Как поставить импровизированную комедию: по шагам

Как поставить импровизированную комедию: по шагам

«Сторителлинг» – один из основных приемов, который используется в этом жанре выступлений. Приглашаем вас на эту программу, чтобы освоить метод и использовать не только для юмористических выступлений, но и в любой сфере жизни, начиная от общения с друзьями и заканчивая публичными выступлениями.

1

Этим вы должны заниматься постоянно. Носите с собой блокнот и записывайте туда все, что приходит в голову: готовые шутки, идеи для них, просто идиотские ситуации, которые со временем можно превратить во что-то смешное. Скорее всего, 90% из них не пригодятся. Но зато «промывка идей» принесет вам 10% самородков. Из них вы и будете строить свое выступление.

Где еще брать темы для шуток

  • Шутите над тем, что сами считаете смешным. Ваши шутки должны быть эмоциональными. Вы сами должны смеяться с них. Искренне и по-настоящему. Поэтому не делайте упор на коммерчески выгодные темы. Смейтесь над тем, над чем хочется.
  • Шутите над  собой. Самонасмешка – это, пожалуй, самый эффективный способ быстро установить связь с аудиторией. Смейтесь над собой, и вас будут воспринимать не заносчивым снобом, а своим веселым парнем. Это даст слушателям позитивную установку на все ваше выступление.
  • Выбирайте распространенные и известные темы. Если ваши шутки будут слишком специфическими, вы рискуете остаться непонятым и услышать эту зловещую тишину.
  • Смотрите других комиков. Это не значит, что вы будете заниматься плагиатом. Ищите интересные темы, углубляйтесь, шутите над самими стендаперами или манерой их выступления. Учиться у лучших не зазорно – помните об этом.

2

Следующий этап – создание шуток на основе заготовленного материала. И для этого вам нужно знать общую структуру элементарной единицы юмора. Комики выделяют в ней две основных составляющих: setup (установка) и punchline (кульминация). Сетап создает в голове у зрителя определенную картинку, а панчлайн разрушает ее, при этом вызывая удивление и смех.

Вот, к примеру, шутка британского комика Милтона Джона:
«Познакомился в Интернете с девушкой, выложил шариками у нее под окном: «Ты выйдешь за меня?» Потом увидел ее лицо, и вопрос сдулся сам собой».

Думаем, вы сами легко догадаетесь, где здесь что. Важно помнить, что установка должна содержать относительно достоверные факты. Ее задача – не удивлять, а усыпить бдительность слушателя. Чем больший контраст между сетапом и панчлайном, тем смешнее получится шутка.

Важный совет: если дело идет туго, попробуйте придумывать шутки в компании с кем-либо еще. Это даст приток новых идей и поможет посмотреть на свои творения со стороны.

3

Даже если у вас будет добрая сотня искрометных шуток (на языке стендаперов они называются «биты»), этого недостаточно, чтобы подойти к микрофону. Вы должны написать монолог («act» по англоязычной терминологии).

Некое связное повествование из шуток, объединенных одной или несколькими темами.

Ваше первое выступление не должно длиться больше 3-х минут (именно столько времени дают на открытых микрофонах), причем на каждую минуту отводите не более 5-6 шуток.

Вот как может выглядеть схема такого выступления:

  1. Сложности с общественным транспортом;
  2. Работа и тупой босс;
  3. Вечер пятницы;
  4. Ночь пятницы.

Что касается переходов между подтемами, то это вопрос вашей фантазии. Вы можете делать их как плавными, так и резко менять тему.
Совет новичкам: Начинайте с общих и нейтральных тем и лишь затем переходите к чему-то более острому и откровенному. В будущем вы сможете нарушить этот принцип, но сначала нужно заслужить доверие зрителей.

4

Итак, вы написали свой монолог. Вы даже возможно продемонстрировали его нескольким особо доверенным людям, и он показался им забавным. Потом вы его выучили. Что ж, пришло время репетировать.

Лучше делать это не самому, а с напарником, который даст вам обратную связь. Также можно записать черновое выступление на видео, а потом проанализировать все ошибки.

Не тренируйтесь перед зеркалом – в реальности вы будете смотреть на других людей, а не на любимого себя.

Обязательно проверьте время выступления. Будьте готовы, что в реальности все может пойти не так. Оставьте про запас несколько шуток, или же наоборот, подумайте, как сократить монолог при необходимости.
Придумайте план Б на случай, если шутка не зайдет. Конечно, можно рассчитывать на импровизацию. Но вам ведь ничего не мешает сделать это заранее, да?

Главная цель репетиции – отработать подачу шуток. Самый смешной стендап можно загубить просто унылым видом лица. Вы сами должны проявлять эмоции, чтобы вызвать их у зрителей.

Репетиция – это не залог успеха, а способ повысить свою уверенность. Даже самые знаменитые комики иногда забывали слова прямо во время выступления. Это нормально. Сделайте вид, что все так и задумано, попробуйте пошутить над этим или просто двигайтесь дальше. Возьмите с собой небольшую шпаргалку, на случай если что-то вылетит из головы.

5

Вы проделали большую работу, готовились и через несколько секунд ваш выход. И первая проблема, с которой вы столкнетесь – волнение. Вот, что говорит по этому поводу стендап-тренер Джуди Картер: «Не пытайтесь перестать нервничать – просто измените свое отношение к этому.

Может быть, нервничать – смешно, а быть спокойным и уверенным в себе – скучно?…Если вы беспокоитесь, что у вас пересохнет во рту, возьмите с собой воду. Если ущипнуть себя за щеку, слюна тоже выделится, но лучше сделайте это до выхода на сцену».
Вы поняли посыл, да? От этого нет таблетки.

Просто забейте или превратите это в шутку.

Будьте готовы импровизировать. Удачная шутка, основанная на происходящем в момент выступления (или до него), помогает быстро установить контакт с аудиторией. Что делать, когда кто-то уже пошутил на выбранную вами тему? Если вы не хотите, прятаться в тени чьей-то славы, лучше отказаться от части вашего выступления. Кстати, именно для этого вам и понадобится план Б.

Заканчивайте ваш выход самой смешной (даже физиологичной или сексуальной) шуткой. Или даже тогда, когда вы вдруг сорвали ошеломительные аплодисменты, а в запасе еще полминуты. Принцип простой – уходите на пике славы. Но вежливо. Четко обозначьте конец выступления и попрощайтесь.
А дальше? Ну, как хотите. Несравненная Джуди Картер предлагает напиться.

Полезная литература по теме

  • Библия Комедии — Джуди Картер: книга научит структуре стендап-шуток и даст понять, что стендап — это не дар небес, а ремесло, которое можно освоить.
  • Пошаговое руководство по созданию комедийного шоу — Грег Дин: эта книга проведет вас по всем этапам создания стендап-шоу – от идеи до подготовки выступления и репетиций.
  • Джон Мэкс «Как быть смешным»: не совсем о стендапе, но о шутках. Как их придумывать, как рассказывать и вообще как развивать чувство юмора.
  • The Comic Toolbox: How to Be Funny Even If You’re Not — John Vorhaus: книга о психологии стендаперства. В ней вы узнаете о психологических трюках, которые помогают мотивировать, настраивать себя на рабочий лад и заряжать других людей.

Искусство и наука юмора: как написать стендап-комедию за 6 простых шагов

Как поставить импровизированную комедию: по шагам

Если вы подумываете о карьере стендап-комика, возьмите ручку и бумагу – много бумаги. Любой успешный комик скажет вам, что написание шуток изо дня в день требует серьезных обязательств. Придумывать идеи для постановки комедийного стендапа может показаться легким делом, но преобразование этого материала в забавные шутки, которые заставят людей смеяться, требует много усилий. Вот несколько советов, с которых можно начать

Что такое стендап-комедия?

Стенд-ап комедия – это шоу или перформанс, в котором комик исполняет оригинальные шутки на сцене перед живой публикой, чтобы рассмешить их. Шутки написаны по сценарию, имеют настройки и изюминки. В среднем в комедийном стендап-шоу зрители смеются от четырех до шести раз в минуту.

Когда появилась стендап-комедия?

Люди ставили комедийные представления с древних времен, но современный стендап уходит корнями в водевиль конца девятнадцатого века. Действия водевиля были живыми и включали много фарса. По мере роста популярности комедии шутки начали меняться. Они разработали четкую настройку и кульминацию.

Чарли Кейзу, афроамериканскому исполнителю водевиля, приписывают первый настоящий стендап-концерт где-то в 1880-х годах. Он исполнял комедийные монологи перед аудиторией, не обращая внимания на реквизит и выходки водевиля. Как современные комики, Кейс рассказывал анекдотические анекдоты – забавные истории из своей жизни. Так родилась стендап-комедия, которую мы знаем сегодня.

Стенд-ап комедия по-прежнему остается популярным видом развлечения. Написание комедий считается видом искусства. Поздно вечером ведущие телешоу каждую ночь начинают с фуршета. Если вы новичок в комиксе, вы можете переехать в мекку, где живут другие известные комики, например, в Лос-Анджелес, Чикаго или Нью-Йорк, чтобы быть ближе к действию.

Что такое стендап-комедия?

Сет – это полноценная тренировка в стойке от начала до конца. Он имеет начало, середину и конец. Продолжительность набора зависит от того, является ли комикс вступительным актом или хедлайнером. Когда вы выступаете в роли ведущего, приготовьтесь быть на сцене час или больше.

Вот элементы, из которых состоит устная комедия:

  • Открытие. Открытие стендапа часто определяет, как будет проходить шоу. Начните с отличной шутки, чтобы рассмешить публику с первой строчки.
  • Биты. Это то, что комики называют шутками. В каждом эпизоде есть установка, детализирующая персонажей и ситуацию, в которой они находятся, а также изюминка – вывод – что является самой забавной частью шутки и почти всегда идет вразрез с тем, что ожидает аудитория.
  • Переходы. Переходы – это короткие разговорные мостики, соединяющие одну шутку с другой.
  • Ближе. Последняя шутка в спектакле. Это может быть обратный вызов – отсылка к более ранней шутке. Завершите свой сет твердым закрытием, которое заставит аудиторию смеяться.

Как писать стендап-комедию за шесть шагов

ДУМАЙ КАК ПРОФЕССИОНАЛ

1. Смотрите и учитесь

Изучите другие комиксы. Начните с таких громких имен, как Крис Рок и Джерри Сайнфелд. Посмотрите их ранний стендап, за которым последуют более свежие выступления.

Как развивались их комедийные голоса за эти годы? Сходите в комедийный клуб на живое шоу, чтобы увидеть, как комики структурируют свой сет.

Читайте также:  Как безопасно водить автомобиль (c картинками)

Как они открываются и закрываются? Сколько битов в каждом наборе? Сядьте сзади и наблюдайте за публикой. Как часто они смеются? На что они реагируют больше всего?

2. Соберите материал

Не уверен, где начать? Используйте свой личный опыт и напишите то, что вы знаете.

Какая культура определяет вас? В какой семье вы выросли? Какие ценности вам прививали? Какой образ жизни и обычаи ты придерживаешься сейчас? Подумайте о своем опыте и немного напишите, исходя из этой точки зрения.

Проанализируйте одно из основных взаимоотношений в вашей жизни – с партнером, ребенком, начальником, сотрудником или другом – ищите юмора в простом наблюдении об этом. Даже если вы видите проблеск идеи, запишите ее. Никогда не знаешь, сработает ли это в будущем.

Режиссер и комик Джадд Апатоу считает, что стендап становится лучше по мере того, как он становится более личным – что комиксы, открывающиеся перед публикой, часто оказываются самыми сильными исполнителями. Когда ваш материал вызывает у вас интерес, люди откликаются на него. Посмотрите специальную постановку Apatow на Netflix Джадд Апатоу: Возвращение. Как он превращает личные материалы в шутку?

3. Начните писать анекдоты

Пишите каждый божий день. Выберите идею и подойдите к ней как к рассказу – найдите сюжетную линию и конкретизируйте свою установку.

  • Кто персонажи?
  • Где обстановка?
  • Какая ситуация или конфликт?

Напишите изюминку или две. Изюминка – это всегда поворот сюжета, идущий вразрез с логическим завершением. В некоторых случаях кульминация может быть первой частью раскрытой вами шутки. В этом случае вернитесь к настройке.

Если это немного длиннее, включите джебы – забавные моменты в основной части шутки – чтобы аудитория не стала слишком долго смеяться. Помните, что комедия – это раздвигать границы.

Если вы покидаете свою зону комфорта, вы движетесь в правильном направлении.

4. Соберите свой номер

Когда у вас будет достаточно шуток для часового шоу, выберите те, которые вы хотите включить в пятиминутный и десятиминутный набор. Расставьте их так, чтобы увидеть, какой порядок кажется естественным. Не втирайте слишком много шуток – оставьте место для смеха. Всегда имейте запасные шутки на случай, если вам нужно сменить направление.

Не думайте о своем поступке как о постепенном прогрессе, а скорее как о едином целом. Пишите переходы между шутками, чтобы создать поток. Ваш поступок составлен. Каждый элемент имеет значение, когда вы играете, от слов, которые вы говорите, до движений, которые их сопровождают.

5. Напишите открытое и закрытое

Ваше открытие – это ценная недвижимость. Это одна из самых важных составляющих вашего шоу, так что не тратьте ее зря. Начало – это ваш шанс показать публике, кто вы есть, а финал дает возможность связать ваше выступление воедино и придать ему смысл.

Если вы не знаете, чем закончить, поищите в начале или середине материал, который вы можете снова ввести, чтобы обеспечить согласованность. Если вы будете думать о своей повседневной жизни как о рассказе, это также поможет вам сделать вывод, который удовлетворит вашу аудиторию.

Имейте в виду, что финал – это то, что они помнят, поэтому поместите свои самые важные и самые успешные моменты в конце.

6. Репетируйте перед людьми

Единственный способ узнать, работает ли ваш стенд-ап, – это попробовать его перед аудиторией. Соберите друзей, семью или других начинающих комиксов и посмотрите, есть ли у вас шанс на комедийную карьеру. Это поможет вам следующими способами:

  • Запоминание. Чем больше вы будете выполнять свой распорядок, тем быстрее вы его запомните.
  • Темп. Сухие пробежки помогут вам определить время и ритм, а также научиться передавать фрагменты в разговорной манере.
  • Физические жесты. Работайте над своим физическим присутствием. Постарайтесь расслабиться и чувствовать себя естественно во время выступления.
  • Развитие уверенности. Каждый раз, когда вы выступаете, будь то на сцене или перед случайной группой, вы обретете уверенность в себе и проиграете бой на любой стадии.
  • Редактирование. Не привязывайтесь слишком к тому, что вам кажется забавным. Аудитория – ваш редактор. Обратите внимание на их реакцию и внесите соответствующие изменения. Если вы получите положительный ответ, сохраните шутку. Если вы слышите сверчков, выньте его из обращения.

8 советов и уловок для написания стендап-комедий

Джадд Апатоу учит писать, направлять, продюсировать и исполнять комедии для кино и телевидения.

  1. Научитесь редактировать на лету. По мере того, как вы выполняете больше, вы научитесь чувствовать, когда шутка не сработает на полпути. В такие моменты ваша уверенность позволит вам редактировать строку в реальном времени, сокращая и изменяя ее в зависимости от настроения вашей аудитории.
  2. Всегда используйте лучший материал и не бойтесь резать. Лучше меньше, да лучше, поэтому удалите те биты, которые не попадают в цель.
  3. Не забывайте поддерживать разговор. Даже если вы написали свое выступление, исполняйте каждый бит так, как будто вы впервые рассказываете историю.
  4. Всегда есть новые шутки, ждущие своего часа. После того, как вы исполните свои первые, второстепенные и третьесортные шутки, у вас закончится материал. Начните создавать свой каталог, чтобы предотвратить эту нехватку.
  5. Получите время на сцене при любой возможности, особенно когда у вас есть новый материал, который вы хотите опробовать. Часто посещайте вечера открытых микрофонов. Любое публичное выступление повысит вашу уверенность.
  6. Избегайте коллективной работы. Когда вы находитесь на сцене, сосредоточьтесь на своем действии и не импровизируйте с аудиторией.
  7. Всегда работайте над формированием своего комедийного образа. Это поможет вам сфокусироваться на написании анекдота с уникальной точки зрения.
  8. Не выходите на сцену со всеми новыми шутками. Постепенно увеличивайте свой набор. Добавьте новую строку между шутками и посмотрите, как отреагирует аудитория.

5 упражнений, которые научат вас импровизировать в любой ситуации — Лайфхакер

Эту статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Навык импровизации поможет сориентироваться в любой ситуации и с любыми людьми. Особенно если вы выступаете перед аудиторией или вам нужно заполнить неловкую паузу.

Это те самые моменты, когда:

  • «Вась, а скажи тост, у тебя хорошо получается».
  • «А об этом проекте нам расскажет Елена».
  • «Вячеслав, а вы что думаете об этом?»

И множество других ситуаций, к которым сложно подготовиться и когда вам нужно быстро придумать, что сказать. В этой статье — несколько полезных упражнений, которые развяжут ваш язык.

Важно: чтобы почувствовать эффект, внедряйте их в повседневную жизнь, пользуйтесь моментом — когда прогуливаетесь с другом по парку, сидите в кафе или ждёте чего‑то.

Итак, поехали!

1. Король говорит

Это упражнение отлично прокачивает ваш навык придумывать и говорить столько, сколько нужно, чтобы заполнить паузу.

Вам понадобится партнёр. Один человек называет любое слово, второй же должен начать импровизировать на заданную тему — говорить всё, что приходит в голову. И так до тех пор, пока первый не хлопнет в ладоши, останавливая второго на слове и тем самым задавая новую тему для импровизации. Так можно играть до бесконечности. Мой совет — говорить 2 минуты, а потом поменяться ролями.

Некоторым это упражнение даётся очень сложно. Если человек привык мыслить структурами, классификациями и схемами, то по слову «яблоко» он заговорит примерно так: «Яблоко — это фрукт, который произрастает в том числе в России.

Яблоки бывают разные: красные, жёлтые, зелёные.

Из них можно сделать шарлотку, пирожки, компот, варенье… Яблоки бывают разных сортов: ранетки, сезонные, голд…» Вероятно, после этого человек зайдёт в тупик — и не потому, что он не эксперт по яблокам, а потому, что он постоянно перечислял.

Отталкиваться от классификаций кажется простым решением, но в результате вы только растеряетесь, когда закончите называть известные пункты.

Чтобы этого не произошло, есть маленькая хитрость: нужно импровизировать через ассоциации. И раскручивать историю: «Яблоки.

При этом слове я каждый раз вспоминаю любимую бабушку, к которой ездил в деревню летом.

Она готовила потрясающую шарлотку…» С таким подходом вы сможете говорить до бесконечности, ведь через ассоциации вспомните, как срывали яблоки в соседском саду, компот, который варили с мамой, и так далее.

2. Рассказ на целый час

Профессиональным оратором можно считать того, кто про самый обычный предмет может говорить часами, не переставая.

Давайте возьмём для примера маркер. Что мы можем о нём рассказать?

  • Физические свойства и характеристики (форма, цвет, материал и так далее).
  • Функции (по назначению — рисовать, не по назначению — использовать как подпорку для помидоров).
  • Для кого будет полезен этот предмет.
  • Личные истории, связанные с маркером.
  • История маркера (где производят, как производят, кто его придумал).
  • Сравнение с другими похожими предметами (с ручкой, карандашом, фломастером).
  • Как маркер влияет на окружающую среду (как долго разлагается и что выделяет).
  • Как он влияет на животных (например, если собака лизнёт маркер, что с ней станет?).
  • Хранение, срок годности, утилизация.
  • Какие известные личности пользуются маркерами и в каких целях (скажем, подписывают свои книги и плакаты).
  • Ценовой сегмент и так далее.

Мы бы могли придумывать почти до бесконечности. А если убрать слово «маркер», то увидим, что все эти пункты можно отнести к совершенно любому предмету.

Вы можете возразить: «Я не знаю всех этих фактов про маркер и не смогу много рассказать». Но вам и не нужно всего знать. Достаточно того, что такой список поможет не растеряться при возникшей паузе или технической заминке во время выступления. Вы сможете вспомнить информацию, которая вылетела из головы, и продолжить ваш доклад или презентацию.

Это упражнение поможет понять, что вы всегда найдёте что сказать на любую тему, хотя бы на одну минуту.

Можно модифицировать упражнение: например, представить, что вам нужно не просто рассказать о предмете, но и продать его. Или развернуть какой‑то из пунктов (скажем, «Функции») и говорить на эту тему 5 или 10 минут — насколько хватит знаний.

3. Мастер историй

Два следующих приёма основаны на сочинительстве сказок и их можно перенести в выступление на публике.

Читайте также:  Запад восток это. восток и запад: вечная борьба

Первый приём: «вдруг»

Для практики вам понадобится помощник. Один человек предлагает другому идею для истории — например, «маленький гном, который живёт в подземелье».

Второй начинает придумывать, куда этот гном мог пойти и что сделать, и сочиняет до того момента, пока напарник не скажет слово «вдруг».

Теперь первому участнику нужно поменять ход сказки и рассказать, что же могло внезапно случиться с главным героем.

Почему это работает? Слово «вдруг» вынуждает нас придумывать что‑то новое, добавлять повороты сюжета, и так история становится интереснее.

Этот приём отлично тренирует креативность и воображение. Попрактиковавшись в такой игре, вы прокачаете свой навык сторителлинга.

Второй приём: «кстати»

Вы берёте любой текст либо по памяти начинаете рассказывать всем известную историю, например сказку о Красной Шапочке. Ваша задача — время от времени добавлять слово «кстати»: «Жила‑была Красная Шапочка.

Кстати, у неё было невероятной красоты платье и золотые локоны. Как‑то раз её мама — кстати, это была женщина средних лет с милой улыбкой — сказала Шапочке, что она должна отнести бабушке пирожки.

Кстати, эти пирожки были необычные…»

Как вы могли заметить, каждый раз, когда мы добавляли слово «кстати», у нас появлялось более подробное описание персонажа или предмета. «Кстати» останавливает нас и заставляет внедрить больше деталей. Этот приём научит «раскрашивать» свою историю, если вы заметите, что слушатели недостаточно в неё погрузились.

Совет: конечно, не обязательно каждый раз вслух проговаривать «кстати». Если вы произнесёте слово про себя, оно просто напомнит вам, что стоит добавить описательный элемент: «Жила‑была Красная Шапочка. У неё было невероятной красоты платье и золотые локоны».

4. Немой фильм

Если вы хотите прокачать навык импровизации на максимум, обязательно попробуйте это упражнение. Вам понадобится лишь видео с YouTube.

Запустите любой ролик, выключите звук и начинайте придумывать диалоги за персонажей. Если вы выберете видео прокачанного блогера, будет интереснее, ведь он наверняка умеет активно взаимодействовать с аудиторией невербально, с помощью мимики и жестикуляции. Потом можно включить звук и проверить, насколько точно вы распознали эмоции и угадали ли, о чём говорит человек на экране.

Конечно, это упражнение также работает на любом фрагменте из кино или мультфильма. Можно тренироваться где угодно: в парке, кафе, общественном транспорте. Если заметили, как люди в отдалении что‑то оживлённо обсуждают, предположите, что они друг другу говорят.

5. Театр одного актёра

Лучше всего навык импровизации прокачивается в театре. Предлагаю попробовать упрощённую версию одного из самых популярных упражнений для актёров.

Для него вам тоже нужен партнёр. Один из вас придумывает роль и ситуацию, которые другой должен отыграть. Чтобы развить историю, первый участник может взять на себя роли других персонажей или подкидывать оппоненту новые ситуации.

Приведём пример.

Участник 1 задаёт роль и ситуацию: «Модный стилист опаздывает на поезд».

Участник 2 придумывает, как этот персонаж мог бы вести себя в такой ситуации: «О боже, как я вообще мог согласиться на эту авантюру? Я главный стилист европейских модных домов и теперь должен ехать в какую‑то деревню! Мой менеджер сошёл с ума…»

Участник 1 может включиться в историю, например в роли строгого менеджера этого самого стилиста: «Так, Николя, успокойся. Ты прекрасно знаешь, что нужно заниматься общественной деятельностью. Это полезно для твоей карьеры».

Участник 2: «Но почему я должен наряжать свинок для сельского конкурса красоты? Как ты вообще мог подписать такой контракт?!»

Вы можете довести ситуацию до абсурда, и самое интересное в том, что вы не знаете, куда повернёт сюжет ваш оппонент. Другая вариация упражнения — по очереди пародировать знакомых и угадывать, кого изображает ваш партнёр.

Навык импровизации развивается только на практике. Тренируйтесь, не бойтесь выступать перед публикой и прокачивайте ораторское мастерство. Успехов!

Как написать комедийный сценарий: главный совет новичкам

Комедия – это не про шутки. Комедия – это про комедийные ситуации. Это главное правило, которое нужно выучить новичкам. Да и уже состоявшимся кинематографистам неплохо бы его повторить.

В сценарии комедии не обязательно шутить

Тот факт, что у Тони Старка в киновселенной «Мстителей» хорошее чувство юмора и острый язык, никак не превратит фантастический боевик в комедию. 

Потому что комедия – это жанр. А жанр – это некая структура, список повторяющихся элементов и клише, придающих общие черты истории внутри фильма. Так вот: основной элемент комедии – комедийная ситуация. А шутка и гэг – только вспомогательные элементы.

Но в чем разница?

Комедийная ситуация – это часть сюжета. Если ее вынуть, история либо потеряет свою часть, либо вообще рассыплется. А шутка или гэг – это «украшалки». Они встраиваются в историю, но никак на нее не влияют. 

Приведем пример: все наверняка помнят замечательный гэг с Никулиным из «Кавказской пленницы», когда он, не вставая, смог под одеялом почесать себе пятку. Это смешная шутка, но если ее вырезать – история в фильме не изменится. Она даже характер персонажа никак не подчеркивает.

А теперь вспомним, например, сцену в туалете из фильма «Лжец, лжец» с Джимом Керри. В ней персонаж Джима, чтобы отложить слушание в суде, решает избить сам себя. Это смешная сцена.

Но она вытекает из сюжета: Джим играет адвоката, которого магическим образом на сутки лишили возможности лгать. И чтобы выиграть, ему нужно сделать все, чтобы отложить заседание на завтра.

Самоизбиение в туалете – часть истории. И это комедийная ситуация.

Сейчас удивительное время, когда шанс увидеть приличную отечественную полнометражную комедию гораздо выше, чем зарубежную.И главная причина этому – социальные течения в европейском мире. Сейчас на волне борьбы всех подряд за свои права в Америке и Европе практически невозможно написать острую комедию, не получив на выходе иск от каких-либо очередных защитников.

А без «жертвы» комедия становится стерильной. Именно поэтому по-настоящему кассовые зарубежные комедии, имеющие оглушительный успех во всем мире, остались на рубеже 2013—2015 годов: «Мальчишник в Вегасе», «Третий лишний», «Мы – Миллеры» и т. д.

Давайте сравним первую и вторую часть фильма «Квартета И» «О чем говорят мужчины».

Мало кто будет спорить, что первая часть воспринимается смешней, чем вторая. И дело даже не в том, что во втором фильме больше философских диалогов. Куда важнее, что юмористические эпизоды в первой части рассказывали о характере и жизни героев. Они рассказывали историю жизни этих парней. 

А кто объект шуток во второй части? Зигмунд Фрейд, Лев Толстой, Безымянный вахтер… Эти комедийные вставки не влияют на историю персонажей и даже не рассказывают о них. И поэтому линии главных героев складываются только из их драматических монологов.

К счастью, создатели видели эту проблему. Поэтому на официальных постерах «О чем еще говорят мужчины» вообще не указан жанр, а на «Кинопоиске» указано: мелодрама, комедия.

Сейчас часто можно увидеть фильмы, где в строке «Жанр» идет целое перечисление. Но на самом деле, если не брать авторское кино, по-настоящему межжанровых фильмов очень мало. В основе обычно все равно один жанр, диктующий правила. А от остальных берутся лишь элементы. 

А пишутся эти жанры через запятую, как равноправные, только по одной причине: деньги. Это чисто маркетинговый ход для привлечения дополнительной аудитории.

Поэтому, повторим, шутки – это второстепенный инструмент комедии. Фильм может быть комедией, даже если там никто не шутит. Но боевик, ужастик и даже драма не превратятся в комедию, если там есть шутки, но нет комедийных ситуаций. Это все равно будет боевик, ужастик или драма, только с элементами комедии.

Как придумывать комедийные ситуации

Чтобы понять, как нужно писать комедию, нужно осмыслить одну вещь: 

Драма (в широком смысле) рассказывает о том, как персонаж преодолевает свои недостатки. Комедия – как персонаж живет с этими недостатками.

Лучше всего это объяснил Стив Каплан в своей книге «Скрытые инструменты комедии». По его мнению, все герои остались в драмах, а персонажи комедии – негерои.

Герой всегда знает, как вести себя в любой ситуации. У него всегда есть какие-то навыки для решения проблемы. Даже если возникает что-то, с чем он не может справиться, герой всегда выберет наиболее приемлемый вариант поведения. Он знает, как правильно себя вести в любой ситуации.

Негерой мало того что вообще не обладает навыками для решения своей проблемы, так еще из всех неправильных вариантов, скорее всего, выберет самый неподходящий.

Для примера вспомним фильм «Крепкий орешек». Джон Макклейн, персонаж Брюса Уиллиса, узнает, что небоскреб, в котором он находится, захватили террористы. Он не может преодолеть эту проблему с ходу. Но он герой, и его навыков достаточно, чтобы правильно себя повести: он отступает на заброшенный этаж и начинает партизанскую войну против захватчиков.

А теперь представим, что в этой же ситуации оказался другой Джон – Джонни Инглиш, персонаж Роуэна Аткинсона. Комедийный персонаж и точно негерой. Увидев террористов, он, скорее всего, завизжал бы, тем самым выдав себя. Либо стал бы отступать, споткнулся и перевернул бы что-нибудь грохочущее. Опять же выдав себя.

Как видите, чтобы создать комедийную ситуацию, достаточно поместить такого негероя перед проблемой, которую он никогда не сможет решить. Он либо не знает как себя вести, либо просто не обладает нужными навыками. 

И вокруг таких проблем строится сюжет комедии.

Например, в ромкомах типичный персонаж-неудачник не знает, как вести себя с девушкой, чтобы ей понравиться. А, например, персонаж-ловелас не знает, как выбрать из двух девушек одну.

Причем чем меньше навыков у вашего негероя, тем проще нужны ситуации.

Сколько серий «Теории Большого Взрыва» построено на столкновении Шелдона Купера с самыми обычными бытовыми ситуациями? У этого персонажа нет вообще никаких навыков реальной жизни.

Заболел парикмахер, сосед привел девушку на ночь, в ресторане блюдо от шеф-повара перенесли в основное меню… Шелдон просто не знал, как реагировать на каждую из этих ситуаций.

Читайте также:  Как сделать морской узел схема фото. как завязать морской узел на веревке, схема

А его попытки отреагировать и рождали комедию.

Запас незнаний и неумений этого негероя не исчерпали за двенадцать сезонов и 279 эпизодов. Их хватило еще и на «Детство Шелдона».

Как создать комедийного персонажа

Конечно, нельзя строить персонажа для более-менее внятной истории только на том, что он ничего не знает, спотыкается на ровном месте и визжит от каждого скрипа. Чтобы рассказать какой-либо законченный сюжет, все-таки нужен персонаж, а не карикатурный клоун.

И чтобы придумать комедийного персонажа, обратимся за помощью к книге Джона Ворхауза «Комедийный ящик с инструментами».

Суть его подхода в том, что в целом комедийный персонаж придумывается так же, как и драматический. У него так же должны быть и положительные черты, и недостатки.

Но чтобы превратить обычного персонажа в комедийного, нужно развить в нем «комедийную перспективу».

Для этого надо взять любую особенность персонажа (характер, поведение, манеру действовать) и выкрутить эту особенность настолько, чтобы она стала несовместимой с реальностью описываемого в истории мира.

Например, комедийная перспектива еще одного персонажа Роуэна Аткинсона Мистера Бина в его неуклюжести. И в этом не было бы ничего страшного, если бы он был просто неуклюжим. Но он настолько неуклюжий, что, наверно, даже в пустой белой комнате найдет, обо что споткнуться и что сломать. Он просто не приспособлен к миру, где нужно ходить, не задевая предметы.

Вы наверно догадались, что именно это и превращает его в негероя. Он все время пытается справиться с проблемой, для решения которой у него нет навыков. И неважно, что речь идет о простейшем навыке «пройти через комнату без приключений».

Любая черта может быть преобразована в комедийную перспективу, если она мешает герою существовать в мире. Скупость, ворчливость, любвеобильность, картавость, заикание, хромота, праведность, чистоплотность, пунктуальность… Главное, чтобы в итоге комедийной перспективы хватило для рассказа истории.

Например, комедийная перспектива Джея Ди из «Клиники» в его инфантильности, что включает в себя наивность и трусость. Это никак не стыкуется с миром сериала: местом, где люди болеют и умирают, а врачи должны быть сосредоточенными и твердыми. Но этих навыков у Джея Ди нет.

С другой стороны, комедийная перспектива персонажей «Мальчишника в Вегасе» в потере памяти. В остальном они, кроме Галифианакиса, адекватные персонажи. Если бы они знали, что происходит, быстро бы исправили все, что натворили по пьяни. Но если ты понятия не имеешь, что происходит, как правильно реагировать на голого китайца с битой в багажнике?

Конечно, заряда этой перспективы не хватило бы на девять сезонов сериала. Но в рамках двухчасовой истории этого достаточно.

Комедия бьет логику

Распространенная ошибка новичков, пытающихся написать комедию, – зацикленность на серьезности и правильности происходящего с их персонажами. Если такому сценаристу рассказать идею Мистера Бина, он, скорее всего, воскликнет: «Но так же не бывает! Зритель в это не поверит!»

Но это неправда.

В комедийных персонажах гораздо больше правды, чем в драматических. Напомним, все боевики, фантастика, мелодрамы – это всё драматические произведения.

Но часто ли вы встречаете таких людей в жизни? И мы даже не говорим сейчас про пуленепробиваемых супегероев.

Давайте поищем вокруг «обычных» драматических героев, тех самых, кто усваивает урок и исправляет свои недостатки за три переломных события и кульминацию.

Но зато каждый из нас постоянно попадает в нелепые ситуации, в которых не знает, как себя вести. Ну или хотя бы на мгновение забывает, как нужно действовать.

Кого из нас после неудачного разговора не посещала мысль «Вот как надо было сказать!»? Кто из нас не делал глупости, о которых стыдно вспоминать? Кто из нас не спотыкался на ровном месте? Да, Мистер Бин преувеличенно неуклюж. Но его частичка есть в каждом из нас. Как пишет Стив Каплан: «Драматические герои – это те, кем мы хотим стать. Комедийные – те, кто мы есть на самом деле».

Поэтому часто можно от комедиографов можно услышать фразу: не давайте логике победить комедию.

Но здесь тоже есть одно правило: нелогичная глупость должна соответствовать придуманному персонажу и его комедийной перспективе.

Например, Карл Фредриксон из мультфильма «Вверх» – ворчливый и склочный старик. Это его комедийная перспектива. И она развязывает авторам руки на любые глупости, вытекающие из ворчливости и склочности. Зритель их примет, как бы это нелогично ни было.

Но если бы Карл вдруг в этом же мультфильме совершил глупость, завязанную, например, на его наивности – вот этого зритель бы не понял. 

Ведь даже если Карл в чем-то и наивен, то эта его черта не вывернута до комедийной перспективы. А значит, и пользоваться он ей должен в рамках логики.

Вывод:

В этом и есть основа написания комедии. Нужно придумать негероя с понятной комедийной перспективой, поставить перед ним задачу, с которой он, опять же из-за комедийной перспективы, не сможет справиться, и построить на этом сюжет.

Ну а уж потом можете разбавить получившийся сценарий шутками.

15 шагов написания комедии положений (sitcom, ситуационная комедия)

allmaxdreamsМастерская игр и коммуникаций

by John Vorhaus Интересные истории, сценарии, этюды. Одна из технологий их сочинения от мастера этого дела. Где-то так и пишутся стандартные ТВ комедии и шоу. Свой пример ее использования я привел чуть ниже.

Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) — комедия, в которой источником смешного являются события и обстоятельства. Классическими примерами комедии положений являются пьесы «Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше, «Комедия ошибок» Уильяма Шекспира.

Комедия характеров (комедия нравов) — комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, т. е. высмеивает все эти человеческие качества. Классический пример — «Тартюф» Мольера.

  1. Главный герой думает, что дела обстоят отлично. Джо слушается маму каждый день и чувствует себя отлично. Он не замечает потребности быть независимым.
  2. Что-то случается, что заставляет его задуматься о минусах сложившегося положения. Друзья обозвали его маменькиным сынком.
  3. Он решает что-то изменить. Решил прекратить звонить маме каждый день.
  4. Делает попытку. В назначенное время он не позвонил маме.
  5. Попытка не удалась и Х навлек на себя еще большую проблему. Он передумал и позднее все же позвонил ей.
  6. Х пытается как-то решить эту проблему. Попросил других, чтобы они физические не давали ему звонить.
  7. и снова неудача. Он все равно позвонил.
  8. Х теперь сталкивается с еще большей проблемой и/или принимает очень серьезное (ошибочное) решение. Лучшее, что он может сделать, не звонить матери вообще.

(Конец 1 акта)

  1. Х отрицает свою проблему / или действует согласно принятому решению. Джо наслаждается обретенной свободой.
  2. Его ситуация (проблема) осложняется. Приехала мама.
  3. Вмешиваются другие. Друг Джо борется за его независимость.
  4. Первое (ошибочное) вмешательство было неудачным, потому что не было направлено на решение реальных проблем Х (ошибочное понимание). Джо сдается на аргументы матери, согласно которым он променял одну зависимость (от нее) на другую (от друзей).
  5. Реальное вмешательство. Правда стала очевидной/высказана. Джо выступает и против матери, и против друзей.
  6. Х понимает себя лучше или принимает себя, или узнает что-то новое (истинное понимание). Джо понял, что может сам о себе позабодится.
  7. Возвращение к начальной точке. И звонит своей матери на следующий день — не потому что должен, а потому что хочет.

В комедиях положений (в общем, в историях) по-сути существуют только два типа событий вызовы (проблемы, события, которые вынуждают героев действовать) и ответы на них. Каждый новый вызов требует нового ответа (действий), который в свою очередь приводит к появлению нового, более тяжелого вызова (проблемы). Упражнение: придумать любого персонажа (можно построить его образ по портрету кого-то из знакомых), придумать для него проблему и запустить колесо. Мой пример: Вспомнил первую попавшуюся истории из жизни (проблему) и поставил себя на место героя. Дальше по структуре. Время до 3 минут.

Шаги История
Главный герой думают, что дела обстоят отлично. Еду на «хачмобиле» (старая копейка) радуюсь, что успею на работу.
Что-то случается, что заставляет его задуматься о минусах сложившегося положения. Начинает барахлить двигатель.
Он решает что-то изменить. Выезжаю на левую сторону, чтобы ускориться и все же успеть.
Делает попытку. Перестроился.
Попытка не удалась и Х навлек на себя еще большую проблему. Остановился. Создал пробку.
Х пытается как-то решить эту проблему. Прячусь в машине. Делаю вид, что в ней никого нет.
и снова неудача. Звонит начальник. Ругается за опоздание. Машину пытаются ограбить.
Х теперь сталкивается с еще большей проблемой и/или принимает очень серьезное (ошибочное) решение. Оглушил вора, связал и затащил в машину. Чиню машину, чтобы отвезти вора в милицию.
Х отрицает свою проблему / или действует согласно принятому решению. Починил — еду в милицию.
Его ситуация (проблема) осложняется. Прямо возле офиса останавливает мент. Обвиняет в похищении человека.
Вмешиваются другие. Вызываю друга. Он приезжает. Пытаемся дать взятку менту, или «вору», чтобы не поднимать шума.
Первое (ошибочное) вмешательство было неудачным, потому что не было направлено на решение реальных проблем Х (ошибочное понимание). Вор требует денег, милиционер обещает вызвать подкрепление.
Ральное вмешательство. Правда стала очевидной/высказана. Приехавшая подмога опознает вора.
Х понимает себя лучше или принимает себя, или узнает что-то новое (истинное понимание). Решил купить новую машину.
Возвращение к начальной точке. Ехал в автосалон. Застрял на левой полосе. Звонит босс. Вижу знакомую фигуру вора.

Так из любой ситуации можно сделать любопытный сюжет.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector