разберём, что означает масштаб.
  3. Давайте сначала вспомним, что отношение величин одного наименования – это число.
  4. Составим отношения:
Читайте также:  Признаки теплового удара первая помощь при тепловом ударе. первая помощь при тепловом ударе

Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3

Все мы хорошо знаем, что участки земной поверхности, детали машин и многое другое изображается на бумаге в уменьшенном виде.

Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3

  • Масштаб – это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности.
  • Рассмотрим пример:
  • Длина отрезка на карте равна 8 см.

Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3

  1. Ответ: 800 м.
  2. Ещё один пример:
  3. Длина отрезка на местности равна 130 километров.

Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3

Ответ: 13 см.

Что же означает данный масштаб:

Говорят: карта сделана в масштабе одна двухтысячная. Объект на карте уменьшен в 2000 раз.

Что будет означать такой масштаб:

Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3

Рассмотрим ещё несколько примеров.

Огород имеет вид прямоугольника, длина которого 60 м, а ширина 10 м.

Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3

Ответ: Огород на плане будет иметь размеры: ширина 20 см, длина 12 см.

Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3

Разбор заданий тренировочного модуля

№ 1. Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств.

Расстояние между двумя городами равно 150 км. Определите расстояние между изображениями этих городов на карте при трёх разных масштабах карты.

Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3

№ 2. Тип задания: Выбор элемента из выпадающего списка.

Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3

Значит, выбираем ответ 15 км.

Масштабы городов. Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Урок 3

Географическая карта различных масштабов это уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, построенное в определенной картографическойпроекции. По содержанию географические карты подразделяются на общегеографические и специальные (тематические). 

Классификация и назначение топографических карт, планы городов и специальные карты

На общегеографических картах изображаются с полнотой, зависящей от масштаба карты, все основные элементы местности без особого выделения каких-либо из них.

На специальных (тематических) картах с большей детальностью отображаются некоторые элементы местности или наносятся специальные данные, не показанные на общегеографических картах.

К специальным картам относятся исторические, экономические, политико-административные, гидрологические, геологические, дорожные и другие.

Топографические карты — общегеографические карты масштабов 1:1 000 000 и крупнее, подробно изображающие местность. Они издаются отдельными листами определенных размеров и установленных масштабов.

Размеры листа карты в километрах означают: первое число — протяженность с севера на юг, этот размер является практически постоянным для любой широты.

Второе число — протяженность с востока на запад, этот размер с увеличением широты постепенно уменьшается.

Для карт масштабов 1:25 000 — 1:200 000 боковые стороны рамки составляют от 36,86 см на экваторе до 37,14 см на широте 60 градусов, а нижняя (южная) сторона — от 55,66 см на экваторе до 27,9 см на широте 60 градусов.

Классификация топографических карт

Топографические карты используются как при решении народно-хозяйственных задач, так и для нужд обороны страны. Используемые ввойсках топографические карты подразделяются на крупномасштабные (1:25 000, 1:50 000), среднемасштабные (1:100 000, 1:200 000) и мелкомасштабные (1:500 000, 1:1 000 000).

Назначение топографических карт

Топографические карты служат основным источником информации оместности и используются для ее изучения, определениярасстояний и площадей,дирекционных углов, координат различных объектов и решения других измерительных задач. Они широко применяются при управлении войсками, а также в качестве основы для боевых графических документов и специальных карт.

Топографические карты (преимущественно карты масштабов 1:100 000 и 1:200 000) служат основным средством ориентирования на марше и в бою.

Карта масштаба 1:25 000 предназначается для детального изучения отдельных участков местности (при форсировании водных преград, десантировании и в других случаях), выполнения точных измерений, а также для расчетов при строительстве военно-инженерных сооружений и военных объектов.

  • Карты масштабов 1:50 000 и 1:100 000 предназначаются для детального изучения местности и оценки ее тактических свойств при планировании и подготовке боевых действий, управления войсками в бою,целеуказания и ориентирования на поле боя, определения координат огневых (стартовых) позиций, средств разведки, целей и выполнения необходимых измерений и расчетов.
  • Карта масштаба 1:200 000 предназначается для изучения и оценки местности при планировании и подготовке боевых действий всех родов войск, управления войсками в операции (бою), планирования передвижения войск и ориентирования на местности при совершении марша.
  • Карты масштабов 1:500 000 и 1:1 000 000 предназначаются для изучения и оценки общего характера местности при подготовке и ведении операций, а также используются авиацией в качестве полетных карт.

Планы городов и специальные карты

План (топографический)— изображение небольшого участка или объекта местности на бумаге. Планы составляются обычно в крупных масштабах. Местность на них характеризуется более детально, чем на картах соответствующих масштабов.

Планы городов (крупных поселков городского типа, железнодорожных узлов) создаются в масштабах 1:10 000 и 1:25 000. Они предназначаются для детального изучения городов и ближайших подходов к ним, ориентирования и целеуказания, управления войсками в ходе боя за город, а также для выполнения точных измерений и расчетов.

На плане города помещаются данные не только о наземных, но и подземных объектах (метро, канализация, коллекторы связи и т. п.

), указываются наименования улиц (непосредственно на плане, а также списком на полях с обозначением их места по квадратам километровой сетки), перечень важнейших объектов, а также справка, характеризующая данный пункт в экономическом и военном отношении. Планы городов создаются в проекции Гаусса и по точности соответствуют топографическим картам тех же масштабов.

Специальные карты, используемые в штабах и войсках, создаются заблаговременно в мирное время или при подготовке и в ходе боевых действий. К специальным картам, изготовляемым заблаговременно, относятся обзорно-географические, бланковые, аэронавигационные, карты путей сообщения, водных рубежей, рельефные и др.

Специальные карты, изготовляемые при подготовке и в ходе боевых действий, предназначаются для детального изучения местности и ее отдельных элементов на данный период времени. К ним относятся карты изменений местности в районе ядерного взрыва, карты участков рек, горных проходов и перевалов, зон затопляемости, источников водоснабжения и др.

Обзорно-географические карты в прямоугольных рамках

Создаются в масштабах 1:500 000, 1:1 000 000, 1:2 500 000, 1:5 000 000, 1:10 000 000 и предназначаются для изучения местности театров военных действий, отдельных районов и операционных направлений.

Карты имеют стандартные размеры листов (по внутренней рамке 80×90 см).

Общая нагрузка содержания обзорно-географических карт масштабов 1:500 000 и 1:1 000 000 примерно на 30% меньше топографических карт соответствующих масштабов.

Бланковые карты

Предназначаются для изготовления информационных, боевых иразведывательных документов. По содержанию они являются копиями обзорно-географических или топографических карт соответствующего масштаба, но печатаются сокращенным количеством красок или одной краской ослабленных тонов.

Аэронавигационные карты

Предназначаются для подготовки и выполнения полетов авиации. Картографические проекции и масштабы карт, их содержание и оформление соответствуют требованиям аэронавигации.

Карты путей сообщения масштаба 1:500 000 и автодорожные карты масштаба 1:1 000 000

Предназначаются для планирования и осуществления передвижения войск и организации воинских перевозок. Они содержат более детальные технические и эксплуатационные характеристики дорожной сети по сравнению с топографическими картами соответствующих масштабов.

Карты водных рубежей

Предназначаются для детального изучения рек иподступов к ним. Они составляются на основе топографических карт масштабов 1:100 000 и 1:200 000. На картах помещаются фотоснимки крупных мостов, плотин и других водных объектов.

Читайте также:  Как выживание в лесу. Как выжить в лесу?

Рельефные карты

Изготовляются, как правило, на горные районы в масштабах 1:500 000 и 1:1 000 000. Они предназначаются для изучения и оценки рельефа местности при планировании боевых действий войск. Содержание рельефных карт такое же, как и топографических карт соответствующего масштаба, но рельеф на них дан объемно, при этом вертикальный масштаб всегда крупнее горизонтального.

Карты изменений местности в районах ядерных взрывов

Представляют собой топографические карты масштабов 1:100 000 и 1:200 000, в которые впечатаны данные, характеризующие происшедшие изменения местности (разрушенные населенные пункты,завалы в лесах, затопленные и заболоченные участки местности и т. п.).

Карты участков рек

Предназначаются для детального изучения и оценки местности районов, намеченных для форсирования рек. Они издаются путем впечатки дополнительных сведений об участке реки в тиражные или бланковые оттиски топографической карты масштаба 1:25 000 или 1:50 000.

Карты горных проходов и перевалов (масштабов 1:50 000 или 1:100 000)

Предназначаются для детального изучениягорной местности и выбора наиболее удобных путей преодоления горных систем или для организации их обороны. На картах даются подробные характеристики перевалов и проходов.

Карты зон затопляемости

Предназначаются для информации войск и штабов о возможных или фактических последствиях разрушения гидротехнических сооружений. Они издаются в масштабах 1:50 000-1:200 000 путем впечатки условного обозначения районов затопления в тиражные или бланковые оттиски топографических карт.

Карты источников водоснабжения

Предназначаются для изученияводоисточников, планирования и организации водоснабжения войск в пустынных и других бедных водой районах. Они издаются путем впечатки количественных и качественных данных о водоисточниках в тиражные оттиски топографической карты масштаба 1:100 000 или 1:200 000.

Морские карты

Это специальныекарты морей и океанов. Важнейшими и наиболее распространенными являются навигационные морские карты, предназначенные для вождения судов.

Содержание их: рельеф дна, изображенный изобатами и отметками, характеристика грунтов, очертание и характеристика берегов, рельеф и выдающиеся ориентиры на берегу, морские пути, опасности для плавания (отмели, рифы, скалы, буруны), навигационные знаки (маяки, створные знаки), сведения о магнитном склонении, элементы гидрологии (течения, приливы, границы льдов).

Морские карты включают частные карты (масштабов 1:25 000—1:100 000), путевые карты (масштабов 1:100 000—1:500 000), генеральные и обзорные (масштабов 1:500 000 и мельче). Содержание морских навигационных карт дополняют и поясняют лоции.

Лоцманские карты

Предназначаются для вождения судов и проектирования гидротехнических сооружений на реках. Примерные масштабы карт и высота сечения изобат указаны в таблице. Лоцманские карты содержат подробные сведения о береговой линии, глубинах, подводных препятствиях, навигационных знаках.

Глубины показываются изобатами и отметками. Счет глубин ведется от уровня воды в межень. Лоцманская карта используется вместе с лоцией реки.

По материалам книги Справочник по военной топографии. А. М. Говорухин, А. М. Куприн, А. Н. Коваленко, М. В. Гамезо.

Сценарий урока географии в 5-м классе на тему: "Масштаб и его виды"

  • Сценарий урока географии в 5-м классе на тему: «Масштаб и его виды»
  • Цель урока: Дать понятие о масштабе, научить решать задачи на измерение расстояний с помощью масштаба.
  • Задачи: сформировать понятие «масштаб»; знания о видах масштаба; умение определять расстояния с помощью масштаба.

Основное содержание: Масштаб. Виды записи масштаба.

Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

  1. Основные понятия и термины: масштаб, виды масштаба.
  2. Планируемые результаты:
  3. — личностные: Осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
  4. — метапредметные: определять численный, именованный и линейный масштаб, анализировать иллюстративно-справочный материал и уметь применять разные виды масштаба.
  5. — предметныезнать виды масштаба, уметь измерять расстояния по планам, картам и глобусу с помощью масштаба.
  6. Универсальные учебные действия:
  7. — личностные: представление о масштабах и их применении.
  8. — регулятивныепринимать и формулировать учебную проблему;
  9. — познавательные:умение определять расстояние с помощью масштаба по планам, картам и глобусу.
  10. — коммуникативныеумение работать в группах при выполнении развивающего задания – определение расстояний по заданному маршруту.
  11. Тип урока: изучение нового материала
  12. Формы работы учащихся: индивидуальные, парная, групповая.
  13. Оборудование: глобус, план местности, физическая карта России, физическая карта полушарий, атласы, рисунки учебника, рабочие тетради, циркуль, линейка.
  14. Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация. Введение понятия масштаб. Целеполагание

Учитель:  Послушайте сказку. Чтение сказки про карту в масштабе 1:1 и определите проблему.

Жил-был Капризный Король. Однажды, объехав своё королевство, он увидел, как велика и прекрасна его земля. Он возгордился своими владениями и захотел, чтобы весь мир узнал о них.

И вот, Капризный Король приказал картографам создать карту королевства.

Картографы трудились целый год и, наконец, преподнесли Королю замечательную карту, на которой были обозначены высокие горы, крупные города и большие озёра и реки.

Однако Капризный Король остался недоволен. Он хотел видеть на карте не только высокие горы, и крупные города, но и более мелкие. Он хотел видеть небольшие речки, впадающие в реки. Картографы вновь принялись за работу, трудились много лет и нарисовали другую карту, размером в два раза больше предыдущей.

Но тогда Король пожелал, чтобы на карте были видны перевалы между горными вершинами, маленькие озерца в лесах, ручейки. Картографы рисовали все новые и новые карты. Короли менялись, а карта все составлялась и составлялась.

Каждый король нанимал новых картографов для составления карты королевства, но всякий раз оставался недоволен плодами труда, находя карту недостаточно подробной.

Наконец картографы нарисовали Невероятную карту. Карта изображала всё королевство в мельчайших подробностях — и была точно такого же размера, как само королевство. Теперь уже никто не мог найти различия между картой и королевством.

Где же собирались хранить Капризные Короли свою замечательную карту? Ларца для такой карты не хватит. Понадобится огромное помещение, и в нем карта будет лежать во много слоев. Только нужна ли такая карта? Ведь карта в натуральную величину может быть с успехом заменена самой местностью.

Учитель:Ребята, кто может сформулировать проблему поставленную королем для картографов?

Учащиеся: Высказывают предположения. Как изобразить большую территорию на листе бумаги.

  • Учитель:  Почему картографы не могли выполнить задание короля?
  • Учащиеся: Территория большая, а формат карты маленький.
  • Учитель:  Что нужно сделать картографам, чтобы поместить всё королевство на карту?
  • Учащиеся: Уменьшить карту или увеличить лист бумаги.

Учитель:  При изображении земной поверхности на карте мы уменьшаем расстояния между объектами, и помогает нам в этом …..

Учащиеся: Масштаб

Учитель:  Итак, открываем тетради и записываем число и тему урока (Слайд 1)

Масштаб и его виды 21.01.2015

Учитель:А что бы вы хотели узнать о масштабе? Сформулируем цели урока, и в этом вам поможет рубрика «Вы узнаете» в учебнике на стр. 52

Учащиеся: Говорят цели и задачи

1. Что такое масштаб.

2. Что показывает масштаб и каковы виды его записи.

3. Как измерять расстояния с помощью масштаба.

Учитель:  Может кто-то уже знает, что такое масштаб?

Учащиеся: Высказывают предположение. На интерактивной доске составляют из слов определение масштаб и записывают в тетрадь. (Слайд 2)

Масштаб — это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности. (Записывают его в тетрадь)

Учитель:Глобусы, планы, карты, аэрофотоснимки и космические снимки объединяет то, что они представляют собой уменьшенные изображения земной поверхности. Уменьшение выражают с помощью масштаба, т.е отношения двух чисел.

Читайте также:  Как вязать второй крючок к леске схема фото. Привязать второй крючок к основной леске: часть рыбацкой науки

Учитель:А что показывает масштаб? Найдите ответ в учебнике на стр.52 § 14

  1. Учащиеся: Масштаб на плане, карте, глобусе показывает, во сколько раз длина каждой линии уменьшена по сравнению с ее действительной длиной на местности.
  2. 3. Актуализация знаний (математика)
  3. Любое новое знание опирается на имеющееся
  4. Какие единицы длины вы знаете?
  5. С помощью чего измеряют расстояние?
  6. Как соотносятся единицы длины? Продолжите цепочку: (Слайд 3)

а) 1мм;1см;… (1дм;1м;1км)

б) 1км=1000м=… (10000дм=100000см=1000000мм)

Учитель: Молодцы, эти знания нам пригодятся для дальнейшей сегодняшней работы.

4. Открытие нового знания.

Учитель:Масштаб указывают на любых видах изображения Земли. Его изображают разными способами: цифрами, словами и в виде линии, разделенной на сантиметры.

Учитель:Прочитайте текст на стр. 53 п.14, и узнайте, какие виды масштаба существуют и как они записываются.

  • виды масштаба мммммммммммммасштаба
  • Учащиеся: Учащиеся определяют виды записи масштаба, заполняют схему в тетрадях, а один учащийся у доски. (слайд 4,5)

Карта — главный помощник в нашей науке. Чтобы составить ее, необходимо провести точные измерения расстояний между географическими объектами, а чтобы затем перенести их на бумагу, эти расстояния надо уменьшить в определенное количество раз. Это число называют масштабом и его обязательно записывают сверху или внизу у каждой карты. Это — ее главный секрет и загадка.

Учитель:А чтобы убедится в этом, откройте атласы и посмотрите, каков масштаб карты полушарий, России? Прочитаем его вслух.

Учащиеся: Зачитывают масштаб карты (1: 100 000 000) или в 1 см- 1000км

Учитель:Молодцы, вы справились с заданием, и теперь знаете, чем отличаются виды масштаба.

Учитель:На земной поверхности расстояния чаще всего измеряются в метрах или километрах.Поэтому нужно уметь переводить численный масштаб в метровое или километровое измерение. Предлагаю посмотреть правило перевода численного масштаба в именованный (электронный учебник).

  1. Учитель: Записывает схематично у доски
  2. Учитель: Давайте потренируемся?
  3. Учитель: Скольким метрам или километрам на земной поверхности соответствует 1 см на карте при масштабе 1:80 000; 1:20 000 000? (слайд 6)
  4. Учитель: А кто знает, для чего используется, линейный масштаб?
  5. Учащиеся: Выдвигают версии. (Измерять расстояние)
  6. Учитель: Правильно, применение масштаба позволяет проводить измерения расстояний между географическими объектами.

Учитель: Ребята, а кто-то знает, как можно это сделать? И в этом вам поможет учебник на стр. 53-54

Учащиеся: Удобнее всего определять его с помощью циркуля. Для этого необходимо циркулем зафиксировать длину интересующего нас отрезка на карте. Затем циркуль следует приложить к линейному масштабу. Так без вычислений определяется длина отрезка на местности.

Учитель: Определим расстояние от населенного пункта Елагино до сарая. (слайд 7)

Учащиеся: 500 метров

Учитель: Работа с картой Тюменской области на слайде. Определение расстояния от г. Тюмени до г. Тобольска (слайд8, 9). Вместе с учителем

  • 5. Закрепление материала
  • Учитель:А теперь вы работаете в парах, выполняя практическую работу.
  • Учащиеся: Выполняют работу в парах и результаты проговаривают вслух и записывают у доски (слайд 10,11,12)
  • Учитель:Оценивает учащихся за работу на уроке (за фронтальную работу и некоторых учащихся за практическую), остальные учащиеся сдают тетради учителю

6. Подведение итогов. Рефлексия

  1. Учитель:С каким понятием вы сегодня работали?
  2. Какую цель мы ставили на уроке?
  3. Вы достигли поставленной цели?
  4. На каком уроке вам пригодится это понятие? (слайд 13)

Я надеюсь, сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном ранее понятии “масштаб”. Об умном человеке говорят: “масштабно мыслит”.

Будем этому учиться! Спасибо за урок

Домашнее задание: (слайд 14)

1. Теоретическая часть § 14, выучить определение масштаб 2. Практическая часть: Измерьте длину и ширину своей комнаты, начертите в тетради её план в масштабе 1: 100.

Практическая работа. Определение расстояний на глобусе с помощью масштаба

  • Практическая работа №1
  •  Определение расстояний на глобусе с помощью масштаба.
  • Цель: Закрепить на практике знания по теме «Масштаб», научить определять масштабы различных карт, различать виды масштабов, развивать навыки работы с картами и глобусом; уметь определять расстояния по глобусу.
  • Оборудование: курвиметр, глобус, атлас, тетрадь, полоска бумаги, линейка, карандаш.
  • ХОД РАБОТЫ
  • Задание 1. Переведите численный масштаб карты в именованный:

а) 1 : 200 000б) 1 : 10 000 000

в) 1 : 25 000

Правило для учащихся. 

Для более легкого перевода численного масштаба в именованный нужно посчитать, на сколько нулей кончается число в знаменателе. Например, в масштабе 1 : 500 000 в знаменателе после цифры 5 находится пять нулей.

Если после цифры в знаменателе пятьи более нулей, то, закрыв (пальцем, авторучкой или просто зачеркнув) пять нулей, получим число километров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Пример для масштаба 1 : 500 000. В знаменателе после цифры — пятьнулей, закрыв их, получим для именованного масштаба: в 1 см на карте 5 километров на местности.

Если после цифры в знаменателе менее пяти нулей, то, закрыв два нуля, получим число метров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Если, например, в знаменателе масштаба 1 : 10 000 закроем два нуля, получим: в 1 см — 100 м.Ответ:а) в 1 см — 2 км; б) в 1 см — 100 км; в) в 1 см — 250 м.

  1. Задание 2.

    Переведите именованный масштаб в численный:

  2. а) в 1 см — 500 м
  3. б) в 1 см — 10 км
  4. в) в 1 см — 250 км
  5. Правило для учащихся.

Для более легкого перевода именованного масштаба в численный нужно перевести расстояние на местности, указанное в именованном масштабе, в сантиметры.

Если расстояние на местности выражено в метрах, чтобы получить знаменатель численного масштаба, нужно приписать два нуля, если в километрах, то пять нулей.Например, для именованного масштаба в 1 см — 100 м расстояние на местности выражено в метрах, поэтому для численного масштаба приписываем два нуля и получаем: 1 : 10 000.

Для масштаба в 1 см — 5 км приписываем к пятерке пять нулей и получаем: 1 : 500 000.Ответы:а) 1 : 50 000; б) 1 : 1 000 000; в) 1 : 25 000 000.

  • Задание 3.Определите расстояние между пунктами по физической карте России в атласе 6-го класса:

а) Москва и Мурманскб) гора Народная (Уральские горы) и гора Белуха (горы Алтай)

в) мыс Дежнева (Чукотский полуостров) и мыс Лопатка (полуостров Камчатка)

Правило для учащихся.

При определении расстояния по карте между пунктами следует:1. Измерить при помощи линейки расстояние в сантиметрах между пунктами. Например, расстояние между городами Москва и Астрахань на карте составляет 6,5 см.2.

 Узнать по именованному масштабу, сколько километров (метров) на местности соответствует 1 см на карте.(На физической карте России в географическом атласе 6-го класса 1 см на карте соответствует 200 км на местности.)

3.

 Измеренное линейкой расстояние между пунктами умножить на количество километров (метров) на местности для данного масштаба.

  1. 6,5 x 200 = 1300 км.
  2. Ответы:а) 1460 км; б) 2240 км; в) 2500 км.
  3. Задание 4. Измерьте протяженность рек по физической карте России в атласе 6-го класса:

а) Ока;б) река Урал;

в) Кама.

Измерения извилистых линий на карте (в данном случае рек) проводятся при помощи курвиметра либо нитки.Как измерить длину реки при помощи нитки (правило для учащихся)

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector