Спортивное ориентирование описание. Спортивное ориентирование

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Состояние вопроса по литературным источникам.

  • 1.1 Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта
  • 1.2 Техника в спортивном ориентировании
  • 1.3 Характеристика элементов техники
  • 1.4 Построение подготовки спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки
  • 1.5 Заключение
  • 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
  • 2.1 Цель исследования
  • 2.2 Задачи исследования
  • 2.3 Методы исследования
  • 2.4 Организация исследования

3. Результаты исследования и их обсуждение.

  1. 3.1 Обоснование комплекса упражнений и методика их использования в экспериментальной группе
  2. 3.2 Анализ ошибок в спортивном ориентировании
  3. 3.3 Обсуждение результатов
  4. Выводы
  5. Практические рекомендации
  6. Список литературы
  7. Приложения
  8. ВВЕДЕНИЕ

Спортивное ориентирование – это молодой и быстро развивающийся вид спорта. Он удачно сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить, испытывая большие физические нагрузки.

Тенденции в развитии ориентирования, подготовки дистанций и технике изготовления спортивных карт, а главное – в понимании сути соревнований по спортивному ориентированию, привели к тому, что сейчас современному спортсмену-ориентировщику необходимо усиленно работать над повышением своего технического мастерства (Огородников Б. И., Кирчо А. Н., Крохин Л. А.) [31]. Именно это является одним из ключевых моментов для успешных выступлений на соревнованиях.

  • Техническая подготовка ориентировщиков состоит в овладении приёмами и методами работы с картой и компасом, а также измерения расстояний с целью определения своего местоположения или передвижения в желаемую точку местности.
  • Объект исследования – учебно-тренировочный процесс начальной подготовки в спортивном ориентировании.
  • Предмет исследования – методика технической подготовки юных ориентировщиков.

Цель исследования: совершенствование методики обучения техническим навыкам ориентирования на этапе начальной спортивной специализации.

Задачи исследования:

1. Выявить основные средства обучения технике ориентирования.

2. Разработать методику, основанную на поэтапном формировании компонентов способности ориентироваться в пространстве.

3. Определить основные критерии оценки технических навыков ориентирования.

  1. Гипотеза исследования состоит в том, что модернизированная методика обучения технике ориентирования будет способствовать совершенствованию системы подготовки спортсменов-ориентировщиков.
  2. Элементы новизны исследования:
  3. Начальное обучение технике ориентирования осуществлялось непосредственно на местности с применением измерений.
  4. Подбирались упражнения, которые создают неожиданные ситуации – проблемы для ориентирования, поскольку ошибки в ориентировании неизбежны, поэтому мы включали их в процесс обучения.
  5. Разработаны критерии оценки основных элементов техники ориентирования.
  6. ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ИСТОЧНИКАМ
  7. Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта

Спортивное ориентирование – молодой, активно развивающийся вид спорта, который получает все большее признание в нашей стране. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота окружающей природы — все это способствует популярности спортивного ориентирования [25].

Ориентирование на местности сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить в условиях больших физических нагрузок.

У ориентировщика в результате общения с природой вырабатывается ряд ценных качеств: наблюдательность, выносливость, сила воли, умение ориентироваться в сложной обстановке. Развиваются и совершенствуются двигательные и вегетативные функции организма. Пребывание в лесных массивах благотворно сказывается на закаливании организма.

Ориентирование – ценное средство физического воздействия на организм человека [3].

В развитии спортивного ориентирования отчетливо просматриваются две тенденции: первая – развитие массовых форм занятий, имеющих сугубо оздоровительную направленность; вторая – совершенствование системы подготовки и повышения мастерства спортсменов высокой квалификации [20].

Ориентирование на местности имеет еще и большое военно-прикладное значение. Навыки ориентирования необходимы как в военное, так и в мирное время. Для биологов, географов, физиков и многих других специалистов ориентирование является прикладным видом спорта, так как позволяет успешно решать ряд вопросов по специальности.

Ориентирование на местности – один из немногих видов спорта, в которых участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей, даже соперников.

Соревнования по спортивному ориентированию – серьезное испытание силы, быстроты, выносливости и волевых качеств спортсменов, способности продуктивно мыслить и принимать решения на фоне развивающегося утомления.

Сущность соревнований состоит в выявлении спортсменов, умеющих быстрее всех, используя карту и компас, преодолеть определенный маршрут на незнакомой местности через фиксированные на карте и местности контрольные пункты (КП).

Летом дистанции спортивного ориентирования преодолеваются бегом, зимой – на лыжах.

Поэтому подготовленность спортсмена-ориентировщика – понятие чрезвычайно сложное, и связано это со сложностью соревновательной деятельности и самого процесса ориентирования, сочетающего высокую скорость бега по пересеченной местности и постоянную переработку большого объема специфической информации, включающую такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения между КП, принятие решения и коррекцию по ходу выполнения принятого решения [1].

Соревнования по спортивному ориентированию можно классифицировать по времени года – на летние и зимние; по способу передвижения – бегом, на лыжах, велосипеде, байдарке и автомобиле; по форме проведения – личные, командные, лично-командные, официальные, массовые, открытые и для ограниченного контингента участников; по виду программы – соревнования в заданном направлении, соревнования на маркированной трассе и ориентирование по выбору [3]. Существуют также индивидуальное, парковое, марафонское, ночное, эстафетное ориентирование.

Соревнуясь в ориентировании на местности, спортсмен преодолевает многокилометровые расстояния бегом, или на лыжах, постоянно при этом определяет свое местонахождение, сверяя местность с картой, выбирает направление движения и проверяет правильность реализации плана, используя компас, оценивает расстояния по карте и стремится точно их измерить на трассе. Основную задачу – выбрать оптимальный путь движения и эффективно реализовать его — ориентировщик старается выполнить не только максимально точно, но и с наименьшими затратами времени [16].

Для достижения высоких спортивных результатов спортсмену-ориентировщику кроме хорошей физической подготовки нужно в совершенстве знать топографию, уметь обращаться с компасом, быстро и правильно выбирать путь движения по незнакомой местности, иметь хорошо развитые волевые качества [30].

Результат спортсмена-ориентировщика в соревнованиях складывается из различных факторов, которые оказывают совместное действие, взаимно влияя друг на друга и выходя поочередно на первый план в конкретных условиях.

Успешность соревновательной деятельности ориентировщиков зависит от многих сторон подготовки: физической, технико-тактической и психологической. Каждый из этих разделов состоит из большого количества показателей, причем отставание даже в одном из них может существенно повлиять на результат в соревновательной деятельности [25].

Поэтому, одной из главных задач спортсмена и тренера добиться устойчивого равновесия между этими качествами и в дальнейшем довести их до автоматизма.

Спортивное ориентирование относится к циклическим видам спорта с преимущественным проявлением выносливости. В нем много общего с легкоатлетическим кроссовым бегом. Однако есть и принципиальные отличия.

Это – выраженная неравномерность бега – от быстрых ускорений до полных остановок.

Но, пожалуй, наиболее существенной особенностью бега в ориентировании на местности следует считать то, что он является только вспомогательным средством, а не смыслом соревнований, как в легкой атлетике [6].

Физическая подготовка спортсмена — это процесс воспитания физических качеств — выносливости, силы, скорости, ловкости, гибкости, координационных способностей [27].

В спортивном ориентировании, как и в других видах спорта, различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) ориентировщика ставит своей целью всестороннее развитие спортсмена.

Средствами ее служат самые разнообразные физические упражнения: кроссовый бег, гимнастика, упражнения на гибкость, координацию, с отягощениями и без них, спортивные игры, плавание, лыжные гонки, гребля и др.

Задачи специальной физической подготовки (СФП) в спортивном ориентировании заключаются в совершенствовании физических качеств, наиболее характерных для этого вида спорта: специальной и силовой выносливости, координационных способностей.

Средствами СФП являются: бег на тренировочных и соревновательных трассах с ориентированием, легкоатлетические кроссы, беговые и специально-подготовительные упражнения, направленные на избирательное развитие функциональных систем и групп мышц, участвующих в проявлении выносливости, силы, быстроты, ловкости [20].

Исследователи в нашей стране, Швеции, Чехословакии проводили оценки соотношения объемов технической и физической подготовки на различных стадиях занятий спортивным ориентированием. Их результаты указывают на то, что с повышением спортивного мастерства соотношения между этими двумя видами подготовки систематически изменяются в пользу физической подготовки [23].

Тренировочная деятельность ориентировщика характеризуется выполнением большого объема бега продолжительного в аэробном режиме. В этом отношении здесь много общего с легкоатлетическим кроссовым бегом и бегом на длинные дистанции.

Согласно вышесказанному, для достижения высоких результатов в ориентировании необходима разносторонняя физическая подготовка, в которой главным физическим качеством, обуславливающим результат, является выносливость, что требует использования высоких по объему тренировочных нагрузок [5].

Под показателями физической подготовленности подразумеваются факторы, определяющие способность к ориентировочному бегу. Это выносливость, сила, быстрота, гибкость, амплитуда движений, а также владение координацией движений в процессе выполнения соревновательного упражнения.

Показатели технического мастерства ориентировщика связаны со специализированной техникой ориентирования. Техническое мастерство спортсмена-ориентировщика – это владение теми приемами, которые используются для решения задач ориентирования в процессе соревновательной деятельности [20].

Читайте также:  Азимут 135 градусов. азимут - что это такое и как его определить

Тактика ориентирования – это совокупность рациональных действий спортсмена, направленных на достижение хороших результатов в соревнованиях. Тактически правильно мыслить и действовать – значит решать задачи ориентирования в кратчайший срок, с наименьшей затратой сил и с учетом меняющейся обстановки в соревнованиях [2].

Психологическая подготовка в ориентировании имеет важное значение в достижении высокого результата. Ориентировщик должен уметь приспосабливаться к возникающей в процессе соревнований стрессовой ситуации так, чтобы достичь наилучшего результата, с учетом уровня физической и технико-тактической готовности (Чешихина В. В., 1996) [24].

  • Значение психологических показателей в ориентировании очевидно, ведь ошибки зачастую допускаются в ситуациях, которые спортсмену вполне по силам контролировать [19].
  • В психологической подготовке спортсмена-ориентировщика уделяют развитию таких психических качеств как память, мышление, внимание.
  • Основными техническими средствами в соревновательной деятельности по спортивному ориентированию являются спортивная карта и спортивный компас [5].

Спортивная карта – это крупномасштабная специальная карта, предназначенная для спортивного ориентирования и выполненная в условных знаках, специальное содержание которой составляет показ проходимости местности и информативность изображения объектов.

Это подробнейшее описание местности, на которой предполагается провести соревнования. С помощью карты начальник дистанции планирует трассы, оборудует их на местности.

Точная, объективная и информативная карта, выполненная по стандартизированным рекомендациям и легко читаемая на бегу, — основа для технически совершенной дистанции, залог обеспечения спортивной справедливости.

Все спортивные карты должны оформляться в условных знаках и обладать определенными качествами: точность, информативность, объективность, читаемость и полнота содержания [16, 20].

Спортивная карта – это атрибут, сопровождающий ориентировщика, помогающий ему максимально реализовать свое мастерство на предлагаемой дистанции.

У спортивной карты можно выделить две функции. Первая – справочная. Карта дает понятие о местности соревнований и показывает предлагаемую дистанцию. А вторая – оперативная. Здесь карта – инструмент, с помощью которого спортсмен реализует предлагаемую дистанцию.

Современные спортивные карты по подробности и точности не имеют аналогов ни в военной, ни в туристической, ни в какой-либо другой практике.

Спортивный компас – это прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана. С помощью компаса определяют направление пути и направление на ориентиры. Для ориентирования на местности применяется большое количество различных систем компасов: магнитные, гигроскопические, солнечные. В спортивном ориентировании используют только магнитные компаса.

Эффективное использование ориентировщиком многочисленного арсенала умений, навыков, тактических и технических приемов в сочетании с интенсивной творческой и умственной деятельностью, которая сопровождается большим эмоционально-волевым напряжением, является основой успешной соревновательной деятельности [5].

Методическая разработка "Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта"

  • Характеристика
  • спортивного ориентирования
  • как вида спорта

Спортивное ориентирование – молодой, активно развивающийся вид спорта, который получает все большее признание в нашей стране. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота окружающей природы — все это способствует популярности спортивного ориентирования.

Ориентирование на местности сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить в условиях больших физических нагрузок.

У ориентировщика в результате общения с природой вырабатывается ряд ценных качеств: наблюдательность, выносливость, сила воли, умение ориентироваться в сложной обстановке. Развиваются и совершенствуются двигательные и вегетативные функции организма. Пребывание в лесных массивах благотворно сказывается на закаливании организма.

Ориентирование – ценное средство физического воздействия на организм человека.

В развитии спортивного ориентирования отчетливо просматриваются две тенденции: первая – развитие массовых форм занятий, имеющих сугубо оздоровительную направленность; вторая – совершенствование системы подготовки и повышения мастерства спортсменов высокой квалификации.

Ориентирование на местности – один из немногих видов спорта, в которых участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей, даже соперников.

Соревнования по спортивному ориентированию – серьезное испытание силы, быстроты, выносливости и волевых качеств спортсменов, способности продуктивно мыслить и принимать решения на фоне развивающегося утомления.

Сущность соревнований состоит в выявлении спортсменов, умеющих быстрее всех, используя карту и компас, преодолеть определенный маршрут на незнакомой местности через фиксированные на карте и местности контрольные пункты.

Соревнуясь в ориентировании на местности, спортсмен преодолевает многокилометровые расстояния бегом, постоянно при этом определяет свое местонахождение, сверяя местность с картой, выбирает направление движения и проверяет правильность реализации плана, используя компас, оценивает расстояния по карте и стремится точно их измерить на трассе.

Основную задачу – выбрать оптимальный путь движения и эффективно реализовать его — ориентировщик старается выполнить не только максимально точно, но и с наименьшими затратами времени.

Для достижения высоких спортивных результатов спортсмену-ориентировщику кроме хорошей физической подготовки нужно в совершенстве знать топографию, уметь обращаться с компасом, быстро и правильно выбирать путь движения по незнакомой местности, иметь хорошо развитые волевые качества.

Результат спортсмена-ориентировщика в соревнованиях складывается из различных факторов, которые оказывают совместное действие, взаимно влияя друг на друга и выходя поочередно на первый план в конкретных условиях.

Успешность соревновательной деятельности ориентировщиков зависит от многих сторон подготовки: физической, технико-тактической и психологической. Каждый из этих разделов состоит из большого количества показателей, причем отставание даже в одном из них может существенно повлиять на результат в соревновательной деятельности.

Поэтому, одной из главных задач спортсмена и тренера добиться устойчивого равновесия между этими качествами и в дальнейшем довести их до автоматизма. Спортивное ориентирование относится к циклическим видам спорта с преимущественным проявлением выносливости. В нем много общего с легкоатлетическим кроссовым бегом.

Однако есть и принципиальные отличия. Это – выраженная неравномерность бега – от быстрых ускорений до полных остановок. Но, пожалуй, наиболее существенной особенностью бега в ориентировании на местности следует считать то, что он является только вспомогательным средством, а не смыслом соревнований, как в легкой атлетике.

  1. Физическая подготовка
  2. Физическая подготовка спортсмена — это процесс воспитания физических качеств — выносливости, силы, скорости, ловкости, гибкости, координационных способностей.
  3. В спортивном ориентировании, как и в других видах спорта, различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) ориентировщика ставит своей целью всестороннее развитие спортсмена. Средствами ее служат самые разнообразные физические упражнения: кроссовый бег, гимнастика, упражнения на гибкость, координацию, с отягощениями и без них, спортивные игры, плавание, лыжные гонки, гребля и др.

Задачи специальной физической подготовки (СФП) в спортивном ориентировании заключаются в совершенствовании физических качеств, наиболее характерных для этого вида спорта: специальной и силовой выносливости, координационных способностей.

Средствами СФП являются: бег на тренировочных и соревновательных трассах с ориентированием, легкоатлетические кроссы, беговые и специально-подготовительные упражнения, направленные на избирательное развитие функциональных систем и групп мышц, участвующих в проявлении выносливости, силы, быстроты, ловкости.

Под показателями физической подготовленности подразумеваются факторы, определяющие способность к ориентировочному бегу. Это выносливость, сила, быстрота, гибкость, амплитуда движений, а также владение координацией движений в процессе выполнения соревновательного упражнения.

Показатели технического мастерства ориентировщика связаны со специализированной техникой ориентирования. Техническое мастерство спортсмена-ориентировщика – это владение теми приемами, которые используются для решения задач ориентирования в процессе соревновательной деятельности .

Тактика ориентирования – это совокупность рациональных действий спортсмена, направленных на достижение хороших результатов в соревнованиях. Тактически правильно мыслить и действовать – значит решать задачи ориентирования в кратчайший срок, с наименьшей затратой сил и с учетом меняющейся обстановки в соревнованиях.

Психологическая подготовка в ориентировании имеет важное значение в достижении высокого результата. Ориентировщик должен уметь приспосабливаться к возникающей в процессе соревнований стрессовой ситуации так, чтобы достичь наилучшего результата, с учетом уровня физической и технико-тактической готовности.

  • Значение психологических показателей в ориентировании очевидно, ведь ошибки зачастую допускаются в ситуациях, которые спортсмену вполне по силам контролировать.
  • В психологической подготовке спортсмена-ориентировщика уделяют развитию таких психических качеств как память, мышление, внимание.
  • Основными техническими средствами в соревновательной деятельности по спортивному ориентированию являются спортивная карта и спортивный компас.

Спортивная карта – это крупномасштабная специальная карта, предназначенная для спортивного ориентирования и выполненная в условных знаках, специальное содержание которой составляет показ проходимости местности и информативность изображения объектов.

Это подробнейшее описание местности, на которой предполагается провести соревнования. С помощью карты начальник дистанции планирует трассы, оборудует их на местности.

Точная, объективная и информативная карта, выполненная по стандартизированным рекомендациям и легко читаемая на бегу, — основа для технически совершенной дистанции, залог обеспечения спортивной справедливости.

Все спортивные карты должны оформляться в условных знаках и обладать определенными качествами: точность, информативность, объективность, читаемость и полнота содержания.

Спортивная карта – это атрибут, сопровождающий ориентировщика, помогающий ему максимально реализовать свое мастерство на предлагаемой дистанции.

Читайте также:  Как выбрать лучшее время для рыбалки

У спортивной карты можно выделить две функции. Первая – справочная. Карта дает понятие о местности соревнований и показывает предлагаемую дистанцию. А вторая – оперативная. Здесь карта – инструмент, с помощью которого спортсмен реализует предлагаемую дистанцию.

Современные спортивные карты по подробности и точности не имеют аналогов ни в военной, ни в туристической, ни в какой-либо другой практике.

Спортивный компас – это прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана. С помощью компаса определяют направление пути и направление на ориентиры. Для ориентирования на местности применяется большое количество различных систем компасов: магнитные, гигроскопические, солнечные. В спортивном ориентировании используют только магнитные компаса.

Техника в спортивном ориентировании

Ориентирование — вид спорта группы выносливости, который кроме требований к разносторонней физической подготовке требует также и многих других умений и навыков.

От многих других видов спорта ориентирование отличается тем, что ситуации, требующие проявления технического мастерства, никогда не повторяются, за исключением разве что работы на контрольном пункте.

Обычно различные технические навыки и приемы изучают путём многократного повторения до тех пор, пока действия становятся автоматическими и соответствующими правильной модели выполнения.

Ориентировщик также должен сформировать наиболее подходящие для себя модели выполнения во всех разделах технического мастерства и быть способным применять их в соответствии с требованиями постоянно меняющейся обстановки.

Владение основами техники создаёт предпосылки для решения ориентировочных задач, поставленных начальником дистанции. Хороший ориентировщик использует параллельно и последовательно все освоенные технические приемы и способен выбирать наиболее подходящую модель решения или производную от неё.

По мере накопления опыта тренировок и соревнований у ориентировщика формируется хорошая основа технического мастерства и способность ориентировочного мышления, что приводит к уменьшению числа ошибок и повышает надежность выполнения.

Технические действия называют приемами ориентирования, иногда способами, методами. Технические операции называют элементами техники. В технике бега на местности действием является сам по себе бег по конкретному виду местности, а операциями – его составляющие, такие, как отталкивание, мах ногой, постановка стопы.

Для ориентировщиков характерны большие индивидуальные особенности техники бега, что связано не только с различиями в развитии физических качеств и строении тела, но и с различными условиями проведения тренировок и соревнований (грунт, рельеф).

Важнейшим для ориентировщика является искусство регулирования скорости передвижения, исходя из правильной оценки физических и технических возможностей.

При надежной ходьбе каждый ориентировщик способен безошибочно преодолеть даже очень трудную трассу, но при беге с максимальной скоростью на это оказываются не способными даже самые опытные ориентировщики элиты.

Следовательно, на любом участке трассы надо передвигаться так, чтобы на данной скорости справляться с задачами ориентирования, контролировать своё местоположение на карте.

С повышением уровня технического мастерства ориентировщик может увеличить скорость бега. Наиболее заметно улучшаются результаты, если ориентировщик одновременно оказывается способным поднять уровень техники и повысить скорость бега. В ориентировании нет баллов за стиль, передвигаться надо быстро, решительно и эффективно.

Технические приемы, которыми пользуются спортсмены как на тренировках, так и на соревнованиях: владение компасом, движение по азимуту и его определение; чтение местности и карты; их сличение; определение спортсменом своего местоположения на карте; память карты; наблюдательность; использование современного снаряжения; методы поиска и взятия контрольных пунктов; отсчет расстояний, использование линейных и площадных ориентиров; перенос КП и дистанций на время; движение без компаса; бег с чтением карты; развитие пространственного воображения; ориентация карты по компасу, солнцу, линейным и площадным ориентирам; контроль высоты.

«Спортивное ориентирование»

    Программа «Спортивное ориентирование» предназначена для детей с различной физической подготовкой. Это интересный и оздоровительный вид физической нагрузки.

    Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности.   Спортивное ориентирование имеет и практическое значение.

Умение ориентироваться необходимо охотнику и туристу, геологу и военному, грибнику и любителю лесных прогулок. Занятия ориентированием вырабатывают самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость, умение владеть собой, быструю реакцию. 

Программа «Спортивное ориентирование» реализуется на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №61» города Брянска. Для реализации программы школа предоставляет учебный кабинет №3 и спортивный зал, стадион школы, а также спортивный инвентарь.

Рубаненков Александр Игоревич — педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

 Первый год обучения предполагает изучение основ спортивного ориентирования. Учащиеся знакомятся с картой, компасом, получают простейшие навыки работы с картой и компасом на местности. В физической подготовке основной упор делается на общефизическую подготовку.

Содержание программы 1 года обучения включает изучение следующих тем:

  • Основы гигиены и первая доврачебная помощь;
  • Одежда и снаряжение ориентировщика;
  • Правила соревнований;
  • Топография, условные знаки. Карта. Компас;
  • Техническая подготовка;
  • Тактическая подготовка;
  • Общая физическая подготовка;
  • Специальная физическая подготовка;
  • Контрольные упражнения и соревновательная практика, участие в районных, городских мероприятиях.
  • По итогам первого года обучения проводится аттестационное занятие.
  • Второй год обучения предполагает выполнение обучающимися разрядов, контрольных нормативов, работу с компасом и картой самостоятельно, участие в соревнованиях.
  • Содержание программы 2 года обучения включает изучение следующих тем:
  • Врачебный контроль и медико-санитарная подготовка;
  • Снаряжение ориентировщика и оборудование соревнований;
  • Правила соревнований;
  • Судейская практика;
  • Общая физическая подготовка, сдача контрольных нормативов;
  • Специальная физическая подготовка;
  • Техническая подготовка;
  • Тактическая подготовка;
  • Психологическая и морально-волевая подготовка;
  • Участие в соревнованиях;
  • Основы туристской подготовки;
  • Краеведение.

По окончании обучения по программе «Спортивное ориентирование» проводится итоговая аттестация и выдается свидетельство о дополнительном образовании.

Сохранение и укрепление здоровья, содействие всестороннему гармоничному физическому развитию обучающихся путем привлечения к систематическим занятиям спортивным ориентированием

Планируемые результаты по итогам первого года обучения

По окончании 1 года обучающиеся будут знать:

  • компас, планшет и их устройство;
  • правила эксплуатации и хранения снаряжения;
  • основные условные знаки и опознавать их на местности;
  • задачи общей физической подготовки, взаимосвязь физической, технической, тактической подготовок;
  • роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства;
  • строение организма человека, влияние физических нагрузок на развитие организма, влияние гигиены на здоровье, роль питания и назначение белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов;

По окончании первого года обучающиеся будут уметь:

  • передвигаться по дорогам и тропам с помощью компаса и карты;
  • читать масштаб карт;
  • читать и расшифровывать основные топографические знаки;
  • определять крутизну склона и его высоту;
  • соблюдать права и обязанности участников соревнований, правильно использовать техническую информацию о дистанциях;
  • выполнять общеразвивающие упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, спины, живота, ног, выполнять разминку и заминку;
  • соблюдать меры личной гигиены, соблюдать правильный и здоровый режим питания;
  • выполнять теоретические и практические навыки по спортивному ориентированию.

Планируемые результаты по итогам второго года обучения

По окончании второго года обучающиеся будут знать:

  • причины утомления, профилактические средства, направленные на предотвращение переутомления;
  • физиологические закономерности формирования двигательных навыков;
  • общие положения правил по спортивному ориентированию;
  • права и обязанности участников соревнований, виды соревнований, способы проведения соревнований, критерии допуска к соревнованиям;
  • состав судейской коллегии соревнований, судейские бригады старта и финиша, обязанности начальника дистанции и его помощников;
  • основные сведения о туризме; виды туризма и характеристику каждого вида;
  • памятники истории и культуры, музеи города и области, природные объекты и их месторасположение;
  • характеристику действий ориентировщика на различных участках трассы;
  • специфические особенности бега в лесу, по пересеченной местности;
  • основы безопасности при участии в соревнованиях;

По окончании второго года обучающиеся будут уметь:

  • пользоваться первичными средствами пожаротушения, оказывать первую помощь пострадавшим, искать, условно заблудившегося, в лесу;
  • выполнять разминочный комплекс упражнений;
  • грамотно и в полном объёме использовать предстартовую информацию;
  • действовать в аварийной ситуации, соблюдать основы безопасности при участии в соревнованиях;
  • преодолевать объективные и субъективные трудности в тренировочном и соревновательном процессе;
  • вязать узлы: прямой, встречный, стремя, проводник, проводник-восьмерка;
  • выполнять краеведческие задания на маршруте; изучать краеведческие объекты;
  • выполнять комплекс упражнений самоподготовки к старту;
  • выполнять упражнения на воспитание воли и регулирование эмоций.

Необходима медицинская справка о состоянии здоровья и допуск врача к занятиям с физической нагрузкой.

Программа «Спортивное ориентирование» реализуется на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №61» города Брянска. Для реализации программы школа предоставляет учебный кабинет №3 и спортивный зал, стадион школы, а также спортивный инвентарь.

Программа реализуется на бюджетной основе.

Статьи и видео

СТАТЬЯ 1
С зарождения ориентирования до наших дней прошло немало времени. Фотокарточки почти выцвели, самые первые карты местности забылись, настоящее стало прошлым.

Читайте также:  Как ходить по болоту: по шагам (c картинками)

И, чтобы его не потерять, мы выпустили первую статью из цикла «Волжские просторы — объединяя поколения».

Вы узнаете или вспомните, с чего начиналось ориентирование: детские поездки и экскурсии, первые туристские станции…
Вы готовы окунуться в прошлое?

Объединяя поколения — начало

  • СТАТЬЯ 2
    Ночные гонки по «закрытым маршрутам» , первые горьковские ориентировщики и соревнования, карты-синьки и КП с контролёрами у костра — вот она, романтика 60-х годов.
    Вторая статья цикла «Волжские просторы — объединяя поколения»
  • ИНТЕРВЬЮ 1
  • ВИДЕО 1

СТАТЬЯ 3
Шестидесятые перевернули ориентирование в Горьковской области: командный формат уступил место личному, а поездки на соревнования в другие города стали долгожданными.

Прошло немало лет с Первых Всесоюзных соревнований по туристскому ориентированию в Ужгороде, однако сколько сохранилось воспоминаний!
Третья статья из цикла «Волжские просторы — объединяя поколения» про историю горьковского ориентирования.

ВИДЕО 2

СТАТЬЯ 4
«…Так кто же они — спортивные картографы? Компанейские ребята и молчуны-одиночки, грубоватые и рафинированные интеллигенты, пожилые и не очень — разные. Это люди, одержимые стремлением постичь планету Земля, измерить ее своими шагами и нанести её на лист бумаги с помощью знаков и символов.»

  1. Пара страниц из жизни картографа высшей категории Василия Кондрашкина, растворяющая нас в лесу поздней осенью, описывающая, что происходит по ту сторону карты.
  2. ИНТЕРВЬЮ 2
  3. ИНТЕРВЬЮ 3
  4. СТАТЬЯ 5
    Соревнования
    Третьи Всесоюзные соревнования, проведённые в Горьком, развитие детско-юношеского ориентирования и первые победы юниоров.

СТАТЬЯ 6
Владислав Серафимович Хлудов
Иногда совсем не обязательно писать подробную биографию человека.

Ведь точные даты поступления в университет, начала работы – это сухая композиция жизни, повторяющаяся то одними, то другими людьми.

Достаточно прочитать несколько строк о человеке, написанных его друзьями и родными, или услышать короткий рассказ от его коллег, чтобы понять , каким он был настоящим и неповторимым.

✨17 января Владиславу Серафимовичу Хлудову исполнилось бы 90 лет (родился в 1931г.). Для многих ориентировщиков он был тренером с большой буквы. Заботливым, терпеливым, преданным.

В нём не было ни капли зла ни к кому, он никогда не повышал голос, и его доброе чувство юмора всегда смягчало углы и подкупало абсолютно всех.

Владислав Серафимович 33 года посвятил работе со студентами в Горьковском госуниверситете, организовал там секцию спортивного ориентирования и вырастил более сотни воспитанников.

  • ВИДЕО 3
  • ИНТЕРВЬЮ 4
  • ИНТЕРВЬЮ 5
  • Статья 7

Рассказ о Третьих Всесоюзных в Горьком. 1967г. Статья 7

  1. ИНТЕРВЬЮ 6
  2. Статья 8

В возрасте 75 лет Юрий Вячеславович Лебединский подтягивался на турнике 15 раз, а в 80 лет продолжал ходить в походы вместе со своими воспитанниками. А ещё Юрий Вячеславович хотел сделать «свой» девятый класс некурящим. И никогда не жаловался на свои боевые ранения, полученные в период Великой Отечественной войны. Наоборот, редко её вспоминал.

В 2020 году вышла замечательная книга «Раз прожил жизнь — благодарю», посвящённая Ю.В. Лебединскому, куда вошли воспоминания о тренере и стихи Юрия Вячеславовича. Мы для вас прикрепили электронную версию сборника???????? Но для тех, кто не хочет читать книгу , создали статью с интересными и пронзительными отрывками из неё.

Пожалуйста, найдите время для чтения. Таких, как Юрий Вячеславович, любят и помнят всю жизнь.

Объединяя поколения. Ю.В. Лебединский
Раз прожил жизнь — благодарю

Статья 9

Как выглядел билет участника соревнований по ориентированию , что писали в книжке туриста и какие справки выдавали после походов? Теперь вы можете всё разглядеть и почитать. Лидия Сергеевна Берцева поделилась с нами своими старыми документами, и мы решили сделать отдельную статью-подборку.

  • Объединяя поколения. Статья 9
  • Статья 10
  • Отправляемся в 1970-е
    Небольшая экскурсия по первому году десятилетия.
  • О первых соревнованиях среди студентов, ставших впоследствии Универсиадой, и о «Матче 20-ти», прошедшем в Горьковской области, расскажем в следующих статьях.
  • Объединяя поколения. Статья 10
  • ИНТЕРВЬЮ 7
  • ВИДЕО 4
  • 10 минут чёрно-белого фильма — это …
  • … лица молодых тренеров и судей, празднование Дня рождения и делёж торта, посвящение в ориентировщики, выдача первых значков, путешествие до старта на электричке, прохлада весны и знойное лето в сосновом лесу.
  • Привет вам из 1980-х!
  • Статья 11

Что такое «Матч 20-ти» ❓ Это старт, собиравший лучшие 20 команд со всей страны. А иногда он мог иметь статус Всесоюзных соревнований.

В 1970 году «Матч 20-ти» прошёл в Горьком, и так как элита области участвовала в подготовке соревнований, то на старт выходила молодёжная команда.

Воспоминания Е.И. Иванова об организации «Матча»

  1. Объединяя поколения. Статья 11
  2. ИНТЕРВЬЮ 8
  3. ИНТЕРВЬЮ 9
  4. Статья 12

Раньше студенты-ориентировщики тоже проводили свои старты. Обычно они были осенью после «картошки» и имели товарищеский характер. И кто бы мог подумать, что первые студенческие соревнования в 1970 году станут впоследствии Всероссийской Универсиадой.

  • В журнале «Азимут» мы нашли статью Сергея Павловича Егоршина и Евгения Николаевича Митрофанова про те первые старты
  • Объединяя поколения. Статья 12
  • ИНТЕРВЬЮ 10
  • ИНТЕРВЬЮ 11
  • ИНТЕРВЬЮ 12
  • Статья 13, 14, 15

Какой он, альпинизм 60-х? Через какие испытания в горах нужно было пройти, чтобы получить заветный значок альпиниста и стать «значкистом»?

Делимся с вами рассказом Михаила Андреевича Фаддеева о первом альплагере, навсегда подарившем ему любовь к горам.

Статья 16

Продолжаем делиться с вами удостоверениями, и на очереди коллекция Сергея Павловича Егоршина — Мастера спорта СССР. Сергей Павлович всю жизнь работал в сфере атомной энергетики, поэтому вы найдёте удостоверения о награждениях почётными знаками.

Объединяя поколения. Рассказ Ольги Касаткиной.

  1. ИНТЕРВЬЮ 13
  2. Статья 17

Когда в семье родители ориентировщики, их детям уже сложно вырваться из мира лесов, палаток и многодневок. А надо ли?

Семья Касаткиных нашла свою гармонию: они в ориентировании, беге, велоспорте и ещё как-то успевают восходить на вершины гор. При этом стараются сделать наш вид спорта лучше. Ольга Касаткина создала серию стартов «Лесной relax», тёплую и атмосферную. А Дмитрий Касаткин автор проекта O-stuff , без которого уже не обходятся соревнования по ориентированию.

Рассказ Ольги о том, как родители передали им с братом свою любовь к спорту.

Объединяя поколения. Рассказ Ольги Касаткиной.

  • Статья 18
  • Первое ночное ориентирование, первые открытые тренировочные старты в Горьком и первая карта, отпечатанная на фотобумаге.
  • Статья о начале 70-х.

Объединяя поколения. Статья 18.

Статья 19

Эта подборка статей-зарисовок от людей, тесно связанных спортивным ориентированием, об одном из лучших спортивных картографов в бывшем СССР и России — Юрии Владимировиче Худеньких (01.02.1951 – 08.08.2017)

Объединяя поколения. Ю.В. Худеньких.

  1. Статья 20
  2. Шипов Николай Леонидович
  3. ВИДЕО 5
  4. ИНТЕРВЬЮ 14

Татьяна Евграфовна Миронова — Заслуженный тренер России по спортивному ориентированию, человек, глубоко преданный спорту, любящий своё дело, как никто другой. Татьяна Евграфовна с мужем Николаем Николаевичем воспитали десяток Мастеров спорта и Кандидатов в Мастера спорта. И самое главное, что они вдвоём сумели подарить любовь к ориентированию многим-многим своим воспитанникам.

  • Статья 21
  • Ориентирование в конце семидесятых — это успех воспитанников школы №24, «O-derby», придуманные Юрием Худеньких, первая цветная карта и создание областной Федерации ориентирования
  • Статья 21
  • Статья 22

Восьмидесятые подарили Горьковской области новые районы для соревнований, в это десятилетие были организованы многочисленные семинары для судей и выпущены  картографические и методические пособия. Ориентирование уже не было такой «диковинкой», и развитие лесного спорта стало более осмысленным.

Статья 22

Статья 23

Несмотря на трудности девяностых, ориентирование не угасло в области. Был проведён последний Чемпионат СССР в Горбатове и Сосновском районе, Иван Мурашов выиграл первую медаль Чемпионата Мира среди юниоров, а ещё в область пришли городские спринты.

Статья 23

Статья 24

Многие знают: если в организации соревнований участвует Николай Николаевич Миронов, легко не будет. Будет не только не легко, будет еще и «мозговзрывательно». Тот, кто любит интересную жизнь в спорте, конечно же, не упустил ни одного его проекта: «Лунатик», «Маэстро», «Между прошлым и будущим», «Минирогейн» и трейловая
тропа.

Статья 24

Статья 25

Надежда Борисовна Сычёва о друге, соратнике, руководителе — директоре СДЮСШОР №12 — Татьяне Валерьевне Лариной.
«История нашего знакомства, а впоследствии и дружбы, уходит корнями в далекие студенческие годы. Это был 1973 год. И более 40 лет наши пути по жизни постоянно пересекались.»

  1. Статья 25
  2. Статья 26
  3. Неопубликованное интервью с Жанной Владимировной Полянской — главным тренером СДЮСШОР №12 по велоориентированию.
  4. Статья 26
  5. ИНТЕРВЬЮ 15

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector