СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Состояние вопроса по литературным источникам.
- 1.1 Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта
- 1.2 Техника в спортивном ориентировании
- 1.3 Характеристика элементов техники
- 1.4 Построение подготовки спортсменов на этапе начальной спортивной подготовки
- 1.5 Заключение
- 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
- 2.1 Цель исследования
- 2.2 Задачи исследования
- 2.3 Методы исследования
- 2.4 Организация исследования
3. Результаты исследования и их обсуждение.
- 3.1 Обоснование комплекса упражнений и методика их использования в экспериментальной группе
- 3.2 Анализ ошибок в спортивном ориентировании
- 3.3 Обсуждение результатов
- Выводы
- Практические рекомендации
- Список литературы
- Приложения
- ВВЕДЕНИЕ
Спортивное ориентирование – это молодой и быстро развивающийся вид спорта. Он удачно сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить, испытывая большие физические нагрузки.
Тенденции в развитии ориентирования, подготовки дистанций и технике изготовления спортивных карт, а главное – в понимании сути соревнований по спортивному ориентированию, привели к тому, что сейчас современному спортсмену-ориентировщику необходимо усиленно работать над повышением своего технического мастерства (Огородников Б. И., Кирчо А. Н., Крохин Л. А.) [31]. Именно это является одним из ключевых моментов для успешных выступлений на соревнованиях.
- Техническая подготовка ориентировщиков состоит в овладении приёмами и методами работы с картой и компасом, а также измерения расстояний с целью определения своего местоположения или передвижения в желаемую точку местности.
- Объект исследования – учебно-тренировочный процесс начальной подготовки в спортивном ориентировании.
- Предмет исследования – методика технической подготовки юных ориентировщиков.
Цель исследования: совершенствование методики обучения техническим навыкам ориентирования на этапе начальной спортивной специализации.
Задачи исследования:
1. Выявить основные средства обучения технике ориентирования.
2. Разработать методику, основанную на поэтапном формировании компонентов способности ориентироваться в пространстве.
3. Определить основные критерии оценки технических навыков ориентирования.
- Гипотеза исследования состоит в том, что модернизированная методика обучения технике ориентирования будет способствовать совершенствованию системы подготовки спортсменов-ориентировщиков.
- Элементы новизны исследования:
- Начальное обучение технике ориентирования осуществлялось непосредственно на местности с применением измерений.
- Подбирались упражнения, которые создают неожиданные ситуации – проблемы для ориентирования, поскольку ошибки в ориентировании неизбежны, поэтому мы включали их в процесс обучения.
- Разработаны критерии оценки основных элементов техники ориентирования.
- ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ИСТОЧНИКАМ
- Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта
Спортивное ориентирование – молодой, активно развивающийся вид спорта, который получает все большее признание в нашей стране. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота окружающей природы — все это способствует популярности спортивного ориентирования [25].
Ориентирование на местности сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить в условиях больших физических нагрузок.
У ориентировщика в результате общения с природой вырабатывается ряд ценных качеств: наблюдательность, выносливость, сила воли, умение ориентироваться в сложной обстановке. Развиваются и совершенствуются двигательные и вегетативные функции организма. Пребывание в лесных массивах благотворно сказывается на закаливании организма.
Ориентирование – ценное средство физического воздействия на организм человека [3].
В развитии спортивного ориентирования отчетливо просматриваются две тенденции: первая – развитие массовых форм занятий, имеющих сугубо оздоровительную направленность; вторая – совершенствование системы подготовки и повышения мастерства спортсменов высокой квалификации [20].
Ориентирование на местности имеет еще и большое военно-прикладное значение. Навыки ориентирования необходимы как в военное, так и в мирное время. Для биологов, географов, физиков и многих других специалистов ориентирование является прикладным видом спорта, так как позволяет успешно решать ряд вопросов по специальности.
Ориентирование на местности – один из немногих видов спорта, в которых участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей, даже соперников.
Соревнования по спортивному ориентированию – серьезное испытание силы, быстроты, выносливости и волевых качеств спортсменов, способности продуктивно мыслить и принимать решения на фоне развивающегося утомления.
Сущность соревнований состоит в выявлении спортсменов, умеющих быстрее всех, используя карту и компас, преодолеть определенный маршрут на незнакомой местности через фиксированные на карте и местности контрольные пункты (КП).
Летом дистанции спортивного ориентирования преодолеваются бегом, зимой – на лыжах.
Поэтому подготовленность спортсмена-ориентировщика – понятие чрезвычайно сложное, и связано это со сложностью соревновательной деятельности и самого процесса ориентирования, сочетающего высокую скорость бега по пересеченной местности и постоянную переработку большого объема специфической информации, включающую такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения между КП, принятие решения и коррекцию по ходу выполнения принятого решения [1].
Соревнования по спортивному ориентированию можно классифицировать по времени года – на летние и зимние; по способу передвижения – бегом, на лыжах, велосипеде, байдарке и автомобиле; по форме проведения – личные, командные, лично-командные, официальные, массовые, открытые и для ограниченного контингента участников; по виду программы – соревнования в заданном направлении, соревнования на маркированной трассе и ориентирование по выбору [3]. Существуют также индивидуальное, парковое, марафонское, ночное, эстафетное ориентирование.
Соревнуясь в ориентировании на местности, спортсмен преодолевает многокилометровые расстояния бегом, или на лыжах, постоянно при этом определяет свое местонахождение, сверяя местность с картой, выбирает направление движения и проверяет правильность реализации плана, используя компас, оценивает расстояния по карте и стремится точно их измерить на трассе. Основную задачу – выбрать оптимальный путь движения и эффективно реализовать его — ориентировщик старается выполнить не только максимально точно, но и с наименьшими затратами времени [16].
Для достижения высоких спортивных результатов спортсмену-ориентировщику кроме хорошей физической подготовки нужно в совершенстве знать топографию, уметь обращаться с компасом, быстро и правильно выбирать путь движения по незнакомой местности, иметь хорошо развитые волевые качества [30].
Результат спортсмена-ориентировщика в соревнованиях складывается из различных факторов, которые оказывают совместное действие, взаимно влияя друг на друга и выходя поочередно на первый план в конкретных условиях.
Успешность соревновательной деятельности ориентировщиков зависит от многих сторон подготовки: физической, технико-тактической и психологической. Каждый из этих разделов состоит из большого количества показателей, причем отставание даже в одном из них может существенно повлиять на результат в соревновательной деятельности [25].
Поэтому, одной из главных задач спортсмена и тренера добиться устойчивого равновесия между этими качествами и в дальнейшем довести их до автоматизма.
Спортивное ориентирование относится к циклическим видам спорта с преимущественным проявлением выносливости. В нем много общего с легкоатлетическим кроссовым бегом. Однако есть и принципиальные отличия.
Это – выраженная неравномерность бега – от быстрых ускорений до полных остановок.
Но, пожалуй, наиболее существенной особенностью бега в ориентировании на местности следует считать то, что он является только вспомогательным средством, а не смыслом соревнований, как в легкой атлетике [6].
Физическая подготовка спортсмена — это процесс воспитания физических качеств — выносливости, силы, скорости, ловкости, гибкости, координационных способностей [27].
В спортивном ориентировании, как и в других видах спорта, различают общую и специальную физическую подготовку.
Общая физическая подготовка (ОФП) ориентировщика ставит своей целью всестороннее развитие спортсмена.
Средствами ее служат самые разнообразные физические упражнения: кроссовый бег, гимнастика, упражнения на гибкость, координацию, с отягощениями и без них, спортивные игры, плавание, лыжные гонки, гребля и др.
Задачи специальной физической подготовки (СФП) в спортивном ориентировании заключаются в совершенствовании физических качеств, наиболее характерных для этого вида спорта: специальной и силовой выносливости, координационных способностей.
Средствами СФП являются: бег на тренировочных и соревновательных трассах с ориентированием, легкоатлетические кроссы, беговые и специально-подготовительные упражнения, направленные на избирательное развитие функциональных систем и групп мышц, участвующих в проявлении выносливости, силы, быстроты, ловкости [20].
Исследователи в нашей стране, Швеции, Чехословакии проводили оценки соотношения объемов технической и физической подготовки на различных стадиях занятий спортивным ориентированием. Их результаты указывают на то, что с повышением спортивного мастерства соотношения между этими двумя видами подготовки систематически изменяются в пользу физической подготовки [23].
Тренировочная деятельность ориентировщика характеризуется выполнением большого объема бега продолжительного в аэробном режиме. В этом отношении здесь много общего с легкоатлетическим кроссовым бегом и бегом на длинные дистанции.
Согласно вышесказанному, для достижения высоких результатов в ориентировании необходима разносторонняя физическая подготовка, в которой главным физическим качеством, обуславливающим результат, является выносливость, что требует использования высоких по объему тренировочных нагрузок [5].
Под показателями физической подготовленности подразумеваются факторы, определяющие способность к ориентировочному бегу. Это выносливость, сила, быстрота, гибкость, амплитуда движений, а также владение координацией движений в процессе выполнения соревновательного упражнения.
Показатели технического мастерства ориентировщика связаны со специализированной техникой ориентирования. Техническое мастерство спортсмена-ориентировщика – это владение теми приемами, которые используются для решения задач ориентирования в процессе соревновательной деятельности [20].
Тактика ориентирования – это совокупность рациональных действий спортсмена, направленных на достижение хороших результатов в соревнованиях. Тактически правильно мыслить и действовать – значит решать задачи ориентирования в кратчайший срок, с наименьшей затратой сил и с учетом меняющейся обстановки в соревнованиях [2].
Психологическая подготовка в ориентировании имеет важное значение в достижении высокого результата. Ориентировщик должен уметь приспосабливаться к возникающей в процессе соревнований стрессовой ситуации так, чтобы достичь наилучшего результата, с учетом уровня физической и технико-тактической готовности (Чешихина В. В., 1996) [24].
- Значение психологических показателей в ориентировании очевидно, ведь ошибки зачастую допускаются в ситуациях, которые спортсмену вполне по силам контролировать [19].
- В психологической подготовке спортсмена-ориентировщика уделяют развитию таких психических качеств как память, мышление, внимание.
- Основными техническими средствами в соревновательной деятельности по спортивному ориентированию являются спортивная карта и спортивный компас [5].
Спортивная карта – это крупномасштабная специальная карта, предназначенная для спортивного ориентирования и выполненная в условных знаках, специальное содержание которой составляет показ проходимости местности и информативность изображения объектов.
Это подробнейшее описание местности, на которой предполагается провести соревнования. С помощью карты начальник дистанции планирует трассы, оборудует их на местности.
Точная, объективная и информативная карта, выполненная по стандартизированным рекомендациям и легко читаемая на бегу, — основа для технически совершенной дистанции, залог обеспечения спортивной справедливости.
Все спортивные карты должны оформляться в условных знаках и обладать определенными качествами: точность, информативность, объективность, читаемость и полнота содержания [16, 20].
Спортивная карта – это атрибут, сопровождающий ориентировщика, помогающий ему максимально реализовать свое мастерство на предлагаемой дистанции.
У спортивной карты можно выделить две функции. Первая – справочная. Карта дает понятие о местности соревнований и показывает предлагаемую дистанцию. А вторая – оперативная. Здесь карта – инструмент, с помощью которого спортсмен реализует предлагаемую дистанцию.
Современные спортивные карты по подробности и точности не имеют аналогов ни в военной, ни в туристической, ни в какой-либо другой практике.
Спортивный компас – это прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана. С помощью компаса определяют направление пути и направление на ориентиры. Для ориентирования на местности применяется большое количество различных систем компасов: магнитные, гигроскопические, солнечные. В спортивном ориентировании используют только магнитные компаса.
Эффективное использование ориентировщиком многочисленного арсенала умений, навыков, тактических и технических приемов в сочетании с интенсивной творческой и умственной деятельностью, которая сопровождается большим эмоционально-волевым напряжением, является основой успешной соревновательной деятельности [5].
Методическая разработка "Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта"
- Характеристика
- спортивного ориентирования
- как вида спорта
Спортивное ориентирование – молодой, активно развивающийся вид спорта, который получает все большее признание в нашей стране. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота окружающей природы — все это способствует популярности спортивного ориентирования.
Ориентирование на местности сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить в условиях больших физических нагрузок.
У ориентировщика в результате общения с природой вырабатывается ряд ценных качеств: наблюдательность, выносливость, сила воли, умение ориентироваться в сложной обстановке. Развиваются и совершенствуются двигательные и вегетативные функции организма. Пребывание в лесных массивах благотворно сказывается на закаливании организма.
Ориентирование – ценное средство физического воздействия на организм человека.
В развитии спортивного ориентирования отчетливо просматриваются две тенденции: первая – развитие массовых форм занятий, имеющих сугубо оздоровительную направленность; вторая – совершенствование системы подготовки и повышения мастерства спортсменов высокой квалификации.
Ориентирование на местности – один из немногих видов спорта, в которых участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей, даже соперников.
Соревнования по спортивному ориентированию – серьезное испытание силы, быстроты, выносливости и волевых качеств спортсменов, способности продуктивно мыслить и принимать решения на фоне развивающегося утомления.
Сущность соревнований состоит в выявлении спортсменов, умеющих быстрее всех, используя карту и компас, преодолеть определенный маршрут на незнакомой местности через фиксированные на карте и местности контрольные пункты.
Соревнуясь в ориентировании на местности, спортсмен преодолевает многокилометровые расстояния бегом, постоянно при этом определяет свое местонахождение, сверяя местность с картой, выбирает направление движения и проверяет правильность реализации плана, используя компас, оценивает расстояния по карте и стремится точно их измерить на трассе.
Основную задачу – выбрать оптимальный путь движения и эффективно реализовать его — ориентировщик старается выполнить не только максимально точно, но и с наименьшими затратами времени.
Для достижения высоких спортивных результатов спортсмену-ориентировщику кроме хорошей физической подготовки нужно в совершенстве знать топографию, уметь обращаться с компасом, быстро и правильно выбирать путь движения по незнакомой местности, иметь хорошо развитые волевые качества.
Результат спортсмена-ориентировщика в соревнованиях складывается из различных факторов, которые оказывают совместное действие, взаимно влияя друг на друга и выходя поочередно на первый план в конкретных условиях.
Успешность соревновательной деятельности ориентировщиков зависит от многих сторон подготовки: физической, технико-тактической и психологической. Каждый из этих разделов состоит из большого количества показателей, причем отставание даже в одном из них может существенно повлиять на результат в соревновательной деятельности.
Поэтому, одной из главных задач спортсмена и тренера добиться устойчивого равновесия между этими качествами и в дальнейшем довести их до автоматизма. Спортивное ориентирование относится к циклическим видам спорта с преимущественным проявлением выносливости. В нем много общего с легкоатлетическим кроссовым бегом.
Однако есть и принципиальные отличия. Это – выраженная неравномерность бега – от быстрых ускорений до полных остановок. Но, пожалуй, наиболее существенной особенностью бега в ориентировании на местности следует считать то, что он является только вспомогательным средством, а не смыслом соревнований, как в легкой атлетике.
- Физическая подготовка
- Физическая подготовка спортсмена — это процесс воспитания физических качеств — выносливости, силы, скорости, ловкости, гибкости, координационных способностей.
- В спортивном ориентировании, как и в других видах спорта, различают общую и специальную физическую подготовку.
Общая физическая подготовка (ОФП) ориентировщика ставит своей целью всестороннее развитие спортсмена. Средствами ее служат самые разнообразные физические упражнения: кроссовый бег, гимнастика, упражнения на гибкость, координацию, с отягощениями и без них, спортивные игры, плавание, лыжные гонки, гребля и др.
Задачи специальной физической подготовки (СФП) в спортивном ориентировании заключаются в совершенствовании физических качеств, наиболее характерных для этого вида спорта: специальной и силовой выносливости, координационных способностей.
Средствами СФП являются: бег на тренировочных и соревновательных трассах с ориентированием, легкоатлетические кроссы, беговые и специально-подготовительные упражнения, направленные на избирательное развитие функциональных систем и групп мышц, участвующих в проявлении выносливости, силы, быстроты, ловкости.
Под показателями физической подготовленности подразумеваются факторы, определяющие способность к ориентировочному бегу. Это выносливость, сила, быстрота, гибкость, амплитуда движений, а также владение координацией движений в процессе выполнения соревновательного упражнения.
Показатели технического мастерства ориентировщика связаны со специализированной техникой ориентирования. Техническое мастерство спортсмена-ориентировщика – это владение теми приемами, которые используются для решения задач ориентирования в процессе соревновательной деятельности .
Тактика ориентирования – это совокупность рациональных действий спортсмена, направленных на достижение хороших результатов в соревнованиях. Тактически правильно мыслить и действовать – значит решать задачи ориентирования в кратчайший срок, с наименьшей затратой сил и с учетом меняющейся обстановки в соревнованиях.
Психологическая подготовка в ориентировании имеет важное значение в достижении высокого результата. Ориентировщик должен уметь приспосабливаться к возникающей в процессе соревнований стрессовой ситуации так, чтобы достичь наилучшего результата, с учетом уровня физической и технико-тактической готовности.
- Значение психологических показателей в ориентировании очевидно, ведь ошибки зачастую допускаются в ситуациях, которые спортсмену вполне по силам контролировать.
- В психологической подготовке спортсмена-ориентировщика уделяют развитию таких психических качеств как память, мышление, внимание.
- Основными техническими средствами в соревновательной деятельности по спортивному ориентированию являются спортивная карта и спортивный компас.
Спортивная карта – это крупномасштабная специальная карта, предназначенная для спортивного ориентирования и выполненная в условных знаках, специальное содержание которой составляет показ проходимости местности и информативность изображения объектов.
Это подробнейшее описание местности, на которой предполагается провести соревнования. С помощью карты начальник дистанции планирует трассы, оборудует их на местности.
Точная, объективная и информативная карта, выполненная по стандартизированным рекомендациям и легко читаемая на бегу, — основа для технически совершенной дистанции, залог обеспечения спортивной справедливости.
Все спортивные карты должны оформляться в условных знаках и обладать определенными качествами: точность, информативность, объективность, читаемость и полнота содержания.
Спортивная карта – это атрибут, сопровождающий ориентировщика, помогающий ему максимально реализовать свое мастерство на предлагаемой дистанции.
У спортивной карты можно выделить две функции. Первая – справочная. Карта дает понятие о местности соревнований и показывает предлагаемую дистанцию. А вторая – оперативная. Здесь карта – инструмент, с помощью которого спортсмен реализует предлагаемую дистанцию.
Современные спортивные карты по подробности и точности не имеют аналогов ни в военной, ни в туристической, ни в какой-либо другой практике.
Спортивный компас – это прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана. С помощью компаса определяют направление пути и направление на ориентиры. Для ориентирования на местности применяется большое количество различных систем компасов: магнитные, гигроскопические, солнечные. В спортивном ориентировании используют только магнитные компаса.
Техника в спортивном ориентировании
Ориентирование — вид спорта группы выносливости, который кроме требований к разносторонней физической подготовке требует также и многих других умений и навыков.
От многих других видов спорта ориентирование отличается тем, что ситуации, требующие проявления технического мастерства, никогда не повторяются, за исключением разве что работы на контрольном пункте.
Обычно различные технические навыки и приемы изучают путём многократного повторения до тех пор, пока действия становятся автоматическими и соответствующими правильной модели выполнения.
Ориентировщик также должен сформировать наиболее подходящие для себя модели выполнения во всех разделах технического мастерства и быть способным применять их в соответствии с требованиями постоянно меняющейся обстановки.
Владение основами техники создаёт предпосылки для решения ориентировочных задач, поставленных начальником дистанции. Хороший ориентировщик использует параллельно и последовательно все освоенные технические приемы и способен выбирать наиболее подходящую модель решения или производную от неё.
По мере накопления опыта тренировок и соревнований у ориентировщика формируется хорошая основа технического мастерства и способность ориентировочного мышления, что приводит к уменьшению числа ошибок и повышает надежность выполнения.
Технические действия называют приемами ориентирования, иногда способами, методами. Технические операции называют элементами техники. В технике бега на местности действием является сам по себе бег по конкретному виду местности, а операциями – его составляющие, такие, как отталкивание, мах ногой, постановка стопы.
Для ориентировщиков характерны большие индивидуальные особенности техники бега, что связано не только с различиями в развитии физических качеств и строении тела, но и с различными условиями проведения тренировок и соревнований (грунт, рельеф).
Важнейшим для ориентировщика является искусство регулирования скорости передвижения, исходя из правильной оценки физических и технических возможностей.
При надежной ходьбе каждый ориентировщик способен безошибочно преодолеть даже очень трудную трассу, но при беге с максимальной скоростью на это оказываются не способными даже самые опытные ориентировщики элиты.
Следовательно, на любом участке трассы надо передвигаться так, чтобы на данной скорости справляться с задачами ориентирования, контролировать своё местоположение на карте.
С повышением уровня технического мастерства ориентировщик может увеличить скорость бега. Наиболее заметно улучшаются результаты, если ориентировщик одновременно оказывается способным поднять уровень техники и повысить скорость бега. В ориентировании нет баллов за стиль, передвигаться надо быстро, решительно и эффективно.
Технические приемы, которыми пользуются спортсмены как на тренировках, так и на соревнованиях: владение компасом, движение по азимуту и его определение; чтение местности и карты; их сличение; определение спортсменом своего местоположения на карте; память карты; наблюдательность; использование современного снаряжения; методы поиска и взятия контрольных пунктов; отсчет расстояний, использование линейных и площадных ориентиров; перенос КП и дистанций на время; движение без компаса; бег с чтением карты; развитие пространственного воображения; ориентация карты по компасу, солнцу, линейным и площадным ориентирам; контроль высоты.
«Спортивное ориентирование»
Программа «Спортивное ориентирование» предназначена для детей с различной физической подготовкой. Это интересный и оздоровительный вид физической нагрузки.
Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Спортивное ориентирование имеет и практическое значение.
Умение ориентироваться необходимо охотнику и туристу, геологу и военному, грибнику и любителю лесных прогулок. Занятия ориентированием вырабатывают самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость, умение владеть собой, быструю реакцию.
Программа «Спортивное ориентирование» реализуется на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №61» города Брянска. Для реализации программы школа предоставляет учебный кабинет №3 и спортивный зал, стадион школы, а также спортивный инвентарь.
Рубаненков Александр Игоревич — педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
Первый год обучения предполагает изучение основ спортивного ориентирования. Учащиеся знакомятся с картой, компасом, получают простейшие навыки работы с картой и компасом на местности. В физической подготовке основной упор делается на общефизическую подготовку.
Содержание программы 1 года обучения включает изучение следующих тем:
- Основы гигиены и первая доврачебная помощь;
- Одежда и снаряжение ориентировщика;
- Правила соревнований;
- Топография, условные знаки. Карта. Компас;
- Техническая подготовка;
- Тактическая подготовка;
- Общая физическая подготовка;
- Специальная физическая подготовка;
- Контрольные упражнения и соревновательная практика, участие в районных, городских мероприятиях.
- По итогам первого года обучения проводится аттестационное занятие.
- Второй год обучения предполагает выполнение обучающимися разрядов, контрольных нормативов, работу с компасом и картой самостоятельно, участие в соревнованиях.
- Содержание программы 2 года обучения включает изучение следующих тем:
- Врачебный контроль и медико-санитарная подготовка;
- Снаряжение ориентировщика и оборудование соревнований;
- Правила соревнований;
- Судейская практика;
- Общая физическая подготовка, сдача контрольных нормативов;
- Специальная физическая подготовка;
- Техническая подготовка;
- Тактическая подготовка;
- Психологическая и морально-волевая подготовка;
- Участие в соревнованиях;
- Основы туристской подготовки;
- Краеведение.
По окончании обучения по программе «Спортивное ориентирование» проводится итоговая аттестация и выдается свидетельство о дополнительном образовании.
Сохранение и укрепление здоровья, содействие всестороннему гармоничному физическому развитию обучающихся путем привлечения к систематическим занятиям спортивным ориентированием
Планируемые результаты по итогам первого года обучения
По окончании 1 года обучающиеся будут знать:
- компас, планшет и их устройство;
- правила эксплуатации и хранения снаряжения;
- основные условные знаки и опознавать их на местности;
- задачи общей физической подготовки, взаимосвязь физической, технической, тактической подготовок;
- роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства;
- строение организма человека, влияние физических нагрузок на развитие организма, влияние гигиены на здоровье, роль питания и назначение белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов;
По окончании первого года обучающиеся будут уметь:
- передвигаться по дорогам и тропам с помощью компаса и карты;
- читать масштаб карт;
- читать и расшифровывать основные топографические знаки;
- определять крутизну склона и его высоту;
- соблюдать права и обязанности участников соревнований, правильно использовать техническую информацию о дистанциях;
- выполнять общеразвивающие упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, спины, живота, ног, выполнять разминку и заминку;
- соблюдать меры личной гигиены, соблюдать правильный и здоровый режим питания;
- выполнять теоретические и практические навыки по спортивному ориентированию.
Планируемые результаты по итогам второго года обучения
По окончании второго года обучающиеся будут знать:
- причины утомления, профилактические средства, направленные на предотвращение переутомления;
- физиологические закономерности формирования двигательных навыков;
- общие положения правил по спортивному ориентированию;
- права и обязанности участников соревнований, виды соревнований, способы проведения соревнований, критерии допуска к соревнованиям;
- состав судейской коллегии соревнований, судейские бригады старта и финиша, обязанности начальника дистанции и его помощников;
- основные сведения о туризме; виды туризма и характеристику каждого вида;
- памятники истории и культуры, музеи города и области, природные объекты и их месторасположение;
- характеристику действий ориентировщика на различных участках трассы;
- специфические особенности бега в лесу, по пересеченной местности;
- основы безопасности при участии в соревнованиях;
По окончании второго года обучающиеся будут уметь:
- пользоваться первичными средствами пожаротушения, оказывать первую помощь пострадавшим, искать, условно заблудившегося, в лесу;
- выполнять разминочный комплекс упражнений;
- грамотно и в полном объёме использовать предстартовую информацию;
- действовать в аварийной ситуации, соблюдать основы безопасности при участии в соревнованиях;
- преодолевать объективные и субъективные трудности в тренировочном и соревновательном процессе;
- вязать узлы: прямой, встречный, стремя, проводник, проводник-восьмерка;
- выполнять краеведческие задания на маршруте; изучать краеведческие объекты;
- выполнять комплекс упражнений самоподготовки к старту;
- выполнять упражнения на воспитание воли и регулирование эмоций.
Необходима медицинская справка о состоянии здоровья и допуск врача к занятиям с физической нагрузкой.
Программа «Спортивное ориентирование» реализуется на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №61» города Брянска. Для реализации программы школа предоставляет учебный кабинет №3 и спортивный зал, стадион школы, а также спортивный инвентарь.
Программа реализуется на бюджетной основе.
Статьи и видео
СТАТЬЯ 1
С зарождения ориентирования до наших дней прошло немало времени. Фотокарточки почти выцвели, самые первые карты местности забылись, настоящее стало прошлым.
И, чтобы его не потерять, мы выпустили первую статью из цикла «Волжские просторы — объединяя поколения».
Вы узнаете или вспомните, с чего начиналось ориентирование: детские поездки и экскурсии, первые туристские станции…
Вы готовы окунуться в прошлое?
Объединяя поколения — начало
- СТАТЬЯ 2
Ночные гонки по «закрытым маршрутам» , первые горьковские ориентировщики и соревнования, карты-синьки и КП с контролёрами у костра — вот она, романтика 60-х годов.
Вторая статья цикла «Волжские просторы — объединяя поколения» - ИНТЕРВЬЮ 1
- ВИДЕО 1
СТАТЬЯ 3
Шестидесятые перевернули ориентирование в Горьковской области: командный формат уступил место личному, а поездки на соревнования в другие города стали долгожданными.
Прошло немало лет с Первых Всесоюзных соревнований по туристскому ориентированию в Ужгороде, однако сколько сохранилось воспоминаний!
Третья статья из цикла «Волжские просторы — объединяя поколения» про историю горьковского ориентирования.
ВИДЕО 2
СТАТЬЯ 4
«…Так кто же они — спортивные картографы? Компанейские ребята и молчуны-одиночки, грубоватые и рафинированные интеллигенты, пожилые и не очень — разные. Это люди, одержимые стремлением постичь планету Земля, измерить ее своими шагами и нанести её на лист бумаги с помощью знаков и символов.»
- Пара страниц из жизни картографа высшей категории Василия Кондрашкина, растворяющая нас в лесу поздней осенью, описывающая, что происходит по ту сторону карты.
- ИНТЕРВЬЮ 2
- ИНТЕРВЬЮ 3
- СТАТЬЯ 5
Соревнования
Третьи Всесоюзные соревнования, проведённые в Горьком, развитие детско-юношеского ориентирования и первые победы юниоров.
СТАТЬЯ 6
Владислав Серафимович Хлудов
Иногда совсем не обязательно писать подробную биографию человека.
Ведь точные даты поступления в университет, начала работы – это сухая композиция жизни, повторяющаяся то одними, то другими людьми.
Достаточно прочитать несколько строк о человеке, написанных его друзьями и родными, или услышать короткий рассказ от его коллег, чтобы понять , каким он был настоящим и неповторимым.
✨17 января Владиславу Серафимовичу Хлудову исполнилось бы 90 лет (родился в 1931г.). Для многих ориентировщиков он был тренером с большой буквы. Заботливым, терпеливым, преданным.
В нём не было ни капли зла ни к кому, он никогда не повышал голос, и его доброе чувство юмора всегда смягчало углы и подкупало абсолютно всех.
Владислав Серафимович 33 года посвятил работе со студентами в Горьковском госуниверситете, организовал там секцию спортивного ориентирования и вырастил более сотни воспитанников.
- ВИДЕО 3
- ИНТЕРВЬЮ 4
- ИНТЕРВЬЮ 5
- Статья 7
Рассказ о Третьих Всесоюзных в Горьком. 1967г. Статья 7
- ИНТЕРВЬЮ 6
- Статья 8
В возрасте 75 лет Юрий Вячеславович Лебединский подтягивался на турнике 15 раз, а в 80 лет продолжал ходить в походы вместе со своими воспитанниками. А ещё Юрий Вячеславович хотел сделать «свой» девятый класс некурящим. И никогда не жаловался на свои боевые ранения, полученные в период Великой Отечественной войны. Наоборот, редко её вспоминал.
В 2020 году вышла замечательная книга «Раз прожил жизнь — благодарю», посвящённая Ю.В. Лебединскому, куда вошли воспоминания о тренере и стихи Юрия Вячеславовича. Мы для вас прикрепили электронную версию сборника???????? Но для тех, кто не хочет читать книгу , создали статью с интересными и пронзительными отрывками из неё.
Пожалуйста, найдите время для чтения. Таких, как Юрий Вячеславович, любят и помнят всю жизнь.
Объединяя поколения. Ю.В. Лебединский
Раз прожил жизнь — благодарю
Статья 9
Как выглядел билет участника соревнований по ориентированию , что писали в книжке туриста и какие справки выдавали после походов? Теперь вы можете всё разглядеть и почитать. Лидия Сергеевна Берцева поделилась с нами своими старыми документами, и мы решили сделать отдельную статью-подборку.
- Объединяя поколения. Статья 9
- Статья 10
- Отправляемся в 1970-е
Небольшая экскурсия по первому году десятилетия. - О первых соревнованиях среди студентов, ставших впоследствии Универсиадой, и о «Матче 20-ти», прошедшем в Горьковской области, расскажем в следующих статьях.
- Объединяя поколения. Статья 10
- ИНТЕРВЬЮ 7
- ВИДЕО 4
- 10 минут чёрно-белого фильма — это …
- … лица молодых тренеров и судей, празднование Дня рождения и делёж торта, посвящение в ориентировщики, выдача первых значков, путешествие до старта на электричке, прохлада весны и знойное лето в сосновом лесу.
- Привет вам из 1980-х!
- Статья 11
Что такое «Матч 20-ти» ❓ Это старт, собиравший лучшие 20 команд со всей страны. А иногда он мог иметь статус Всесоюзных соревнований.
В 1970 году «Матч 20-ти» прошёл в Горьком, и так как элита области участвовала в подготовке соревнований, то на старт выходила молодёжная команда.
Воспоминания Е.И. Иванова об организации «Матча»
- Объединяя поколения. Статья 11
- ИНТЕРВЬЮ 8
- ИНТЕРВЬЮ 9
- Статья 12
Раньше студенты-ориентировщики тоже проводили свои старты. Обычно они были осенью после «картошки» и имели товарищеский характер. И кто бы мог подумать, что первые студенческие соревнования в 1970 году станут впоследствии Всероссийской Универсиадой.
- В журнале «Азимут» мы нашли статью Сергея Павловича Егоршина и Евгения Николаевича Митрофанова про те первые старты
- Объединяя поколения. Статья 12
- ИНТЕРВЬЮ 10
- ИНТЕРВЬЮ 11
- ИНТЕРВЬЮ 12
- Статья 13, 14, 15
Какой он, альпинизм 60-х? Через какие испытания в горах нужно было пройти, чтобы получить заветный значок альпиниста и стать «значкистом»?
Делимся с вами рассказом Михаила Андреевича Фаддеева о первом альплагере, навсегда подарившем ему любовь к горам.
Статья 16
Продолжаем делиться с вами удостоверениями, и на очереди коллекция Сергея Павловича Егоршина — Мастера спорта СССР. Сергей Павлович всю жизнь работал в сфере атомной энергетики, поэтому вы найдёте удостоверения о награждениях почётными знаками.
Объединяя поколения. Рассказ Ольги Касаткиной.
- ИНТЕРВЬЮ 13
- Статья 17
Когда в семье родители ориентировщики, их детям уже сложно вырваться из мира лесов, палаток и многодневок. А надо ли?
Семья Касаткиных нашла свою гармонию: они в ориентировании, беге, велоспорте и ещё как-то успевают восходить на вершины гор. При этом стараются сделать наш вид спорта лучше. Ольга Касаткина создала серию стартов «Лесной relax», тёплую и атмосферную. А Дмитрий Касаткин автор проекта O-stuff , без которого уже не обходятся соревнования по ориентированию.
Рассказ Ольги о том, как родители передали им с братом свою любовь к спорту.
Объединяя поколения. Рассказ Ольги Касаткиной.
- Статья 18
- Первое ночное ориентирование, первые открытые тренировочные старты в Горьком и первая карта, отпечатанная на фотобумаге.
- Статья о начале 70-х.
Объединяя поколения. Статья 18.
Статья 19
Эта подборка статей-зарисовок от людей, тесно связанных спортивным ориентированием, об одном из лучших спортивных картографов в бывшем СССР и России — Юрии Владимировиче Худеньких (01.02.1951 – 08.08.2017)
Объединяя поколения. Ю.В. Худеньких.
- Статья 20
- Шипов Николай Леонидович
- ВИДЕО 5
- ИНТЕРВЬЮ 14
Татьяна Евграфовна Миронова — Заслуженный тренер России по спортивному ориентированию, человек, глубоко преданный спорту, любящий своё дело, как никто другой. Татьяна Евграфовна с мужем Николаем Николаевичем воспитали десяток Мастеров спорта и Кандидатов в Мастера спорта. И самое главное, что они вдвоём сумели подарить любовь к ориентированию многим-многим своим воспитанникам.
- Статья 21
- Ориентирование в конце семидесятых — это успех воспитанников школы №24, «O-derby», придуманные Юрием Худеньких, первая цветная карта и создание областной Федерации ориентирования
- Статья 21
- Статья 22
Восьмидесятые подарили Горьковской области новые районы для соревнований, в это десятилетие были организованы многочисленные семинары для судей и выпущены картографические и методические пособия. Ориентирование уже не было такой «диковинкой», и развитие лесного спорта стало более осмысленным.
Статья 22
Статья 23
Несмотря на трудности девяностых, ориентирование не угасло в области. Был проведён последний Чемпионат СССР в Горбатове и Сосновском районе, Иван Мурашов выиграл первую медаль Чемпионата Мира среди юниоров, а ещё в область пришли городские спринты.
Статья 23
Статья 24
Многие знают: если в организации соревнований участвует Николай Николаевич Миронов, легко не будет. Будет не только не легко, будет еще и «мозговзрывательно». Тот, кто любит интересную жизнь в спорте, конечно же, не упустил ни одного его проекта: «Лунатик», «Маэстро», «Между прошлым и будущим», «Минирогейн» и трейловая
тропа.
Статья 24
Статья 25
Надежда Борисовна Сычёва о друге, соратнике, руководителе — директоре СДЮСШОР №12 — Татьяне Валерьевне Лариной.
«История нашего знакомства, а впоследствии и дружбы, уходит корнями в далекие студенческие годы. Это был 1973 год. И более 40 лет наши пути по жизни постоянно пересекались.»
- Статья 25
- Статья 26
- Неопубликованное интервью с Жанной Владимировной Полянской — главным тренером СДЮСШОР №12 по велоориентированию.
- Статья 26
- ИНТЕРВЬЮ 15